Церковный календарь

12 сентября. Память перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 сентября. Память перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского

13-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 30 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских. Преподобного Александра Свирского (1533). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652). Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724).

Преподобного Христофора Римлянина (VI). Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX–X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1271), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа. Святителя Варлаама, митрополита Молдавского (1657) (Румын.).

Священномученика Петра Решетникова пресвитера (1918); преподобномученика Аполлинария Мосалитинова (1918); священномученика Павла Малиновского пресвитера, преподобномученицы Елисаветы Ярыгиной и мученика Феодора Иванова (1937); преподобномученика Игнатия Лебедева (1938); святого Петра Чельцова исповедника, пресвитера (1972).

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского

Этот день 1724 года светлой страницей вошел в историю России. Три года как закончилась Северная война. В ознаменование этого события было принято решение перенести мощи покровителя русского воинства — благоверного князя Александра Невского, с города Владимир в новую русскую столицу — Санкт-Петербург. В 1723-м году святыню доставили в Шлиссельбург, где она находилась в течение года. А в следующем, 1724 году, мощи святого князя были торжественно установлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Не угасает с годами слава великого русского князя. В его честь построено немало храмов не только на территории Руси, которую любил и защищал святой Александр Невский, но и далеко за ее пределами.

Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского

Святой князь Даниил Московский тяжело заболел и незадолго до смерти принял великую схиму. Он мирно почил о Господе в 1303 г. и заповедал похоронить себя на общем кладбище в основанном им Даниловом монастыре. Во времена царя Иоанна Грозного при его гробе исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возродил закрытый Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды. Через 300 лет мощи благоверного князя были обретены нетленными.

Преподобного Александра Свирского

Святой Александр Свирский родился в Новгородской земле. Будучи еще отроком, вкушал лишь раз в день немного хлеба, а ночью молился, почти не смыкая глаз. В 26 лет принял постриг на острове Валаам, что на Ладожском озере, а затем ушел на берег Рощинского озера, где у реки Свирь построил себе хижину и стал подвизаться пустынножителем. Вскоре к святому начали приходить люди, желающие подражать его житию; постепенно число братии росло. Однажды во время молитвы Александру было явление Святой Троицы, после чего он построил храм, основал монастырь и принял священнический сан. Управляя обителью, святой служил для всех примером добродетели: носил подрясник из грубой ткани, помогал на послушаниях, не гнушаясь тяжелой работой. Перед кончиной Александр завещал братии хранить между собой любовь и быть снисходительными друг к другу.

Священное Писание

2 Кор., 190 зач., X, 7-18

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Мк., 14 зач., III, 28-35

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящая вина моя, еже оставитися мне». Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же совершил святой Даниил, что мы прославляем его как преподобного и благоверного князя? А совершил он очень многое: он осуществил духовный идеал христианства в той области и в таких условиях, в каких этот идеал осуществить почти невозможно. Действительно, в его время на просторах Руси, оккупированной Ордой, вспыхивают постоянно междоусобные брани. Русские князья, сознавая, что у них нет сил освободиться от татаро-монгольского нашествия, начинают друг за счет друга завоевывать пространства жизненные и обогащать свою казну. И кровные братья — почти все находились в родстве — вступают в кромешную тьму кровавых междоусобных браней. Чаще всего эти князья, опираясь на силу хана, боролись со своими братьями, преумножая свою местную власть и богатство. Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым.

Симеон Афонский о мирской жизни

Мирская жизнь подобна тополиному пуху, который носит бурный ветер. Так и мы блуждаем в мире, гонимые нашими грехами. Все, что нам приходится встречать в жизни, — это последствия наших грехов и добрых поступков, которые мы считаем существующими независимо от Божественной воли. Такие последствия предстают пред нашим взором как различные обстоятельства: дурные или хорошие и враждебные или дружеские взаимоотношения с нашими близкими. В этих обстоятельствах душа учится евангельскому общению с окружающими ее людьми. Благодаря приобретенному опыту она приготавливается ко встрече с Самим Богом. Отказываясь приобретать такой опыт, она отказывается и от Бога… По течению плывет только мертвая рыба, а с миром соглашается только мертвая душа. Когда мы действительно уразумеваем, что дружба с миром есть вражда с Богом, и отвращаемся от поисков опоры в бурном мире многообразных и опасных обстоятельств, нам становится легче понять и принять свои постоянные страдания и переживания.

О сугубой ектении

Сугубая ектения придаёт богослужению особую торжественность, поэтому она отсутствует в чине великопостной вечерни. В составе великой вечерни сугубая ектения занимает центральное место и полагается после входа, а в чине вседневной вечерни замыкает её. В одном из прошений сугубой ектении упоминается о «труждаю щихся», под которыми в древности подразумевались служители церковных кладбищ. «Первый чин между клириками есть чин погребателей, которые, по примеру святого Товии, обязаны погребать мёртвых. Посему и об них, как о людях, отделённых от сословий мирян и возведённых на степень церковную и на служение храму Божию, положено особое прошение к сей ектении, и не только на вечерне и утрене, но Василий Великий и Златоуст определили даже и на литургии, поставив притом их выше певцов», — писал блаженный Иероним.

Молитвословия

Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла

глас 8

Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии — Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.

Тропарь благоверного князя Александра Невского

глас 4

Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского

глас 4

Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 3

Явился еси в стране нашей,/ яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Данииле,/ лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/ людем православным поборник еси,/ пленным свободитель и нищим защитетель./ Моли Христа Бога/ державе Российстей даровати мир// и спасти души наша.

Кондак благоверного князя Даниила Московского

глас 8

Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому

глас 3

Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 3

Пути, вводящего в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил еси/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, — глаголю,— Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими.

Кондак святителю Савве

глас 8

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.

Кондак в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 6

Заступниче скорбящим,/ в напастех помощниче,/ ко Владыце молебниче,/ не презри нас, смиренных, обремененных грехи,/ но предвари и исхити от мук вечных с верою молящихтися,/ ускори на заступление и потщися на помощь,/ заступи, святителю Христов Савво, поющия тя.

Теги:
Благоверный Александр Невский
благоверный князь Даниил Московский
преподобный Александр Свирский
православный календарь

Все публикации