12 сентября. Память перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского

6297
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских. Преподобного Александра Свирского (1533). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652). Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724).

Преподобного Христофора Римлянина (VI). Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX—X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1271), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа. Святителя Варлаама, митрополита Молдавского (1657) (Румын.).

Священномученика Петра Решетникова пресвитера (1918); преподобномученика Аполлинария Мосалитинова (1918); священномученика Павла Малиновского пресвитера, преподобномученицы Елисаветы Ярыгиной и мученика Феодора Иванова (1937); преподобномученика Игнатия Лебедева (1938); святого Петра Чельцова исповедника, пресвитера (1972).

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского

Этот день 1724 года светлой страницей вошел в историю России. Три года как закончилась Северная война. В ознаменование этого события было принято решение перенести мощи покровителя русского воинства — благоверного князя Александра Невского, с города Владимир в новую русскую столицу — Санкт-Петербург. В 1723-м году святыню доставили в Шлиссельбург, где она находилась в течение года. А в следующем, 1724 году, мощи святого князя были торжественно установлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Не угасает с годами слава великого русского князя. В его честь построено немало храмов не только на территории Руси, которую любил и защищал святой Александр Невский, но и далеко за ее пределами.

Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского

Святой князь Даниил Московский тяжело заболел и незадолго до смерти принял великую схиму. Он мирно почил о Господе в 1303 г. и заповедал похоронить себя на общем кладбище в основанном им Даниловом монастыре. Во времена царя Иоанна Грозного при его гробе исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возродил закрытый Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды. Через 300 лет мощи благоверного князя были обретены нетленными.

Преподобного Александра Свирского

Святой Александр Свирский родился в Новгородской земле. Будучи еще отроком, вкушал лишь раз в день немного хлеба, а ночью молился, почти не смыкая глаз. В 26 лет принял постриг на острове Валаам, что на Ладожском озере, а затем ушел на берег Рощинского озера, где у реки Свирь построил себе хижину и стал подвизаться пустынножителем. Вскоре к святому начали приходить люди, желающие подражать его житию; постепенно число братии росло. Однажды во время молитвы Александру было явление Святой Троицы, после чего он построил храм, основал монастырь и принял священнический сан. Управляя обителью, святой служил для всех примером добродетели: носил подрясник из грубой ткани, помогал на послушаниях, не гнушаясь тяжелой работой. Перед кончиной Александр завещал братии хранить между собой любовь и быть снисходительными друг к другу.

Евангелие дня

Как узнать о своём предназначении? Чему посвятить свою жизнь? Как не ошибиться в своем выборе? Свой ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

29Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33И весь город собрался к дверям.

34И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

По свидетельству учёных, та болезнь, от которой страдала тёща апостола Петра, была сродни по своим симптомам малярийной лихорадке. В те времена от неё не было эффективных лекарств. Заболевание изматывало человека, высасывало из него все жизненные соки, после чего наступала смерть. Если же каким-то чудом организму удавалось победить заразу, больной ещё очень долго приходил в себя. Лежал, набирался сил, чтобы вернуться к обычному ритму жизни.

Однако сила Божия, которая действует через Христа, такова, что тёща Петра мгновенно приходит в себя. Она, как говорит Евангелие, тотчас начала прислуживать дорогому гостю. Интересен и ещё один момент. По обычаям того времени женщинам было запрещено служить раввинам. А ведь Господа окружающие воспринимали именно так. На Него смотрели именно как на раввина, учителя мудрости. Однако это не смущает родственницу апостола. Её сердце исполнено такой благодарности, а желание послужить Спасителю такое горячее и дерзновенное, что она даже не обращает внимание на рамки социальных условностей. Ничто не может остановить её порыв. Не останавливает её и Господь. Так Христос словно свидетельствует, что к женщине вернулось не только телесное здоровье, но вместе с ним она обрела и здоровье духа.

Подобное самоотверженное отношение к окружающим демонстрирует и Сам Спаситель. Как пишет Евангелист, Христос дни напролёт проводил среди людей. Его окружали толпы больных, несчастных, бесноватых. Всё Своё время Он посвящал тому, что проповедовал, исцелял, утешал. Лишь рано утром у него случались мгновения уединения. Их Господь посвящал молитве. Известно, о чём была эта молитва. Глубинный смысл её слов всегда был один и тот же: «Не Моя пусть будет воля, но Твоя». Даже в минуты уединения Господь молится о том, чтобы Небесный Отец дал Ему силы и далее служить Ему и людям.

Итак, сегодня Евангелие в очередной раз открывает нам простую, но принципиально важную истину. Главное предназначение всякого из нас — это служение. Чем бы мы ни занимались, чем бы ни зарабатывали на жизнь, Господь призывает любое своё дело и любое начинание посвящать Ему и окружающим. С этого же Он Своим примером рекомендует начинать свой день. Встали утром, уединились, опустились на колени и попросили всего лишь о двух самых главных вещах: «Господи, помоги мне сегодня быть исполнителем Твоей святой воли. Подскажи, направь, вразуми, как, будучи тем, кто я есть, я могу принести пользу всякому человеку, которого ты пошлёшь мне сегодня навстречу». Если наша деятельность, бытовая или же профессиональная, будет иметь в своём основании эти два мотива, если мы будем непрестанно корректировать и сверять с ними всю свою повседневную активность, Сам Господь будет направлять нас по жизни. Он восполнит все наши усилия и найдёт нашим талантам наилучшее применение. Отведёт от того, что для нас неполезно и обеспечит успех там, где он, по всеблагому Промыслу Божию, крайне важен и необходим.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Невозможно обрести любовь в своем сердце, когда наш язык злоречив, когда у нас нет времени на других людей и нет интереса к ним. Невозможно обрести любовь в сердце, которое не отзывается на боль другого человека. Преподобный авва Дорофей учит: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 19)».

О сугубой ектении

Сугубая ектения придаёт богослужению особую торжественность, поэтому она отсутствует в чине великопостной вечерни. В составе великой вечерни сугубая ектения занимает центральное место и полагается после входа, а в чине вседневной вечерни замыкает её. В одном из прошений сугубой ектении упоминается о «труждаю щихся», под которыми в древности подразумевались служители церковных кладбищ. «Первый чин между клириками есть чин погребателей, которые, по примеру святого Товии, обязаны погребать мёртвых. Посему и об них, как о людях, отделённых от сословий мирян и возведённых на степень церковную и на служение храму Божию, положено особое прошение к сей ектении, и не только на вечерне и утрене, но Василий Великий и Златоуст определили даже и на литургии, поставив притом их выше певцов», — писал блаженный Иероним.

Пятая заповедь Ветхого Завета: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен

В этой заповеди пересекаются две составляющие христианской нравственности — вертикальная (отношения с Богом) и горизонтальная (отношения между людьми). Богопочитание начинается с почитания родителей, которых можно назвать сотворцами Богу. По словам апостола: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим.5:8). Народ Израиля, который получил эту заповедь, представлял собой, прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Божественного Закона (особенно отец). Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни.

Почему в этой заповеди говорится о почитании, а не о любви? Любовь — высшая добродетель, поэтому Бог призывает нас хотя бы почитать родителей. В идеале, конечно, любить их. Как любить родственников, которые вызывают неприязнь? Любовь — это не просто чувство, а дела, поэтому следует творить дела любви и к тем, к кому нет расположения.

Как почитать тех родственников, которые разрушают семью? По словам прот. Димитрия Смирнова, «Почитать их лучше всего на расстоянии. Есть же другая заповедь. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Мф.19:5). Ну и, собственно, наоборот: жена — к мужу. Это о чем говорит? Отъехала километров за 50 — и почитай. Иначе всё рухнет. Почему эту заповедь видим, а ту нет?».

В какой мере проявлять послушание родителям? Не в безусловной. В той, что не противоречит воле Божьей в самом широком смысле: отношениях с Богом, миру в семье, не потакании их страстям (гневу, манипулированию, греховным зависимостям).

Многие считают, что чтить родителей — это значит материально заботиться о них. Однако не менее важно быть терпеливыми по отношению к ним, молиться об их здравии и спасении, а когда они преставятся — молиться об упокоении их душ.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Александра Невского

глас 4

Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского

глас 4

Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва преподобному Александру Свирскому

О священная главо, Ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являяй многия милости живущим во святей обители твоей и всем с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй и предстательством твоим, угодниче Божий, на враги видимыя и невидимыя, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова и благостроение зиждется, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудо­творче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миро­держца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренныя моления наша и предстательству за нас пред Престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 3

Явился еси в стране нашей,/ яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Данииле,/ лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/ людем православным поборник еси,/ пленным свободитель и нищим защитетель./ Моли Христа Бога/ державе Российстей даровати мир// и спасти души наша.

Кондак благоверного князя Даниила Московского

глас 8

Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому

глас 3

Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 3

Пути, вводящего в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил еси/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, — глаголю,— Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими.

Кондак святителю Савве

глас 8

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.

Кондак в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 6

Заступниче скорбящим,/ в напастех помощниче,/ ко Владыце молебниче,/ не презри нас, смиренных, обремененных грехи,/ но предвари и исхити от мук вечных с верою молящихтися,/ ускори на заступление и потщися на помощь,/ заступи, святителю Христов Савво, поющия тя.

Новости по теме

В Александро-Невском приходе Казани пройдёт общегородская олимпиада школьников, посвящённая духовному и историческому наследию благоверного князя
Анонсы и объявления 3 октября 2024
В Александро-Невском приходе Казани пройдёт общегородская олимпиада школьников, посвящённая духовному и историческому наследию благоверного князя

6 октября в Александро-Невском приходе города Казани состоится общегородская открытая олимпиада школьников «Благоверный князь Александр Невский в истории Церкви и России».

В Александро-Невском приходе Казани состоялся круглый стол «Благоверный князь Александр Невский в исторической памяти россиян» В Александро-Невском приходе Казани состоялся круглый стол «Благоверный князь Александр Невский в исторической памяти россиян»

9 сентября 2024 года в Александро-Невском приходе города Казани состоялся круглый стол «Святой благоверный князь Александр Невский в исторической памяти россиян».

В Александро-Невском приходе Казани пройдут мероприятия по случаю 300-летия перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург
Анонсы и объявления 8 сентября 2024
В Александро-Невском приходе Казани пройдут мероприятия по случаю 300-летия перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург

В приходе благоверного князя Александра Невского города Казани состоятся праздничные мероприятия по случаю 300-летия перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург.

Митрополит Кирилл освятил часовню во имя благоверного князя Александра Невского на территории подворья Московских святителей в Казани
Митрополит Кирилл освятил часовню во имя благоверного князя Александра Невского на территории подворья Московских святителей в Казани

6 сентября, в день памяти святителя Петра Московского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил освящение старинной часовни во имя благоверного князя Александра Невского на территории подворья Московских святителей в городе Казани.