Церковный календарь

20 августа. Память преподобномученика Дометия Персянина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 августа. Память преподобномученика Дометия Персянина

10-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 7 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Преображения ГосподняПреподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832). Преподобного Антония Оптинского (1865).

Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мученика Марина и Астерия (260). Преподобного Ора (ок. 390). Преподобномученицы Потамии чудотворицы. Преподобного Феодосия Нового (IX–X). Святителя Иерофея Венгерского (X). Святого Стефана I, короля Венгрии (1038). Преподобной Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Румын.).

Священномучеников Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); священномученика Василия Аменицкого пресвитера (1938).

Преподобномученик Дометий Персянин

Старец Дометий подвизался на святой горе Афон в монастыре Филофея. Он известен как духовный наставник преподобномученика Дамиана Нового. В жизнеописании Дамиана, которого турки казнили за проповедь христианства в землях, находившихся под их властью, говорится, что на Афоне мученик три года провел в качестве послушника у добродетельного старца Дометия. Учитель и ученик строго постились, проводили время в бдении и других аскетических упражнениях. Известно также, что преподобный Дометий сподобился от Господа дара чудотворения.

Преподобный Пимен Многоболезненный

Преподобный Пимен Многоболезненный родился больным. По его просьбе родители отнесли его в Киево-Печерский монастырь, где он молил Господа не о выздоровлении, а о продолжении болезни и о постриге в иночество. Светлые ангелы совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному, нашли его облаченным в монашеские одежды. 20 лет провел он в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он всё переносил с радостью. Однажды преподобный Пимен исцелил такого же расслабленного брата, взяв с него слово служить больным до самой смерти. За три дня до кончины святой исцелился, успев проститься со всей братией и причаститься Святых Таин.

Святой Стефан I, король Венгрии

В 2000 году Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых короля Стефана. В августе 2007 года имя святого Стефана Венгерского было включено в святцы Русской Православной Церкви. Святой Стефан — самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала существенное влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии. Приняв на себя управление страной в 997 году, святой Стефан стал устроителем церковной жизни в Венгрии, поддерживая связь как с Восточным, так и с Западным христианством. Он был милостивым и нищелюбивым, не допускал никакого насилия в деле христианского просвещения своих подданных. Отличаясь особым смирением, святой Стефан завещал своему сыну править в кротости и благочестии, так как «творение любви ведёт к наибольшему счастью». 

В законах святого Стефана заповедуется величайшее уважение к священству как слугам Господним: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несёт на себе только лишь свои тяготы, а он же несёт на себе тяготы, как свои, так и иных людей. И потому, как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них». Также законодательно ограждался порядок и благочиние в храмах. Правило предписывало строго наказывать за неподобающее поведение в храме: «Тем, кто приходит в храм на слушание Божественной службы и там во время литургии перешептываются друг с другом, мешают другим, бесполезно сплетничая, и не слушают Божиих уроков и учения Церкви, если это люди высшего слоя, то их необходимо пристыдить и со стыдом выгнать из храма, если же это люди средних и низших слоёв, то во дворе храма у всех на виду связанными их необходимо бичевать и остричь за их великую наглость».

Священное Писание

1 Кор., 161 зач., XV, 29-38

29 Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Мф., 85 зач., XXI, 23-27

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,— боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 21, 23-27

На вопрос Господа об Иоанне Предтече, архиереи и старцы думали: так ли скажем или так, все для нас невыгодно, а потому решили лучше прикрыться незнанием. Интерес свой связал им язык и не дал им засвидетельствовать истину. Если бы они любили истину больше, чем себя, была бы иная речь, иное было бы и дело. Свой интерес закрыл истину и не допустил ее до сердца, помешал образоваться искреннему убеждению и сделал его равнодушным к ней. И всегда так: эгоистические стремления — изначальные враги истины. Все другие враги идут за ними и действуют через посредство их. Если разобрать, как родились все заблуждения и ереси, то окажется, что всех их источник именно этот. На словах, истина — истина, а на деле, мешает истина в том и в том отношении, надо ее устранить и поставить на место ее благоприятную нам ложь. Отчего, например, являются материалисты — нигилисты? Оттого что идея Бога Творца, Промыслителя и Судии с идеею о духовности души, мешает им шире жить по своим наклонностям; вот и отстраняют ее. Что не истина руководит нигилистами, это видно из ничтожности оснований, на которых они утверждаются: им желательно, чтобы было так, как они думают, и всякий призрак, отражающий их мысли, выставляется ими как свидетель истины. Если бы они отрезвились хоть немного, тотчас бы увидали ложь свою. Но себя жаль, потому и остаются так как есть.

Дерзновение святителя Митрофана Воронежского перед царем Петром I

Святитель Митрофан Воронежский поддерживал царя Петра I, помогал ему в строительстве флота, но не одобрял бездумного восприятия царём иностранных обычаев. Воронежский дворец Петра снаружи был украшен статуями языческих богов. Вызванный царём святитель увидел их и отказался входить. Оскорбившись, царь опять послал за епископом. Но тот ответил, что не войдёт во дворец, пока государь не велит низвергнуть из него идолов. Разгневанный Пётр велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец, то будет казнён. Святитель ответил: «Лучше мне умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». Готовясь к смерти, Митрофан распорядился звонить в колокола, созывая народ ко всенощной. Царь послал спросить архиерея о причине звона. «Мне, как преступнику, назначена смерть, и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов», — сказал владыка. Исповедничество епископа устыдило Петра, и он приказал убрать статуи.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если посмотреть на старинные иконы, изображающие событие Преображения, мы увидим, что Божественный свет от Христа исходит. Иконописцы очень красиво изображают это явление: лучи света не остаются рядом с телом преображенного Спасителя, но распространяются на все, что рядом, — на учеников, на камни, на деревья; они пронизывают землю, они пронизывают космос, они пронизывают все Божественное творение. Праздник Преображения помогает нам понять: все, что существует в этом дивном космосе, в этой вселенной, на нашей земле, существует силой Божией. Эту силу, это излияние Божественной энергии на все творение и явил Господь Иисус Христос, преобразившийся пред Своими учениками и апостолами. В ответ на их веру они получили дар Божественной энергии, дар благодати, величайшее откровение о том, что Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа пребывает со всем миром. Чему же это событие и все, что с ним связано, должно научить нас? Оно должно нас научить, что мы по своей греховности, по немощи не видим Божественного света, хотя многие святые сподоблялись его увидеть.

Молитвословия

Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)

глас 4

Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.

Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)

глас 2

Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.

Тропарь преподобномученика Дометия

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно.

Кондак преподобномученика Дометия

глас 6

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Тропарь преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах

глас 8

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах

глас 8

Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою.

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Тропарь

глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского. Кондак

глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах

глас 6

Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.

Тропарь преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Пимене; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобного Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Пимене преподобне,/ постником единонравне,/ послушания образе и трудолюбия правило,/ во бдении и молитвах неусыпне,/ не престай моляся о нас ко Господу.

Теги:
Преподобный Пимен Многоболезненный
православный календарь

Все публикации