27 июля. Память преподобного Никодима Святогорца

4307
Фото

7-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 14 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостола от 70-ти Акилы (I).

Преподобного Стефана Махрищского (1406). Мученика Иуста (I). Преподобного Еллия монаха (IV). Преподобного Онисима чудотворца (IV). Мученика Иоанна Мервского. Преподобного Никодима Святогорца (1809).

Священномученика Константина Богоявленского пресвитера (1918); священномученика Николая Порецкого пресвитера (1933).

Апостол от 70-ти Акила

Апостола Акила, апостол от 70. Уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление имп. Клавдия (41—54 гг.) они вынуждены были переехать в Коринф. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с ними, он стал жить в их доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, афонский монах, богослов, гимнограф, готовил к изданию творения святых отцов, писал аскетические наставления, толковал церковные каноны, составлял сборники житий святых. Известен как творец и толкователь священных песнопений, а также издатель богослужебных текстов. Им написаны канон иконе Божией Матери «Скоропослушница» и служба Собору святых отцов, на Афоне просиявших. Преподобный Никодим составил «Еортодромион» — толкования на каноны Господских и Богородичных праздников и «Новую Лествицу» — толкование 75-ти степенных песней Октоиха. Он опубликовал извлечённые из афонских рукописных собраний 62 канона Богородице. В 1955 году Константинопольская Церковь канонизировала святого. Службу преподобному составил известный гимнограф XX века Герасим Микраяннанит.

Преподобный Стефан Махрищский

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, но из-за притеснения папистов переселился в местечко Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни. Святой Стефан основал там обитель, в которой был поставлен игуменом. Преподобный был требователен к себе и снисходителен к другим. Он трудился для обители более всех, усердно наставлял братию, подавая пример строгой иноческой жизни. Дожив до глубокой старости, перед смертью подвижник принял схиму. В 1550 году, когда в обители возводили новый каменный храм во имя Святой Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Стефана. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах.

Евангелие дня

Многим ещё со школьной скамьи знаком образ Икара. Этот герой античной легенды печально прославился тем, что поддался гордости и решил взлететь как можно выше с помощью специальных крыльев. Однако солнце расплавило воск, служивший средством крепления перьев к основе механизма. В результате неразумный Икар упал с огромной высоты в бурное море и погиб. О резком падении с высот духа на самое дно сомнения рассказывает нам 16 глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 16.

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

У евангельского эпизода, который мы только что слышали, есть предыстория. Заключается она в том, что Христос после события Преображения стал спрашивать Своих учеников, Кем они Спасителя считают. От лица апостолов выступил Пётр, сказавший, что Иисус есть обещанный пророками Мессия, Сын Божий. Христос похвалил Петра за проявленную веру и произнёс в его адрес известные слова — «Ты Пётр и на сем камне создам Церковь Мою. И врата ада не одолеют Её». Данное высказывание Спасителя, кстати, очень любят католики, утверждающие, что Римский папа является преемником апостола Петра. Это, в свою очередь, означает для католиков, что папа есть основание, то есть абсолютный глава, Церкви.

Так ли это? Действительно ли Господь Иисус наделил исключительно Петра подобными полномочиями? Ответ мы найдём в прозвучавшем отрывке. Воодушевлённый похвалой Христа, Пётр довольно странно реагирует на дальнейшую речь Учителя. Спаситель призывает апостолов до времени никому не рассказывать ни о чуде Преображения, ни о том, что Он (Иисус) есть посланный Богом Мессия. Почему необходимо было держать эту удивительную и радостную весть в тайне? Потому что не исполнил Христос ещё полностью Свою земную миссию.

Заключалась она не только в проповеди Евангелия и совершении чудес. Господу Иисусу предстояло умереть на Голгофе, а затем воскреснуть из мёртвых, чтобы освободить праведников из плена ада и открыть людям Царство Небесное.

Спаситель, удостоверившись в вере учеников, начал рассказывать им о грядущей Своей участи. И первым, кто стал перечить Христу, отговаривать Его от похода в Иерусалим, становится... всё тот же апостол Пётр. В этот раз Спаситель не хвалит ученика, но даёт ему жесткую отповедь: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне в соблазн». О данных словах Христовых католики предпочитают умалчивать. Но это их дело. Какой вывод мы, православные, призваны сделать? Он (этот вывод) уже озвучен Господом Иисусом.

Во-первых, только Христос есть глава Церкви. Слабому человеку подобное служение нести не получится. Во-вторых, мы призваны заботиться, прежде всего, о том, что в наших словах, действиях и жизни в целом — по-настоящему Божие. Не лгать самим себе, не выдавать желаемое за действительное.

Правда Божия часто не совпадает с земными представлениями о комфорте и покое. Зачем кому-то помогать, о ком-то волноваться, с кем-то делиться? Гораздо приятнее жить для себя. Но Спаситель предупреждает нас, что эгоизм неминуемо заведёт человека в тупик, обманет и обречёт на горечь одиночества, бессмыслицы бытия. Христос призывает нас к иному — взять крест любви к Богу и ближнему, а затем последовать за Сыном Божиим. Да, этот путь лежит через страдания и, возможно, через Голгофу. Но это не восхождение на псевдовысоту гордости Икара, а указанный Богом путь, приводящий нас в Царство Небесное — место общей радости верных, предстоящих престолу Божию.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13, 12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

В чем состоит предназначение Церкви?

Миссия Церкви — спасение (исцеление, обожение), именно этого и нужно искать в ней. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Для того чтобы верующие достигали спасения, у Церкви есть все необходимые благодатные средства. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться, общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос как Церковь относится к чему-либо имеет смысл только в плане жизни вечной.

«От идолов к Богу живому» — что такое идолы и идолослужение?

Некоторые из требований христианской нравственности, такие как «не убий» и «не укради», понятны и неверующим людям. Но есть и такие, которые у людей нецерковных вызывают недоумение. Почему так резко осуждается поклонение идолам? Ведь это же не причиняет людям какого-то очевидного вреда. Дело в том, что идолы, — а падшее человечество создало их невероятное количество — воплощают ложь, пустоту и обман. Обращаясь к ним, человек неизбежно уходит от Бога.

Но идолы — это не обязательно что-то вроде африканских статуй из черного дерева или красочных изваяний, которым поклоняются индуисты. Это что-то, чему человек посвящает свою жизнь, и что при этом не является истинным Богом. Идолом могут быть деньги, или удовольствия, или идеология, или политический лидер. Не обязательно идолом является что-то отрицательное, даже собственный ребёнок или любимая и полезная людям работа могут стать идолами, если не занимают подобающее им место в системе ценностей человека. То, что в душе человека занимает место, на котором должен быть Бог, что не может дать ему жизни вечной, является идолом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Тропарь преподобного Никодима Святогорца

глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак преподобного Никодима Святогорца

глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.

Молитва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохновенный и вселенский истины учителю, изрядная Святоименитыя Горы похвало, светлейшая звездо Православныя Церкве Соборныя, всепреподобный и всесвятый отче Никодиме! Даждь нам просвещение молитвами твоими во исполнение божественныя воли, направи стопы наша ко стезям добродетельнаго жития, осени нас данною тебе благодатию и вразуми ум наш, во еже разумети богомудрая поучения твоя, да обрящем в них покаяние, исцеление, радость, мир, кротость, покой, любовь, и аще что добро и благо и спасительно, и в конце живот вечный, и молися всегда ко Господу о всех нас, искренне любящих тя и на всяк день и час призывающих отеческую твою благость и помощь. Аминь.

Тропарь апостола Акилы

глас 3

Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Акилы

глас 4

Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.

Новости по теме

Преподобный Стефан Махрищский (1406 г.)
Жития святых 27 июля 2016
Преподобный Стефан Махрищский (1406 г.)

Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Родом из Киева. Принял монашества в Киево-Печерском монастыре. Вследствие усиления гонений на православных со стороны католиков, ища безмолвия, святой удалился в местечко Махрище

Преподобный Никодим Святогорец (1809)
Жития святых 27 июля 2016
Преподобный Никодим Святогорец (1809)

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.