
Седмица 6-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота Анкирского и мученицы семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249—251). Преподобного Макария Алтайского (1847).
Праведного Иоанна Кормянского (1917). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Тиричана (Таричана) отроков (693) (Груз.).
Святого Михаила Виноградова исповедника, пресвитера (1932); священномученика Василия Крылова пресвитера (1942).
Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Со времени императора Константина Великого, когда были прекращены гонения на христианскую веру в Римской империи и Церковь получила невиданную доселе свободу и даже покровительство властей, началась эпоха Вселенских Соборов. Это время, когда были сформулированы основные вероисповедные истины Православия. Поводом к созданию точных словесных определений этих истин стали ереси: арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и другие. Отцы семи Вселенских Соборов исповедали Христа единосущВсекным Отцу, Единым по Ипостаси и познаваемым в двух естествах — Божественном и человеческом. Завершилась эпоха Вселенских Соборов в 843 году окончательной победой над ересью иконоборчества. Это событие, называемое Торжеством Православия, святая Церковь отмечает в первое воскресенье Великого поста.
Преподобный Макарий Алтайский
Преподобный Макарий Алтайский подвизался в первой половине XIX века, проповедуя Евангелие среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году он основал в Томске Алтайскую духовную миссию, которая на протяжении десятков лет способствовала обращению к истинной вере многих язычников. В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи». Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения. Преподобный Макарий также был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык. Скончался подвижник в 1847 году в Волховском монастыре Орловской епархии.
Мученик Феодот Анкирский
Святой Феодот жил в Анкире в правление императора Диоклетиана. Он был женат и содержал гостиницу, где укрывал гонимых христиан. Еще он тайно собирал тела погибших и хоронил их. Гонения возросли, усилился голод среди скрывавшихся христиан, и тогда Феодот открыл свои житницы и превратил гостиницу и в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь, где иереи совершали Бескровную Жертву. В то время были мучимы, поруганы и утоплены в озере семь благочестивых девственниц, достигших старости, за их отказ омыть идолов. Ночью одна из них явилась Феодоту и попросила похоронить их по-христиански, что святой и сделал. Игемон, жрецы и все язычники пришли в ярость и замучили множество людей. Феодот сам явился на суд, его подвергли невиданным пыткам и усекли мечом. Идя на казнь, мученик утешал плачущих христиан.
Священное Писание
Насколько близкие отношения могут возникнуть между Богом и человеком? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 14-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Представьте себе картину. Площадь трёх вокзалов в центре Москвы. Толпы народу. Кто-то спешит из метро на электричку, кто-то, наоборот, бежит с электрички, чтобы нырнуть в подземку. Все торопятся по своим делам. Особо никому ни до кого нет дела. Обычная столичная суета. И вот посередине этой беготни, прямо в центре площади стоит мальчик лет пяти и плачет. Он потерялся. Но никто не обращает на него внимания. Взрослые пробегают мимо. Подробности каждый может дорисовать сам. Насколько у кого хватит фантазии.
Вот именно в такой ситуации, по логике Священного Писания, находится каждый из нас. Несмотря на свой возраст и статус. Подобно этому мальчугану, мы взрослые дяди и тёти — всего лишь брошенные, потерявшиеся дети, до которых никому нет дела. Конечно, не в буквальном смысле. А в том, что этот опыт покинутости, одиночества, одним словом, сиротства со времён Адама и Евы формирует глубинный рельеф нашей души. Как писал известный философ Жан Поль Сартр, «у каждого из нас в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может».
Как же мы заполняем эту дыру? А что делают дети-беспризорники? Они начинают выживать самостоятельно. Они сбиваются в стайки, дичают, озлобляются, многие становятся преступниками. Даже если они потом попадают в нормальные семьи, немногим удаётся избавиться от травм прошлого. Это остаётся с ними на всю жизнь.
То же самое происходит и с нами. Только наш образ поведения более культурно-приемлем. Мы уходим с головой в работу, в отношения, как одержимые строим карьеру, разводим бурную социальную деятельность. Всё нередко именно для того, чтобы удовлетворить сосущую пустоту внутри. Однако в конце концов ничто не приносит нам подлинного и окончательного удовлетворения. Бывает, что мы пытаемся заглушить это ощущение тоски и покинутости различными эмоциями. Культивируем в себе злобу, неприязнь, обиды, страхи, тревоги, ненависть, напускную радость и другие состояния возбуждения. Всё это делается для того, чтобы чувство покинутости не вернулось. Однако подобного состояния возбуждения всегда мало. А потому в итоге мы страдаем и заставляем страдать окружающих с ещё большей силой.
Итак, корень всех наших бед не в том, что мы злые. А в том, что мы беспризорники. И проблема в том, что мы привыкли жить, как дети подземелья. Мы не хотим возвращаться в семью. Мы, как волчата, всё время смотрим в лес. И сами от этого мучаемся. Вот почему в Евангелии от Иоанна Господь так часто возвращается к теме подлинного отцовства. В только что прозвучавшем отрывке Христос говорит: вы потерялись, вы убежали из дома, но теперь Я вас нашёл и больше «не оставлю вас сиротами». Вот она благая весть.
Всё, что нам требуется, отозваться на призыв Спасителя. А это означает — довериться Его Евангелию. И начать совершать поступки так, будто я ребёнок Небесного Отца. То есть на ежедневной основе исполнять Его заповеди. Вести себя с людьми по законам Небесного Царства. Это те действия, которые отогревают нашу душу. Процесс не безболезненный, ведь я сталкиваюсь лицом к лицу с теми самыми пустотами в своей душе, которые пытался всю жизнь не замечать и заполнял их чем попало. Но лишь так я могу приблизиться к Богу. Именно в ответ на мои новые действия Он наполняет меня Своей благодатью. В эти моменты мне больше не нужно искать, чем бы себя наполнить. Теперь у меня всё есть. Теперь я наконец-то вернулся домой.
священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.
Добродетель милосердия
Господь Бог, придя на землю, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению. Господь Иисус Христос учил людей милосердию проповедью (Мк.6:34) и личным примером (кормил, исцелял, воскрешал); всё служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия. Даже смерть Спасителя является примером Божьего милосердия. Своей смертью на Кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству.
Божественное учение и Божественный пример призывают людей к милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Источник истинного милосердия — Божественная благодать; собственные усилия человека ограничены, причём не столько количественно, сколько качественно (связаны с тщеславием, самоутверждением и иными страстями).
Молитвословия
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 2
Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.