31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

9116
Фото

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота Анкирского и мученицы семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249—251). Преподобного Макария Алтайского (1847).

Праведного Иоанна Кормянского (1917). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Тиричана (Таричана) отроков (693) (Груз.).

Святого Михаила Виноградова исповедника, пресвитера (1932); священномученика Василия Крылова пресвитера (1942).

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Со времени императора Константина Великого, когда были прекращены гонения на христианскую веру в Римской империи и Церковь получила невиданную доселе свободу и даже покровительство властей, началась эпоха Вселенских Соборов. Это время, когда были сформулированы основные вероисповедные истины Православия. Поводом к созданию точных словесных определений этих истин стали ереси: арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и другие. Отцы семи Вселенских Соборов исповедали Христа единосущВсекным Отцу, Единым по Ипостаси и познаваемым в двух естествах — Божественном и человеческом. Завершилась эпоха Вселенских Соборов в 843 году окончательной победой над ересью иконоборчества. Это событие, называемое Торжеством Православия, святая Церковь отмечает в первое воскресенье Великого поста.

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий Алтайский подвизался в первой половине XIX века, проповедуя Евангелие среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году он основал в Томске Алтайскую духовную миссию, которая на протяжении десятков лет способствовала обращению к истинной вере многих язычников. В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи». Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения. Преподобный Макарий также был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык. Скончался подвижник в 1847 году в Волховском монастыре Орловской епархии.

Мученик Феодот Анкирский

Святой Феодот жил в Анкире в правление императора Диоклетиана. Он был женат и содержал гостиницу, где укрывал гонимых христиан. Еще он тайно собирал тела погибших и хоронил их. Гонения возросли, усилился голод среди скрывавшихся христиан, и тогда Феодот открыл свои житницы и превратил гостиницу и в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь, где иереи совершали Бескровную Жертву. В то время были мучимы, поруганы и утоплены в озере семь благочестивых девственниц, достигших старости, за их отказ омыть идолов. Ночью одна из них явилась Феодоту и попросила похоронить их по-христиански, что святой и сделал. Игемон, жрецы и все язычники пришли в ярость и замучили множество людей. Феодот сам явился на суд, его подвергли невиданным пыткам и усекли мечом. Идя на казнь, мученик утешал плачущих христиан.

Священное Писание

Насколько близкие отношения могут возникнуть между Богом и человеком? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 14-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 14.

10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Представьте себе картину. Площадь трёх вокзалов в центре Москвы. Толпы народу. Кто-то спешит из метро на электричку, кто-то, наоборот, бежит с электрички, чтобы нырнуть в подземку. Все торопятся по своим делам. Особо никому ни до кого нет дела. Обычная столичная суета. И вот посередине этой беготни, прямо в центре площади стоит мальчик лет пяти и плачет. Он потерялся. Но никто не обращает на него внимания. Взрослые пробегают мимо. Подробности каждый может дорисовать сам. Насколько у кого хватит фантазии.

Вот именно в такой ситуации, по логике Священного Писания, находится каждый из нас. Несмотря на свой возраст и статус. Подобно этому мальчугану, мы взрослые дяди и тёти — всего лишь брошенные, потерявшиеся дети, до которых никому нет дела. Конечно, не в буквальном смысле. А в том, что этот опыт покинутости, одиночества, одним словом, сиротства со времён Адама и Евы формирует глубинный рельеф нашей души. Как писал известный философ Жан Поль Сартр, «у каждого из нас в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может».

Как же мы заполняем эту дыру? А что делают дети-беспризорники? Они начинают выживать самостоятельно. Они сбиваются в стайки, дичают, озлобляются, многие становятся преступниками. Даже если они потом попадают в нормальные семьи, немногим удаётся избавиться от травм прошлого. Это остаётся с ними на всю жизнь.

То же самое происходит и с нами. Только наш образ поведения более культурно-приемлем. Мы уходим с головой в работу, в отношения, как одержимые строим карьеру, разводим бурную социальную деятельность. Всё нередко именно для того, чтобы удовлетворить сосущую пустоту внутри. Однако в конце концов ничто не приносит нам подлинного и окончательного удовлетворения. Бывает, что мы пытаемся заглушить это ощущение тоски и покинутости различными эмоциями. Культивируем в себе злобу, неприязнь, обиды, страхи, тревоги, ненависть, напускную радость и другие состояния возбуждения. Всё это делается для того, чтобы чувство покинутости не вернулось. Однако подобного состояния возбуждения всегда мало. А потому в итоге мы страдаем и заставляем страдать окружающих с ещё большей силой.

Итак, корень всех наших бед не в том, что мы злые. А в том, что мы беспризорники. И проблема в том, что мы привыкли жить, как дети подземелья. Мы не хотим возвращаться в семью. Мы, как волчата, всё время смотрим в лес. И сами от этого мучаемся. Вот почему в Евангелии от Иоанна Господь так часто возвращается к теме подлинного отцовства. В только что прозвучавшем отрывке Христос говорит: вы потерялись, вы убежали из дома, но теперь Я вас нашёл и больше «не оставлю вас сиротами». Вот она благая весть.

Всё, что нам требуется, отозваться на призыв Спасителя. А это означает — довериться Его Евангелию. И начать совершать поступки так, будто я ребёнок Небесного Отца. То есть на ежедневной основе исполнять Его заповеди. Вести себя с людьми по законам Небесного Царства. Это те действия, которые отогревают нашу душу. Процесс не безболезненный, ведь я сталкиваюсь лицом к лицу с теми самыми пустотами в своей душе, которые пытался всю жизнь не замечать и заполнял их чем попало. Но лишь так я могу приблизиться к Богу. Именно в ответ на мои новые действия Он наполняет меня Своей благодатью. В эти моменты мне больше не нужно искать, чем бы себя наполнить. Теперь у меня всё есть. Теперь я наконец-то вернулся домой.

священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.

Добродетель милосердия

Господь Бог, придя на землю, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению. Господь Иисус Христос учил людей милосердию проповедью (Мк.6:34) и личным примером (кормил, исцелял, воскрешал); всё служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия. Даже смерть Спасителя является примером Божьего милосердия. Своей смертью на Кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству.

Божественное учение и Божественный пример призывают людей к милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Источник истинного милосердия — Божественная благодать; собственные усилия человека ограничены, причём не столько количественно, сколько качественно (связаны с тщеславием, самоутверждением и иными страстями).

Молитвословия

Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним

глас 2

Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице
Публикации 1 июня 2025
Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице

В эти дни Православная Церковь продолжает празднование Вознесения Господня, которое отмечалось в прошлый четверг. Воскресный день после этого праздника имеет особую богослужебную тему. Он посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.

Верующие Казани поклонились мощам преподобного Макария Алтайского
Верующие Казани поклонились мощам преподобного Макария Алтайского

Вечером 26 мая в столицу Татарстана были принесены мощи преподобного Макария Алтайского.

В столицу Татарстана будут принесены мощи преподобного Макария Алтайского В столицу Татарстана будут принесены мощи преподобного Макария Алтайского

26 мая в Казань будут принесены мощи преподобного Макария (Глухарева) – просветителя Алтая.

Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор
Публикации 28 мая 2023
Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор

В седьмое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Почему так важно не забывать об этом событии, что Церковь даже установила особое празднование в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей?