
Седмица 6-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Апостола Андроника и святой Иунии (I).
Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского. Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284—305). Святителя Стефана, патриарха Константинопольского (893).
Апостол от 70-ти Андроник и святая Иуния
Святые приходились родственниками Первоверховному апостолу Павлу. Их труды он отмечает в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Иунию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Святой Андроник был епископом Паннонии, но проповедь его и Иунии распространялась и в других странах, там язычники обращались ко Христу, а на месте идольских капищ возникали храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они пострадали за веру. В V веке благочестивому клирику Николаю Каллиграду было откровение о том, что среди обретенных в предместье Константинополя мощей 17-ти мучеников находятся мощи и апостола Андроника. На этом месте был построен величественный храм, где по молитвам совершались чудесные исцеления больных
Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский
Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом византийского императора Льва Мудрого. Святитель Стефан был воспитанником святого Константинопольского Патриарха Фотия, от которого принял монашество и священный сан. В 886 году император Лев свёл с Константинопольской кафедры святителя Фотия и отправил его в ссылку. По желанию императора на Константинопольскую кафедру был возведён святой Стефан, которому в это время было только 18 лет. Став Патриархом, святитель Стефан во всём действовал согласно со своим царствующим братом. Он бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив, заботился о вдовах и сиротах и отличался крайним воздержанием. Скончался святитель Стефан мирно в 893 году и был погребён в Сикеллийском монастыре.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская
Преподобная Евфросиния была верной супругой князя Димитрия Донского. Большое влияние на ее духовную жизнь оказал Преподобный Сергий Радонежский, который крестил в своем монастыре двух княжеских сыновей. После смерти супруга она приняла постриг в Вознесенском монастыре Кремля, который основала там, где провожала и встречала князя Димитрия с Куликова поля. Прожив в иночестве несколько недель, княгиня мирно отошла ко Господу. На глазах у москвичей, пришедших почтить память правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Жизнь преподобной Евфросинии свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Священное Писание
В православной христианской традиции Евангелие от Иоанна принято считать самым возвышенным и таинственным. И это не случайно, ведь, в отличие от Евангелия Матфея, Марка и Луки, оно делает особый акцент на Божественности Иисуса Христа. На Его равенство с Богом-Отцом. Поэтому и символом апостола Иоанна является орёл. Птица, которая парит высоко над землёй и взору которой открыты заоблачные выси, недоступные простому человеку. Замечательным примером этой богословской глубины служит тот отрывок из 14-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
01Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
02В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
03И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
04А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
05Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
06Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
07Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
08Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
09Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Ключевая мысль, которую нам предлагает сегодня Евангелие от Иоанна, заключается в том, что прийти к Богу можно только через Иисуса Христа. Иными словами, лишь следуя тому образу мысли, который проповедовал Спаситель, лишь совершая действия, Которые Он призывал совершать по отношению к ближним, лишь принимая участие в церковной жизни с её богослужебным собраниями и таинствами, мы соединяемся со Христом, а через Него и с Богом. Поэтому и говорит Господь о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Означает ли это, что истины нет в других религиях или она не проявляет себя в тех или иных философским системах? Евангелие не даёт по этому поводу развернутых пояснений. Господь не ставил перед собой задачу устраивать богословские диспуты. Однако такие обсуждения мы находим в более поздней богословской традиции Церкви. Богословы 2-го и 3-го веков, которые были вынуждены проповедовать веру во Христа язычникам и дискутировать с ними о том, что такое истина и где она, говорили, что True имеет универсальный характер. Она доступна всем. Все мы её чувствуем в силу того, что каждый рождённый на этот свет — образ Божий. А потому и до рождения Иисуса Христа, и после истину ощущают и люди, далёкие от христианства. И совсем неверующие. А потому она проявляет себя в различных религиях, философии, науке и искусстве.
Однако всё это лишь отсветы, блики той силы и славы, которая явлена во Христе. Предчувствуя истину, даже далёкие от веры в Бога люди предчувствуют на самом деле Христа. Однако именно в Спасителе и Его Церкви True явила себя миру в полноте. Об этом и говорит Господь во второй части отрывка. «Видевший Меня видел Отца». Другими словами, мы, христиане, верим в то, что Иисус, плотник из Назарета, живший 2000 лет назад — это и есть Тот Бог, Который сотворил наш мир. Он самое полное воплощение Истины Божественного бытия, которое когда-либо было или будет на земле. В Нём содержится вся полнота откровения о Творце, доступная человечеству в рамках земной истории. И полноту этого откровения содержит Христианская Православная Церковь.
Для нас, людей крещёных в Православной вере, это повод для радости. Однако, с другой стороны, это и большая ответственность. Ведь этой Истине приходится соответствовать. И узнать, насколько Она живёт во мне, довольно легко. Вряд ли истина Христова пребывает в сердце того человека, который превозносится над неверующими окружающими, кичится своей верой перед иноверцами, огульно осуждает их за религиозные представления, а в диалоге о вере настроен ригористично, агрессивно и с предубеждением против оппонентов. Такая закрытость — не только признак серьёзной духовной болезни. Это свидетельство душевной косности и скудости ума. И, напротив, тот, кто способен выслушать ближнего, поразмыслить над его аргументами, тот, кто не бросает в лицо собеседнику заготовленные, шаблонные ответы, но демонстрирует проницательность, искреннюю заинтересованность и понимание, — такой самим своим отношением заявляет об истинности своей веры. Ведь он способен видеть проблески Истины Христовой там, где другие видят одну лишь тьму. Он способен рассмотреть Бога там, где окружающие Его не видят. И тому есть одна причина — Господь живёт в его сердце и наполняет его светом Своей Истины.
священник Димитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Почему с такой ненавистью и с таким стремлением уничтожить свидетелей начались первые гонения на апостолов? — Да потому, что те, кто не желал подлинной победы Воскресшего, должны были изничтожить всякую о Нем память и в первую очередь умертвить свидетелей. Так поступают преступники: чтобы их деяния не были изобличены на суде, они стараются убрать свидетелей, потому что свидетельство очевидцев — это самое сильное свидетельство. Вот почему первыми мучениками стали апостолы — их убивали одного за другим. Только апостол Иоанн Богослов, по милости Божией, умер своей смертью. Все были замучены, все были убиты, потому что все были свидетелями жизни, страданий и Воскресения Господа и Спасителя нашего.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о действии духа Божия в Церкви
Говорят об авве Антонии, что он сказал: я видел Духа Божия нисходящим на трёх человеков: на авву Афанасия — и дано ему патриаршество; на авву Пахомия — и дано ему начальство над общежитиями; на авву Макария — и дана ему благодать исцеления недугов. Замечательное видение! Вот какими орудиями поддерживалась Церковь Божия! Вот какими орудиями установлялись учреждения её! Основал Бог Церковь Свою действием Слова и Духа Своего — и поддерживает Он Церковь этим действием. Сами апостолы из себя единственно не могли сделать ничего. Господь заповедал им пребывать неисходно во Иерусалиме, доколе не низойдёт на них Святой Дух. Облечённые силою свыше, не прежде, они вышли на проповедь, насадили во вселенной истинное богопознание. Деятели в Церкви — Слово Божие и Дух Божий; благодатные человеки — только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества.
Свойство Божие — правда (справедливость)
Правда Божья проявляется в том, что Бог исполняет требования Своей святой воли и требует от всех одаренных свободой и разумом творений, чтобы они исполняли данные Им нравственные законы и заповеди; нелицеприятно воздаёт каждому по его мыслям, желаниям, стремлениям, делам и поступкам, доброго не оставляет без надлежащей награды, и злого без надлежащего воздаяния. Правду Божью нельзя противопоставлять милосердию Божью. Действуя по правде, Бог вместе с тем действует и как Милосердный Владыка. Все свойства Бога находятся в гармонии, это же касается и милости со справедливостью. Ведь милость без правды может обратиться попустительством злу, а правда без милости — жестокостью. Справедливость является ограничителем зла.
Молитвословия
Тропарь святых Андроника и Иунии
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак святых Андроника и Иунии
глас 2
Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.
Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 2
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Молитва преподобной Евфросинии Московской
О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостоиных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавится и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.