Церковный календарь

28 мая. Благоверного царевича Димитрия Угличского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 мая. Благоверного царевича Димитрия Угличского

28 мая. 5-я седмица по Пасхе
Поста нет. 15 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Преподобного Исаии Печерского (1115). Преподобного Пахомия Нерехтского (1384). Преподобных Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обретение мощей преподобного Арсения Коневского (1991). Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

Преподобный Пахомий Великий

Пахомий Великий является основателем общежительного монашества. Для основанного им Тавеннисийского монастыря в Верхней Фиваиде он, по преданию, получил устав от Ангела. Пахомий, привыкший к строгой аскезе, был удивлен легкостью монашеских правил: «Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть». Ангел положил совершать монахам 12 молитв днем, 12 — вечером, 12 — ночью и 3 — девятом часу. Когда Пахомий возразил, что этих молитв мало, Ангел ответил: «Я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе, ибо, пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога». Всего в основанных Пахомием монастырях подвизалось 7 тысяч иноков.

Благоверный царевич Димитрий Угличский

Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного. При царе Феодоре Иоанновиче фактическим правителем Руси стал его шурин, боярин Борис Годунов, и юного Димитрия вместе с матерью удалили в город Углич. Борис, обольщаемый мечтами о  царской власти, решил погубить законного наследника русского трона, не ведая того, что «Бог власть кому хочет, тому дает». О царевиче пошли лживые слухи, его пытались отравить, а в 1591 году зверски зарезали. Даже после смерти многострадального наследника оклеветали: Годунов убедил царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож. Князь Шуйский, проводивший расследование 15 лет спустя, став царем, перед всем народом свидетельствовал, что «за грехи всего христианства православного… царевич Димитрий, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Нетленные мощи царевича почивают в Архангельском соборе Кремля. Чудеса у гробницы святого отрока стали совершаться еще в Угличе, особенно часто исцелялись больные глазами.

Священное Писание

Деян., 37 зач., XV, 35-41

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Ин., 38 зач., X, 27-38

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38

 «Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его - истина. Для нас к тем делам присоединилось еще - дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? - опять  «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы  «схватить» не Господа - ибо это не по силам их - а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Движение вверх всегда связано с трудностями, будь то восхождение в гору, восхождение к вершинам образования, науки, искусства, профессиональным вершинам или к вершинам человеческого бытия. У каждого есть опыт вхождения на одну из ступеней, ведущих к этим вершинам. Немногим удается достигнуть наивысшей точки, но нет никого, кому бы не приходилось подниматься вверх по жизненным ступеням. Начиная с детского сада, с первых классов школы ребенок знает, что это восхождение связано с трудностями и самоограничением. Чтобы возрастать, нужно заставлять себя что-то делать, нужно отказаться от многих привычек и удовольствий, нужно добровольно возложить на себя самоограничение. Это знают все, особенно те, кто достиг больших результатов.

Смирение Христа. Что такое христианское смирение?

Смирение — одна из важнейших христианских добродетелей, выражаемая в правильном отношении христианина к Богу, к ближним, к себе самому. Но в чем состоит особенность такого отношения? Особенность состоит в том, что христианин осознает Бога Своим Отцом и Владыкой, относится к Нему с сыновнею покорностью, стремится исполнять Его святую волю, благодарит Бога за Его благодеяния, милости, долготерпение, осознает себя, грешного, недостойным, стремится, как может, помогать своим ближним, стяжать (приумножать) любовь к Богу и ближним.

От христианского смирения следует отличать псевдосмирение. Последнее отличается от первого напускным характером, театральностью, внешне выраженной покорностью. При этом внутренне человек может оставаться гордецом, славолюбцем, может ненавидеть того, перед кем выказывается смиренным. Такая форма смирения бывает, например, связана с насильственным подчинением одного человека другим, с желанием явить себя добродетельным, мол, вот какой я смиренный, вот какой замечательный христианин.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Арсения Коневского

глас 1

Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобнаго Арсения Коневского

глас 8

Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Тропарь благоверного царевича Димитрия

глас 4

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного царевича Димитрия

глас 8

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Теги:
Преподобный Пахомий Великий
благоверный царевич Димитрий
православный календарь

Все публикации