Церковный календарь

23 мая. Память апостола Симона Зилота

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 мая. Память апостола Симона Зилота

Четверг 4-й седмицы по Пасхе
Поста нет. 10 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Симона Зилота (I). Преподобного Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596). Святителя Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского (1226). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Преподобной Исидоры юродивой, Тавенской (IV). Блаженной Таисии Египетской (V). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Апостол Симон Зилот

Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, сын Иосифа Обручника, супруга Пресвятой Богородицы, был по плоти братом Господа и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование Зилота, то есть ревнителя. Святой апостол проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. В XIX веке на месте подвигов святого апостола сооружен Новоафонский монастырь.

Священное Писание

Деян., 26 зач., X, 34-43

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Ин., 29 зач., VIII, 12-20

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Молитвословия

Тропарь апостола Симона Зилота

глас 3

Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Симона Зилота

глас 2

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 34-43; Ин. 8, 12-20

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Триипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем — это Божественный свет, освещающий не земно-утешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную — это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однакоже, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение через крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия — и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, — это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя — смерть, суд, ад, рай, — и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма и уклонитесь от нее.

Мироточивые главы

В Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, напротив входа в подземный Рождественский храм, находится глубокая ниша, где в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы. В Сказании о мироточивых главах Печерского Патерика говорится, что «нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Ещё в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно по времени, и состав их мира неодинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому. В советское время мироточение святых глав прекратилось и возобновилось только после открытия монастыря.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек может быть более или менее образованным, более или менее способным, но в первую очередь по устройству его души, по состоянию его нравственного чувства определяется личность. Мы знаем множество примеров того, когда внешне удачливые, успешные, хорошо образованные люди, придя ко власти, оказывались преступниками, негодяями, от которых отворачивался народ. И знаем, как юродивые, с внешней точки зрения люди почти безумные, глубоко почитались народом, потому что в их внешнем безумии скрывалась незаметная для неопытного наблюдателя, но очевидная для человека внимательного духовная и нравственная сила личности. Вот так народ наш через православную веру, через Церковь нашу и сохранил духовные, нравственные ценности, которые способны из поколения в поколение воспроизводить сами себя в реальной жизни, в историческом процессе.

Теги:
Апостол Симон Зилот
православный календарь

Все публикации