Церковный календарь

20 мая. Память преподобного Нила Сорского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 мая. Память преподобного Нила Сорского

Понедельник 4-й седмицы по Пасхе
Поста нет. 7 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мученика Акакия сотника (303). Преподобного Нила Сорского (1508). Преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Исе Цилканского, Шио Мгвимского и иных (VI) (Груз.). Обретение мощей Нила Мироточивого, Афонского (1815). Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери. Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление, икон Божией Матери.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины святого равноапостольного императора Константина престол занял его сын Констанций, уклонившийся в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В день Святой Пятидесятницы, утром 7 мая 351 года на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. О чудесном явлении Патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора Констанция и увещевал его обратиться к православной вере. Через это явление многие иудеи и эллины пришли к истинной вере и приняли Крещение.

Преподобный Нил Сорский

Святой происходил из боярского рода Майковых и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Мировоззрение этого великого подвижника и главы нестяжателей сформировалось под влиянием посещения афонских монастырей, где он прожил несколько лет, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов, которые он превратил в практическое руководство своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил основал в 15 верстах от него, на реке Соре, небольшую обитель, где ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Преподобный Нил порицал монастырское землевладение, считая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. В написанном им Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание – постоянное пребывание в молитве.

Преподобный Иоанн Зедазнийский

Преподобный Иоанн Зедазнийский подвизался в Антиохии. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени и основал там монастырь. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святой Иоанн разослал своих учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. В лаврах и обителях, основанных святыми сирийскими отцами, воспитывались грузинские юноши. Эти обители и их основатели – святые отцы стали покровителями Грузии. Святой Иоанн похоронен на вершине горы Зедазени в той пещере, в которой жил.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 24 зач., X, 1-16

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Ин., 24 зач., VI, 56-69

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Молитвословия

Тропарь преподобного Нила Сорского

глас 4

Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Кондак преподобного Нила Сорского

глас 8

Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 1-16; Ин. 6, 56-69

Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Слишком чудесным показалось им такое дело безпредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однакоже, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти?», изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесностью. Отсюда выходит, что бегать чудесного — то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного — то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.

Святитель Феофан Затворник о Кресте Господнем и Крещении

Крещение на нашем языке созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте. Апостол Павел говорит: «Ветхий наш человек распят с Ним» в Крещении. Это не какое-либо механическое действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде всё это было запачкано самоугодием, теперь же всё самоотверженно посвящается Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Лукавое расположение, отметнутое пред Крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли и заменённое добрым расположением, благодатию Крещения, совсем обессиливается и уступает своё господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в Крещении ветхого человека.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Многие святые отцы болезнь называют Божественным посещением. Если человек всегда здоров, если он никогда не чувствует свою ограниченность, то это может проистекать и от богооставленности, особенно если человек злой, не делает ничего доброго, наслаждается своим центральным местом в жизни, расталкивает других локтями, попирает ногами, делает карьеру или борется за обогащение любыми средствами. У такого человека нет никаких внутренних сил, которые могли бы его спасти. Он погибающий человек. И если Господь хочет его спасти — может быть, по молитвам родителей, живых или усопших, по молитвам близких, иногда очень страдающих от такого человека, — то без болезни спасение не происходит. Иногда эта болезнь духовная, срыв в карьере, осознание того, что все, чему служил, — прах и ничего не приносит пользы, — а иногда это физическая болезнь, которая приводит к изменению души больного человека.

Теги:
Крест Господень
преподобный Нил Сорский
православный календарь

Все публикации