20 мая. Память преподобного Нила Сорского

4616
Фото

Седмица 5-я по Пасхе
Поста нет. 7 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мученика Акакия сотника (303).

Преподобного Нила Сорского (1508). Преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтависского, Михаила Улумбойского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины святого равноапостольного императора Константина престол занял его сын Констанций, уклонившийся в ересь Ария. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В день Святой Пятидесятницы, утром 7 мая 351 года на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над Голгофской горой и достигало горы Елеонской. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. О чудесном явлении Патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора Констанция и увещевал его обратиться к православной вере. Через это явление многие иудеи и эллины пришли к истинной вере и приняли Крещение.

Преподобный Нил Сорский

Святой происходил из боярского рода Майковых и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Мировоззрение этого великого подвижника и главы нестяжателей сформировалось под влиянием посещения афонских монастырей, где он прожил несколько лет, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов, которые он превратил в практическое руководство своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил основал в 15 верстах от него, на реке Соре, небольшую обитель, где ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Преподобный Нил порицал монастырское землевладение, считая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. В написанном им Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание — постоянное пребывание в молитве.

Преподобный Иоанн Зедазнийский

Преподобный Иоанн Зедазнийский подвизался в Антиохии. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени и основал там монастырь. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святой Иоанн разослал своих учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. В лаврах и обителях, основанных святыми сирийскими отцами, воспитывались грузинские юноши. Эти обители и их основатели — святые отцы стали покровителями Грузии. Святой Иоанн похоронен на вершине горы Зедазени в той пещере, в которой жил.

Священное Писание

Деян., 37 зач., XV, 35-41

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Ин., 38 зач., X, 27-38

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38

«Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его — истина. Для нас к тем делам присоединилось еще — дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? — опять «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» не Господа — ибо это не по силам их — а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Движение вверх всегда связано с трудностями, будь то восхождение в гору, восхождение к вершинам образования, науки, искусства, профессиональным вершинам или к вершинам человеческого бытия. У каждого есть опыт вхождения на одну из ступеней, ведущих к этим вершинам. Немногим удается достигнуть наивысшей точки, но нет никого, кому бы не приходилось подниматься вверх по жизненным ступеням. Начиная с детского сада, с первых классов школы ребенок знает, что это восхождение связано с трудностями и самоограничением. Чтобы возрастать, нужно заставлять себя что-то делать, нужно отказаться от многих привычек и удовольствий, нужно добровольно возложить на себя самоограничение. Это знают все, особенно те, кто достиг больших результатов.

Святитель Феофан Затворник о Кресте Господнем и Крещении

Крещение на нашем языке созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте. Апостол Павел говорит: «Ветхий наш человек распят с Ним» в Крещении. Это не какое-либо механическое действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде всё это было запачкано самоугодием, теперь же всё самоотверженно посвящается Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Лукавое расположение, отметнутое пред Крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли и заменённое добрым расположением, благодатию Крещения, совсем обессиливается и уступает своё господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в Крещении ветхого человека.

Свойства Божии — неизмеримость и вездеприсутствие

Неизмеримость Божья выражается в том, что Бог совершенно не зависит от условий пространства, не объемлется и не стесняется им, не имеет геометрической (пространственной) формы, выше какой-либо пространственной протяженности. В условиях пространства неизмеримость Божья проявляется как вездеприсутствие: нет такого места, где бы отсутствовал Бог (Он присутствует и в аду). Можно утверждать, что Бог и везде, и нигде — везде как не отсутствующий нигде, а нигде как не ограничиваемый (не ограниченный) никаким местом. Он бесконечен, но не в смысле того, что огромен, а, в частности, в том, что не обусловлен пространством. Можно образно сказать, что не Бог находится в мире, а мир в Боге. Бог также не обладает формой, потому что это пространственная характеристика.

Заповеди Иисуса Христа

Нередко случается, что, задумываясь о заповедях Христовых, верующие подразумевают под ними, как правило, заповеди блаженства. Некоторые вообще ограничивают в своём представлении общий перечень заповедей последними. Между тем общее количество заповедей, преподанных Господом Иисусом Христом и отмеченных в Евангелиях, значительно превосходит это число. Отчасти это связано с тем, что многие заповеди озвучивались Спасителем применительно к тем или иным частным обстоятельствам, в силу чего не все воспринимают их как важные заповеди.

Молитвословия

Тропарь преподобного Нила Сорского

глас 4

Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Кондак преподобного Нила Сорского

глас 8

Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Молитва преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу

О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием, образ всякия иноческия добродетели: и, яко ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим, любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими, и тех всегда побеждати: возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего, любве ради Христовы, и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов: и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу: в любви, единомыслии и во всякой радости и долгоденствии соблюдет, и всякое начало и власть, и все воинство страны нашей Российстей на путь правды и верности управит: да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 8

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/ егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/ и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси./ сим укрепляя нас/ и спасай выну в мире/ молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

глас 4

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.

Новости по теме

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.

При чём здесь Бог?
Публикации 6 апреля 2024
При чём здесь Бог?

Почему многие члены Православной Церкви так трепетно относятся к изображению Креста? Для чего нужны земные поклоны перед Крестом? И при чём здесь Бог?

Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие» Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие»

Руководитель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий рассказал о значении миссионерского крестного хода, посвящённого 600-летию явления Креста Господня в селе Годеново.

Когда оживу?
Публикации 28 сентября 2023
Когда оживу?

Крест Христов. Воздвигнуть бы его в душе своей, как это сделала когда-то царица Елена и патриарх Макарий в Ирусалиме! В тот далёкий день IV столетия воскрес мёртвый человек, которого поднесли к обретённому Кресту, и тысячи людей поклонились Господу...