Церковный календарь

17 мая. Память мученицы Пелагии, девы Тарсийской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 мая. Память мученицы Пелагии, девы Тарсийской

3-я седмица по Пасхе
Поста нет. 4 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).

Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Священномученика Еразма, епископа Формийского (303). Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304). Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942); священномученика Николая Тохтуева диакона (1943).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Мученица Пелагия Тарсийская

Святая Пелагия родилась в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии в семье знатных язычников. Уверовав во Христа, она пожелала хранить целомудрие, посвятив жизнь служению Господу. Наследник императора Диоклетиана пленился красотой девицы Пелагии и пожелал на ней жениться. Но святая дева не изменила своего намерения и вскоре приняла святое Крещение. Когда об этом узнала мать мученицы, она сообщила наследнику, что его возлюбленная стала христианкой. Юноша понял, что святая Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать её на мучения, пронзил себя мечом. Тогда мать святой, испугавшись гнева императора, связала дочь и предала её на суд. Диоклетиан приговорил мученицу к сожжению в раскалённом медном воле. Святая Пелагия сама вошла в печь и предала душу Небесному Жениху.

Священное Писание

Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7.

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

Ин., 13 зач., IV, 46-54

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 6, 8-7, 5, 47-60; Ин. 4, 46-54

Св. Стефан говорит: "Всевышний не в рукотворенных храмах живет. . . Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?". Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Как это совершается - непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда "Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению" (Фил. 2, 13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито - и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется невероятной слабостью очень многим. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, – утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.

О Цветной Триоди

Периодом пения Цветной Триоди называется время от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, следующей за днём Пятидесятницы. Само название «Цветная Триодь» — русское; его не знает греческая богослужебная традиция. У греков аналогичная богослужебная книга называется Пентикостарием, так как главное содержание её составляют службы Пятидесятницы, то есть период от Святой Пасхи до дня Всех святых. В русской традиции название «Цветная Триодь» исторически связано с Неделей цветоносной, или Неделей ваий. Так как Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели (когда поётся «Спасительную совершивше Четыредесятницу…»), то на этом в России до середины XVII века заканчивалась и Постная Триодь, так что следующие дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье (Неделя ваий) и Страстная седмица — входили уже в Цветную Триодь. Во время богослужебной реформы при Патриархе Никоне объём Цветной Триоди был приведён в согласие с греческим Пентикостарием. Название «Триодь» дано Цветной Триоди по аналогии с Постной.

Свойство Божие — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Молитвословия

Тропарь мученицы Пелагии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Пелагия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Пелагии

глас 3

Временная презревши/ и Небесных благ причастница бывши,/ венец страдания ради приимши,/ Пелагие всечестная,/ яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./ Моли от бед избавити нас,/ твою память почитающих.

Теги:
Мученица Пелагия Тарсийская
православный календарь

Все публикации