Церковный календарь

2 мая. Память блаженной Матроны Московской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 мая. Память блаженной Матроны Московской

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 19 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блаженной Матроны Московской (1952).

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийской (813–820). Святителя Трифона, патриарха Константинопольского (933). Преподобного Никифора игумена.

Святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1934).

Блаженная Матрона Московская

Блаженная Матрона происходила из бедной крестьянской семьи. Ещё до рождения девочки мать Матроны решила отдать её в приют для детей бедняков, но увидела вещий сон. Ещё не родив шаяся дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Когда девочка появилась на свет, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне. Благочестивая женщина восприняла сон как знамение от Бога и отказалась отдавать ребёнка в приют. Вскоре для матери стало ясно, что Господь даровал ей Свою избранницу: подобно великим подвижникам, святая Матрона не брала грудь по средам и пятницам, а во время её Крещения над младенцем присутствующие увидели столб благоухающего дыма.

Преподобный Иоанн Ветхопещерник

В Синаксаре Константинопольской Церкви, датируемом концом X века, под 26 июля содержится краткое сказание о преподобном Иоанне Ветхопещернике (Палеолаврите). Согласно этому сказанию, он был пресвитером Древней (Старой) Лавры преподобного Харитона (Сукийская Лавра, ныне на территории ущелья Хирбат-Хурайтун) в Иудейской пустыне. В юном возрасте, желая послужить Богу, преподобный оставил родной дом и, как паломник, обошёл Святую землю. Наконец, он нашёл желаемое место и поселился в Лавре преподобного Харитона, где и провёл всю жизнь в молитве и строгой аскезе. Известно, что святой занимался гимнографией; в честь преподобного Харитона святой Иоанн составил канон. Именно в его время — конец VIII века, начало IX — происходит формирование и развитие жанра канона. Служба самому преподобному Иоанну, в частности стихиры и канон, были написаны известным гимнографом и исповедником IX века преподобным Феофаном Начéртанным (Граптом, †845), младшим братом преподобного Феодора Начертанного.

Священное Писание

Деян., 15 зач., V, 21-33

21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. 22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, 23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.

24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.

32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Ин., 19 зач., VI, 14-27

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18 Дул сильный ветер, и море волновалось.

19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели — апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог действует в Своих праведниках, среди которых были и цари, и князья, и полководцы, и монахи, и простые люди, и такие убогие, как святая праведная Матрона Московская. Благодать Божия воздействует на человека вне зависимости от его положения, его образования, наличия у него средств. Господь дает нам благодать не за то, что мы заработали, а за то, что мы стяжали Духом Святым в ответ на молитву и смирение. Удивительно, но к блаженной Матроне обращались разные люди, в том числе далекие от Церкви. И ведь это происходило, когда не было никаких предпосылок к такому развитию событий, которое привело бы в обезбоженной, атеистической стране к возрождению церковной жизни. Что же означало тогда прижизненное паломничество к Матроне? А оно означало, что люди верили и сердцем чувствовали, что Господь не оставит народ Свой, что Господь вновь откроет храмы и дарует возможность свободно и нестесненно призывать Его имя, святое и преславное.

Чем подтверждается истинность Православной веры?

1. Тем, что в ее основе лежат истины, открытые посредством сверхъестественного Откровения.

2. Истинностью Священного Писания (Библия является составной частью Священного Предания).

3. Преданием Церкви (именно Вселенская Православная Церковь имеет происхождение от апостолов, сохраняет преемство иерархии от апостолов, и при этом сохраняет вероучение неповрежденным (протестантские церкви — не древнего происхождения, а католицизм, хотя и древнего происхождения, однако не сохранил вероучение в чистоте, а значит, и не вписывается в определение единственной истинной Церкви как «столпа и утверждения истины» (1Тим.3:15)).

4. Опытом православных святых (которые достигли высот святости в соответствии с тем, как об этом сообщается в православном вероучении).

Молитвословия

Тропарь блаженной Матроны Московской

глас 4

Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

Тропарь блаженной Матроны

глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Кондак блаженной Матроны

глас 7

К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Молитва блаженной Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслуши-вати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру право-славную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Теги:
Блаженная Матрона Московская
православный календарь

Все публикации