Церковный календарь

8 марта. Первое (IV) и второе (452) обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 марта. Первое (IV) и второе (452) обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Неделя 1-я Великого поста. Торжество православия
День постный. 24 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.

Преподобного Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).

Иконы Божией Матери Кипрской в селе Стромынь Московской области (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста).

Литургия святителя Василия Великого.

Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. От великой святыни стали происходить многочисленные чудеса. Иннокентий хранил честную главу с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь возможного поругания святыни от неверных, он снова скрыл её в том самом месте, где обрёл.

Торжество Православия

Праздник Торжества Православия возник в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. После смерти последнего иконоборческого императора Феофила (829–842) на византийский престол взошла его благочестивая супруга императрица Феодора. 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста, по желанию императрицы в Константинополе прошёл торжественный крестный ход с иконами. Процессия началась и закончилась в храме Святой Софии, где была отслужена Божественная Литургия. В память церковного торжества было установлено ежегодное празднование в первую неделю Великого поста. В молебном чине праздника положено анафематствование всех ересей, по той причине, что иконоборчество объединило в себе многие предыдущие еретические учения. В этом чине также ублажаются все защитники истинной веры. 

Священное Писание

Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII, 2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Ин., 5 зач., I, 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 24-26, 32-12, 2; Ин. 1, 43-51

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, - славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли . . . посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия – это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру Православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры Православной на протяжении всей истории. Однако наше Торжество Православия временно и ограниченно. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия – к тому, которое будет на грани истории и вечности… Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.

Молитвословия

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2: 

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Тропарь Предтечи, глас 4:

От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.

Кондак Предтечи, глас 2:

Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.

Величание Предтечи:

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// обретение.

Молитва Иоанну Предтечи

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Теги:
Иоанн Предтеча
православный календарь

Все публикации