
Литургия св. Василия Великого начинается вечерней. Читаются 15 паримий с пением припевов. Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в «Богослужебных указаниях»).
В этот день совершается память:
Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского (582).
Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского (885).
Преподобного Платониды Сирской (308). Мучеников 120-ти Персидских (344—347).
Великая суббота
В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Своим вольным страданием и смертью на Кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его губительными последствиями нам, их потомкам.
Святитель Евтихий Константинопольский, патриарх
Родился во Фригийской области от благочестивых родителей. Мать, нося во чреве этот благословенный плод, сподобилась видения, предуказывающего, что родившийся младенец будет просветителем многих. Свое первоначальное образование и христианское воспитание он получил от деда-священника. Уже в детском возрасте святой сам предсказал свое будущее патриаршее служение. В возрасте двенадцати лет Евтихий был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования.
Решив посвятить себя иноческой жизни, Евтихий удалился в один из амасийских монастырей, где принял пострижение. За свою строгую жизнь святой был поставлен архимандритом амасийских монастырей, а в 552 г. избран патриархом. В 553 г. святитель Евтихий присутствовал на V Вселенском Соборе. Двенадцать лет он управлял Константинопольской Церковью. В 565 г. за обличение императора Юстиниана в его покровительстве новой ереси автортодокетов, то есть «нетленномнителей», был оклеветан и сослан в Амасию. Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в посте и молитве, во время голода кормил голодающих, причем запасы зерна в обители по его молитвам не оскудевали. За его богоугодную жизнь Господь даровал ему дар чудотворения, исцеления и пророчества. После двенадцатилетнего изгнания в 577 г. св. Евтихий снова вернулся на свою кафедру. В 582 г. святитель Евтихий с миром отошел ко Господу.
Священное Писание
Всем нам известно, какую роль в христианстве играет такая добродетель, как прощение. Обычно мы довольно неплохо знаем, что такое обида, а также знаем, что призваны не только прощать, но и просить прощения. Но знаем ли мы, что такое быть прощёнными? Насколько хорошо нами осмыслен этот опыт? Понимаем ли, к чему оказывается призван прощённый Богом человек? Ответ на этот вопрос звучит в 28-й главе Евангелия от Матфея, которая целиком читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 28.
01По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
02И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
03вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
04устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
05Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
06Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
07и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
08И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
09Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Всякий раз, на пороге Великого поста, Церковь призывает нас обратить внимание на образ блудного сына из одноимённой притчи. Притча во-многом печальная и трагичная, но завершающаяся радостным возгласом отца, сообщающего старшему сыну благую весть — брат твой был мёртв и ожил, погибал и нашёлся. И всякий раз, когда я слышу эту притчу, мне кажется принципиально важным услышать не только её покаянный настрой, не только увидеть ту решимость, с которой сын, придя в себя и увидев своё печальное состояние, решил оставить далёкую страну греха и вернуться к отцу... Принципиально важно осознать тот факт, что он позволил себе принять прощение отца и ответить любовью на его любовь. А ведь он мог бы повести себя совершенно иначе. Произнеся речь с просьбой о прощении, он вполне мог отказаться от милостей отца и сказать, что ничего подобного не достоин и даже если отец Его простил, сам себя простить он не может.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том, как воскресший Христос отправляет радостных мироносиц возвестить благую весть ученикам. И самое поразительное в Его словах заключается в том, что Он называет их братьями, несмотря на оставление его в Гефсиманском саду, предательство во дворе первосвященника и тот страх, поддавшись которому, они готовы были сидеть за закрытыми дверями. Всё это оставлено в прошлом.
Он воскрес и даже личную встречу в Галилее начинает не с упрёков в том, что все они разбежались, не с того, что некоторые, даже придя к этой горе, продолжают сомневаться в реальности воскресения... Ничего подобного. Их, нерешительных и ещё боящихся, он посылает проповедовать воскресение и прощение, которое воссияло из Его гроба.
Могли ли ученики сказать ему что-нибудь вроде: «нам так стыдно перед тобой, мы так виноваты, что мы не чувствуем себя достойными никуда идти». Могли, конечно! Но они, прекрасно осознавая свою вину, увидев Его, поклонились Ему и приняли Его любовь и прощение. Не пренебрежительно и нагло, так, как будто бы ничего не произошло, но с полным осознанием всего совершённого. И именно эта способность поверить в Божию любовь и возможность новой жизни с Господом, дала им силы двигаться дальше.
Накануне Пасхи, в Страстную и Благословенную Субботу, на исходе дней, в которые мы вспоминали предательство, суд, крестную смерть и погребение Христа, мы нередко задумываемся о своих собственных грехах и даже обо всём зле мира, которое сделало возможным произошедшее со Спасителем. Страшный опыт злобы, малодушия, страха есть у каждого из нас. Но пасхальный опыт — это опыт встречи с любовью Христа и Его прощением, которые дарованы нам для того, чтобы мы имели силы продолжать христианскую жизнь и нести благую весть всему миру.
священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.
О чтении Слова Божиего
Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие». «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».
Что есть настоящая вера?
Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.