Церковный календарь

14 марта. Память преподобномученицы Евдокии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
14 марта. Память преподобномученицы Евдокии

2-я седмица Великого поста.
День постный. 1 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170).

Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Мучеников Нестора и Тривимия (III). Мученицы Антонины (III–IV). Мучеников Маркелла и Антония. Преподобного Домнины Сирийской (ок. 450–460).

Священномучеников Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, преподобномучениц Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мученика Василия Архипова, мученицы Надежды Аббакумовой (1938); священномученика Александра Ильенкова пресвитера (1942); священномученика Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

Преподобномученица Евдокия

Святая Евдокия явила пример совершенного покаяния, близкий житию преподобной Марии Египетской. Святая была состоятельной блудницей — ей нравился грех и, благодаря наживе на нём, она была хорошо обеспечена. Обращение Евдокии ко Христу совершилось благодаря монаху Герману и чудесному видению: Евдокия увидела, как Архангел Михаил вырвал её из рук диавола. Отдав своё неправедное богатство епископу на нужды бедных, они поступила в девичью общину. Служба отмечает, что Евдокии, сумевшей постом угасить «плоти играния», предстоял ещё один подвиг — страданий за Христа. Во время первого ареста произошло чудо. Она скрыла на груди частицы Святых Даров и добровольно пошла за воинами, посланными римским наместником Диогеном. Когда святую обнажили для пыток, Дары упали, но слуг, пытавшихся их поднять, попалил огонь.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. IV, 2 — V, 7

2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

5 И сотворит Господь над всяким местом горы́ Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Глава 5

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,— и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.

На веч.: Быт. III, 21 — IV, 7

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Глава 4

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

_____

* По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.

Притч. III, 34 — IV, 22

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

35 Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Глава 4

1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, 2потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, 4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; 9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

10 Слушай, сын мой, и прими слова мои,— и умножатся тебе лета жизни.

11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.

14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; 15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; 16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; 21да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: 22потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Прит. 4, 23). Поговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас св. Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падениями, и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их, по крайней мере с этого времени, от засорения вновь невниманием, рассеянностью и небрежением о тех действиях, которыми поддерживается чистота и исправное течение вод их. Продолжим пощение, не дадим воли чувствам, не прекратим усердных молитв и слез, не забудем дел любви, взыщем слышания слова Божия, более же всего да беседуем с Господом, Который в нас, и этою беседою да поддерживаем в себе страх Божий и ревность к богоугождению, в которых собственно источник нашей жизни духовной.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Время поста – это время особого внимания человека к его внутренней, духовной жизни. Пост, то есть воздержание от пищи, воздержание от многих привычных дел, направлен на то, чтобы произошли перемены к лучшему в сознании нашем, в чувствах наших, в воле нашей, чтобы постный подвиг действительно отобразился в нашей душе и в нашей жизни тем новым и тем угодным Богу, что нам трудно стяжать в нашей повседневности. Во время поста, согласно уставу, мы молимся больше, чем в обычное время. Молитва предполагает особую концентрацию мысли, потому что через молитву мы обращаемся к Самому Богу. Молитва есть способ богооткровения лично каждому человеку. У нас нет другого способа познать Бога, как только через молитву, и потому нужно обращать особое внимание на место молитвы в нашей жизни.

О чтении псалтири в древних монастырях

Богослужебный устав сформировался под сильным влиянием монашеской традиции. Одним из её свойств было широкое употребление Псалтири. По слову блаженного Августина, «любовь к псалмопению родила монастыри». Многие иноки в качестве правила читали всю Псалтирь. Вот пример: однажды некий старец пришёл к другому. Тот, сварив ради гостя чечевицу, сказал: «Совершим прежде малое молитвословие». Один старец прочёл всю Псалтирь, а другой наизусть прочёл книги двух великих пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; и оба забыли о чечевице. Некоторые общины избирали определённые псалмы для ежедневного пения. Так, в общине преподобного Макария Египетского было правило пения 12 псалмов. Как-то ученики с разрешения аввы пели 12 псалмов: младший пропел 5 псалмов и после каждого 6-го стиха пел одно «Аллилуиа». «И на каждом стихе, — говорит патерик, — огненный луч выходил из уст его и восходил на небо. Подобно, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба».

Молитвословия

Тропарь преподобномученицы Евдокии

глас 8

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/ яко Слова ученица:/ пощением страсти первее умертвивши,/ страдальчески второе врага посрамила еси./ Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/ славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобномученицы Евдокии

глас 4

Во страдании твоем добре подвизавшися,/ и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/ верою прибегающия в Божественную церковь твою,/ и, торжествующе, молим тя, преподобная мученице Евдокие:// да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Молитва святой Евдокии Илиопольской

О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Теги:
Преподобномученица Евдокия
православный календарь

Все публикации