21 января. Память преподобного Георгия Хозевита

5839
Фото

Седмица 31-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобных Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исповедника. (IX). Преподобной Домники (ок. 474). Преподобного Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Преподобного Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).

Преподобного Паисия Угличского (1504). Священномученика Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Преподобного Илии Египетского (IV). Мученика Або Тбилисского (786) (Груз.).

Священномученика Виктора Усова пресвитера (1937); священномучеников Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, преподобномученика Пафнутия Костина, мученика Михаила Новоселова (1938); священномученика Василия Архангельского пресвитера (1939); мученика Иоанна Малышева (1940); святого Михаила Розова исповедника, пресвитера (1941).

Память епископа Олонецкого и Петрозаводского Палладия (Пьянкова). Инспектор Казанской духовной семинарии (1852-1854). Скончался в Петрозаводске 8 января 1882 г.

Память епископа Глазовского Варсонофия (Курганова), викария Вятской епархии. Выпускник (1870) и помощник инспектора Казанской духовной академии, ее почетный член (1903). Законоучитель Казанского учительского института (1876-1889), ректор Казанской духовной семинарии (1891-1892). Скончался в Вятке 8 января 1904 г.

Преподобный Георгий Хозевит

В ранней юности преподобный Георгий отправился в паломничество на Святую Землю. Там он нашел пристанище в Хозевитском монастыре близ Иерусалима. Эта обитель и ныне является самым живописным местом в Палестине. Земную жизнь Георгий Хозевит провел подобно бесплотному ангелу — в усердной молитве и монашеских подвигах, подавая пример братии.

Преподобная Домника

Преподобная Домника происходила из знатной семьи города Карфагена (Северная Африка). При святом императоре Феодосии I Великом, провозгласившем христианство государственной верой в Римской империи, она вместе с четырьмя девами-язычницами переехала в Константинополь, чтобы принять Крещение и остаться здесь для служения. Житие отмечает: по особому откровению Божию Крещение святой совершил сам Патриарх Константинопольский Нектарий (381—397), после чего поставил её в диаконисы. На выделенной императором земле за чертой города святая устроила монастырь в честь пророка Захарии. Сама святая Домника удостоилась от Бога дара чудотворений и пророчества — знания воли Божией, за что её особенно почитали в императорской семье. Канон «господоименитой» преподобной составил преподобный Иосиф Песнописец (IX век).

Преподобный Григорий, чудотворец, Печерский

Среди отцов Киево-Печерской Лавры, прославившихся многими чудесами, выделяется преподобный Григорий, стяжавший столь обильные дары Божии, что заслужил прозвание «Чудотворец». Святой, благодаря смирению и прилежанию в молитве, рано сподобился дара чудотворения и победы над бесами. Несколько раз его келлию и огородик пытались ограбить воры, но святой чудесным образом не позволял им совершить кражу и обращал их к покаянию; некоторые воры после вразумления становились иноками. Жизнь святого закончилась мученически в 1093 году. Князь Ростислав Всеволодович, собираясь в поход на половцев, поехал с дружиной в монастырь за благословением. По пути они встретили святителя Григория, которого дружина начала оскорблять. Преподобный предсказал князю, что он и все его воины будут утоплены в реке. Разгневанный князь велел связать святого и утопить, что княжеские отроки и сделали. Когда братия нашла его тело, оно было нетленным, «сам же акы жив». Предсказание святого о князе и его людях вскоре исполнилось.

Мученик Або Тбилисский

Святой Або, араб, занимавшийся в Багдаде составлением благовонных мазей, в 775 году в свите правителя Картли прибыл в Грузию, где возгорелся любовью ко Христу. Приняв Крещение, Або некоторое время подвижничал в Абхазии, а в 782 году вернулся в Тбилиси, где проповедовал Христа своим соплеменникам. Через три года по приказу тбилисского эмира он был брошен в тюрьму и в 786 году, в день Крещения Господня, обезглавлен. Тело его сожгли, а пепел в овечьей шкуре бросили в реку Куру. Позже на месте сожжения тела святого Або был возведён знаменитый Метехский храм. Або Тбилисский почитается как небесный покровитель Тбилиси. Свидетель мученической кончины Або, Иоанн Сабанисдзе написал его житие «Мученичество Або Тбилели». Ради праздника Богоявления и Собора Иоанна Предтечи память мученика Або перенесена на 21 января.

Евангелие дня

Довольно симптоматично, что вопросы о расторжении брака с течением времени не теряют своей актуальности: такие вопросы задавали Спасителю фарисеи, такие вопросы задают священнослужителям и современные христиане. Столь яркое и настойчивое постоянство свидетельствует о довольно банальной вещи: люди верны самим себе, верны тому пути развития, который был избран нашими прародителями Адамом и Евой. Однако именно на них и на данный им от Бога закон ссылался Христос в Своём ответе фарисеям относительно допустимости разводов. Давайте послушаем эти слова Спасителя, они звучат сегодня во время литургии в православных храмах, и взяты они из 10-й главы Евангелия от Марка.

Глава 10.

02Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07Посему оставит человек отца своего и мать

08и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

К сожалению, у нас нет статистики, говорящей о том, каким был процент разводов в иудейской среде времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако сам тот вопрос, который адресовали Спасителю фарисеи, свидетельствует, что разводы не были единичным явлением. Ну а если мы вспомним евангельские истории о Рождестве Спасителя, то мы вспомним и о том, что праведный Иосиф, узнав о беременности Пречистой Девы, намеревался с Ней развестись, однако был остановлен ангелом (см. Мф. 1:18–20). Получается, что мысль о расторжении брака мы встречаем в самом начале Евангелия, а точнее — в 1-й главе первого Евангелия — Евангелия от Матфея.

Мысль праведного Иосифа о разводе понятна: он подозревал свою юную Жену в нечистоте, и потому не хотел продолжать с Ней только что начатую семейную жизнь. Однако Иосиф ошибался в отношении Божией Матери, и он, будучи человеком с чистой совестью, сумел понять свою ошибку. Важно же здесь то, что размышления Иосифа о разводе вызваны подозрением в грехе, собственно, всегда и везде разводу предшествует либо подозрение в грехе, либо сам грех. Представить, что расторжение брака — следствие высокой нравственной жизни, довольно непросто, хотя и не невозможно: такое бывает тогда, когда супруги пришли к мысли о монашестве и приняли решение о разводе ради служения Христу в монашеском чине. Конечно, такое решение предполагает, что у них либо нет детей, либо дети уже взрослые и самостоятельные. Во всех же прочих случаях расторжение брака всегда имеет своей основой неисцелённый грех.

Всем нам свойственно оправдывать свои слабости и свои грехи. Мы преуспели в этом деле. Мы владеем удивительно глубоко проработанной терминологией, которая позволяет нам описывать свои грехи и страсти так, чтобы они приобретали в наших глазах оттенок благородства. Мы неплохо научились обманывать самих себя, но возможно ли обмануть Бога? Евангельские фарисеи пытались это сделать, но ответом им было указание Спасителя на их жестокосердие и на изначальную божественную заповедь, которая предполагала, что люди, вступая в брак, будут это делать не для удовлетворения своей похоти или же своих амбиций, а по любви к Богу и человеку, и что брак для них будет тем инструментом, который позволяет восходить к постижению воли Божией и приближаться ко спасению.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда мы принимаем Крещение, входим в Церковь и становимся ее чадами, тогда благодать Божия, которая открылась роду человеческому и излилась на него через пришествие в мир Спасителя, начинает оплодотворять нашу жизнь. Благодать начинает действовать внутри нас, создавая мощный щит, способный остановить влияние внешней темной силы. Благодатью Божией мы защищаемся от диавола, от греха. Мы действительно обретаем спасение.

«Я покажу тебе дорогу»

Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:

— Что происходит в доме?

— Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

— Кого ты ждешь? — спросил рабочий.

— Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

— Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:

— Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Святитель Николай Сербский

Богослужение

Богослужение можно понимать как в узком смысле — церковная служба, так и в широком — исполнение воли Божьей. Во втором значении вся наша жизнь должна стать богослужением.

Церковная жизнь подразумевает регулярное участие в храмовом богослужении, где главной является Божественная Литургия. В первые годы христианства, когда еще не было написано ни одно Евангелие, Литургия уже существовала и способствовала объединению последователей Спасителя в Единое Тело Христово, в Церковь.

Церковное богослужение есть молитвенное воплощение христианского вероучения. Наука о богослужении — Литургика — включает в себя и догматику, и историю, и нравственное богословие, все богословские дисциплины. Можно сказать, что Православное богослужение является синтезом истины и красоты.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20). Домашнее молитвенное правило и храмовое богослужение — две половинки одного целого, из которых одна поддерживает и оживляет другую. Где нет одной из них, там и вторая обычно постепенно сходит на «нет».

Молитвословия

Кондак преподобного Георгия

глас 4

Явился еси светило пресветлое, Георгие,/ озаряя Божественными зарями верно зовущия ти:/ моли о нас Владыку Христа,/ явльшагося во струях// и просвещшаго земнородныя.

Тропарь преподобного Григория, чудотворца Печерского

глас 1

Пещерный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящим ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Григория, чудотворца Печерского

глас 6

Велием воздержанием и нощными молитвами, преподобне чудотворче отче Григорие, приял еси от Бога дар чудотворения исцеляти недужныя, с верою к тебе притекающия, темже и наша многия болезни исцели, молимся.

Тропарь преподобного Григория, Чудотворца Печерского, в Ближних пещерах почивающего

глас 3

Великих дарований приемниче и великих чудес силою Божиею творителю, пречудне отче Григорие, яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, непрестанно о нас молися Ему, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак преподобного Григория, Чудотворца Печерского, в Ближних пещерах почивающего

глас 7

Запрещая беззаконнующим беззаконновати, ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие, идеже блаженную воспри­ем кончину. Ныне со Ангелы предстоя Престолу Владычню, молися о ду­шах наших.

Тропарь священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших

глас 2

Страстотерпцы Господни блаженнии, православную веру Христову со дерзновением проповедасте, и на судищи учения врагов неправая обличисте: того ради и ввержени бысте, святии, во глубину речную, души же ваши вселишася в Небесныя кровы, идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога, молитеся Ему за благовернаго императора нашего и за вся православныя люди, подвиги ваша честно почитающия.

Кондак священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших

глас 4

Мученик Христовых лик песньми почтим, пострадавших крепко Христовы ради веры истинныя и вражию гордыню до конца низложивших: озарившеся бо благодатию несозданныя Троицы, славнии, со священномучеником Исидором пострадавшии, яко звезды сияете во всем мире, и ныне молитеся Христу непрестанно, и нас защищаете от враждебных язык нашествия, неусыпнии молитвенницы о душах наших.

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Паисия Угличского

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?