21 января. Седмица 32-я по Пятидесятнице
Поста нет. 8 января по ст. ст.
В этот день совершается память:
Преподобных Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исповедника. (IX). Преподобной Домники (ок. 474). Преподобного Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Преподобного Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Преподобного Паисия Угличского (1504). Священномученика Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Преподобного Илии Египетского (IV). Мученика Або Тбилисского (786) (Груз.).
Священномученика Виктора Усова пресвитера (1937); священномучеников Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, преподобномученика Пафнутия Костина, мученика Михаила Новоселова (1938); священномученика Василия Архангельского пресвитера (1939); мученика Иоанна Малышева (1940); святого Михаила Розова исповедника, пресвитера (1941).
Преподобный Георгий Хозевит
В ранней юности преподобный Георгий отправился в паломничество на Святую Землю. Там он нашел пристанище в Хозевитском монастыре близ Иерусалима. Эта обитель и ныне является самым живописным местом в Палестине. Земную жизнь Георгий Хозевит провел подобно бесплотному ангелу — в усердной молитве и монашеских подвигах, подавая пример братии.
Преподобная Домника
Преподобная Домника происходила из знатной семьи города Карфагена (Северная Африка). При святом императоре Феодосии I Великом, провозгласившем христианство государственной верой в Римской империи, она вместе с четырьмя девами-язычницами переехала в Константинополь, чтобы принять Крещение и остаться здесь для служения. Житие отмечает: по особому откровению Божию Крещение святой совершил сам Патриарх Константинопольский Нектарий (381—397), после чего поставил её в диаконисы. На выделенной императором земле за чертой города святая устроила монастырь в честь пророка Захарии. Сама святая Домника удостоилась от Бога дара чудотворений и пророчества — знания воли Божией, за что её особенно почитали в императорской семье. Канон «господоименитой» преподобной составил преподобный Иосиф Песнописец (IX век).
Преподобный Григорий, чудотворец, Печерский
Среди отцов Киево-Печерской Лавры, прославившихся многими чудесами, выделяется преподобный Григорий, стяжавший столь обильные дары Божии, что заслужил прозвание «Чудотворец». Святой, благодаря смирению и прилежанию в молитве, рано сподобился дара чудотворения и победы над бесами. Несколько раз его келлию и огородик пытались ограбить воры, но святой чудесным образом не позволял им совершить кражу и обращал их к покаянию; некоторые воры после вразумления становились иноками. Жизнь святого закончилась мученически в 1093 году. Князь Ростислав Всеволодович, собираясь в поход на половцев, поехал с дружиной в монастырь за благословением. По пути они встретили святителя Григория, которого дружина начала оскорблять. Преподобный предсказал князю, что он и все его воины будут утоплены в реке. Разгневанный князь велел связать святого и утопить, что княжеские отроки и сделали. Когда братия нашла его тело, оно было нетленным, «сам же акы жив». Предсказание святого о князе и его людях вскоре исполнилось.
Мученик Або Тбилисский
Святой Або, араб, занимавшийся в Багдаде составлением благовонных мазей, в 775 году в свите правителя Картли прибыл в Грузию, где возгорелся любовью ко Христу. Приняв Крещение, Або некоторое время подвижничал в Абхазии, а в 782 году вернулся в Тбилиси, где проповедовал Христа своим соплеменникам. Через три года по приказу тбилисского эмира он был брошен в тюрьму и в 786 году, в день Крещения Господня, обезглавлен. Тело его сожгли, а пепел в овечьей шкуре бросили в реку Куру. Позже на месте сожжения тела святого Або был возведён знаменитый Метехский храм. Або Тбилисский почитается как небесный покровитель Тбилиси. Свидетель мученической кончины Або, Иоанн Сабанисдзе написал его житие «Мученичество Або Тбилели». Ради праздника Богоявления и Собора Иоанна Предтечи память мученика Або перенесена на 21 января.
Евангелие дня
В течение жизни человек сталкивается с проблемами самых разных масштабов, от частных до общественных. В меру своих способностей и амбиций все мы стараемся их решать. Но в чём главное условие, которое помогает всё правильно сделать? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Иисус Христос, услышав, что пророк Иоанн Предтеча взят под стражу, уходит из Иудеи в Галилею и поселяется в Капернауме. Иоанн обличал местного правителя Ирода Антипу в безнравственности, за что и был заключён в темницу. Из Писания мы знаем, что в итоге это заключение закончится для Предтечи казнью. В таком случае уход Спасителя на север, в другую область, внешне выглядит фактически как уход от проблемы. Вместо того, чтобы потребовать от Ирода Антипы освободить Иоанна Крестителя, или обратиться к римскому прокуратору Понтию Пилату за помощью, Христос просто уходит от этих проблем.
Увидев происходящее в такой перспективе, многие из нас возмутились бы этим, как привыкли возмущаться всякой несправедливостью. Но с чего мы решили, что в мире должна восторжествовать справедливость? Может быть, в нём естественно право сильного, которым пользовался Ирод?
С библейской точки зрения, ответ очевиден. Корень несправедливости, как и любого другого неправильного поведения человека, в грехе, в испорченности и слабости нашей воли. Бороться с явными социальными проблемами, конечно, нужно — и сам Иоанн Предтеча призывал людей к жизни по закону, но всё же в первую очередь бороться надо было с причинами болезни, а не только с её проявлениями. Силой можно принудить человека к нужному тебе поведению, но сделать его по-настоящему справедливым и даже праведным можно только изнутри, вместе с ним. Внешне кажется, что Христос уходит от трудной задачи — переубедить Ирода, но на самом деле он берёт на себя задачу ещё более трудную.
Осмысляя поступок Спасителя, важно понять, что Он не только от кого-то уходит, важно увидеть, к кому Он идёт. Он уходит от Ирода, но жизнь любого властителя, от древних царей до современных руководителей государств, кристаллизует нравственную жизнь общества, выявляя её самые характерные черты. Именно поэтому Христос идёт в те галилейские города, которые находились недалеко от языческих земель, там, где духовное состояние людей было особенно сложным. Неслучайно в пророчестве Исаии говорится о людях, сидящих во тьме и тени смертной. Обратить их на истинный путь очень сложно, но Мессия начинает именно с них. Их Он призывает к покаянию и изменению жизни. Можно сказать, что Он не стал требовать справедливости здесь и сейчас, но действовал так, чтобы справедливость в итоге восторжествовала.
Решая свои земные проблемы, люди обычно бывают недовольны и говорят о вине других. Однако с христианской точки зрения важно помнить две вещи. Во-первых, атмосфера в обществе зависит от каждого из нас, от нашей личной доброты, справедливости и порядочности. И, во-вторых, цель праведной жизни, к которой мы призваны, не в том, чтобы идеально устроиться в этом мире, но в том, чтобы стяжать свет Царства Небесного в себе и явить его тем, кто живёт вокруг нас.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда мы принимаем Крещение, входим в Церковь и становимся ее чадами, тогда благодать Божия, которая открылась роду человеческому и излилась на него через пришествие в мир Спасителя, начинает оплодотворять нашу жизнь. Благодать начинает действовать внутри нас, создавая мощный щит, способный остановить влияние внешней темной силы. Благодатью Божией мы защищаемся от диавола, от греха. Мы действительно обретаем спасение.
«Я покажу тебе дорогу»
Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:
— Что происходит в доме?
— Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.
Странник замолчал в ожидании.
— Кого ты ждешь? — спросил рабочий.
— Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.
— Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.
Покачал головой странник и отвечал:
— Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?
Святитель Николай Сербский
Богослужение
Богослужение можно понимать как в узком смысле — церковная служба, так и в широком — исполнение воли Божьей. Во втором значении вся наша жизнь должна стать богослужением.
Церковная жизнь подразумевает регулярное участие в храмовом богослужении, где главной является Божественная Литургия. В первые годы христианства, когда еще не было написано ни одно Евангелие, Литургия уже существовала и способствовала объединению последователей Спасителя в Единое Тело Христово, в Церковь.
Церковное богослужение есть молитвенное воплощение христианского вероучения. Наука о богослужении — Литургика — включает в себя и догматику, и историю, и нравственное богословие, все богословские дисциплины. Можно сказать, что Православное богослужение является синтезом истины и красоты.
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20). Домашнее молитвенное правило и храмовое богослужение — две половинки одного целого, из которых одна поддерживает и оживляет другую. Где нет одной из них, там и вторая обычно постепенно сходит на «нет».
Молитвословия
Кондак преподобного Георгия
глас 4
Явился еси светило пресветлое, Георгие,/ озаряя Божественными зарями верно зовущия ти:/ моли о нас Владыку Христа,/ явльшагося во струях// и просвещшаго земнородныя.
Тропарь преподобного Григория, чудотворца Печерского
глас 1
Пещерный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящим ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Григория, чудотворца Печерского
глас 6
Велием воздержанием и нощными молитвами, преподобне чудотворче отче Григорие, приял еси от Бога дар чудотворения исцеляти недужныя, с верою к тебе притекающия, темже и наша многия болезни исцели, молимся.
Тропарь преподобного Григория, Чудотворца Печерского, в Ближних пещерах почивающего
глас 3
Великих дарований приемниче и великих чудес силою Божиею творителю, пречудне отче Григорие, яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, непрестанно о нас молися Ему, да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак преподобного Григория, Чудотворца Печерского, в Ближних пещерах почивающего
глас 7
Запрещая беззаконнующим беззаконновати, ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие, идеже блаженную восприем кончину. Ныне со Ангелы предстоя Престолу Владычню, молися о душах наших.
Тропарь священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших
глас 2
Страстотерпцы Господни блаженнии, православную веру Христову со дерзновением проповедасте, и на судищи учения врагов неправая обличисте: того ради и ввержени бысте, святии, во глубину речную, души же ваши вселишася в Небесныя кровы, идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога, молитеся Ему за благовернаго императора нашего и за вся православныя люди, подвиги ваша честно почитающия.
Кондак священномученика Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших
глас 4
Мученик Христовых лик песньми почтим, пострадавших крепко Христовы ради веры истинныя и вражию гордыню до конца низложивших: озарившеся бо благодатию несозданныя Троицы, славнии, со священномучеником Исидором пострадавшии, яко звезды сияете во всем мире, и ныне молитеся Христу непрестанно, и нас защищаете от враждебных язык нашествия, неусыпнии молитвенницы о душах наших.
Тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Паисия Угличского
глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.