16 января. Память пророка Малахии

4926
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице. Святки.

В этот день совершается память:

Пророка Малахии (400 г. до Р. Х.). Мученика Гордия (IV).

Преподобной Женевьевы (Геновефы) Парижской (512).

Священномученика Василия Холмогорова пресвитера (1938).

Пророк Малахия

Малахия стал последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». В народе он являл столь яркий образец доброты и благочестия, что получил имя Малахия — «Ангел», или «вестник». Ходила даже легенда, что его книга, вошедшая в канон священных книг, была написана воплощенным Ангелом. В книге, помимо обличений иудейского народа в нечестии, есть прямые пророчества о пришествии Мессии и приготовлении пути ему проповедью Иоанна Крестителя, которого пророк называет Илией. «Вот Я пошлю к вам, — говорит Малахия от Лица Божиего, — Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтоб Я пришедши не поразил земли проклятием». Сам Господь Иисус Христос нередко упоминал в своих проповедях пророчества Малахии.

Мученик Гордий

Святой Гордий родился в конце III века в Кесарии Каппадокийской в верующей семье. В зрелом возрасте поступил на военную службу и, проявив мужество и силу духа, был назначен сотником. Во время гонения на христиан он ушел из мира в непроходимые места, где в посте и молитве готовил себя к исповеданию Иисуса Христа. В 320 году в праздник бога Марса, когда все горожане собрались в цирке, Гордий сошел с гор и добровольно предал себя на мучения. Его схватили и после страшных истязаний осудили на отсечение главы. Знакомые уговаривали мученика отречься лишь устами, веруя в сердце. На что Гордий отвечал: «Язык, который дан мне милостью Христа, я не могу заставить отречься от своего Творца, ибо “сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”. Как же отрекусь от Господа, Которому поклоняюсь с детства? Ужели для того, чтобы продлить свою жизнь? Это будет явным безумием». Сказав сие и сотворив крестное знамение, святой без боязни пошел на казнь, не изменив светлости лица своего.

Евангелие дня

В современном мире люди очень любят оперировать статистикой. При этом многие часто путают исчисление в относительных и абсолютных величинах. И когда кто-нибудь рассказывает, что чего-то много или мало, одно хорошо, а другое — плохо, очень важно бывает поставить вопрос: много или мало, хорошо или плохо относительно чего именно? Такое сравнение часто помогает понять, насколько мы со своими ощущениями и желаниями адекватно оцениваем ситуацию. Но есть ли место чему-то относительному в религии и насколько Бог учитывает не только наши действия, но и обстоятельства, внутри которых мы находимся. Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 12.

38И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43Подозвав учеников Своих, Иисуссказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Обычно святоотеческую литературу читают для того, чтобы почерпнуть из неё вероучительные или нравственные истины, но иногда бывает интересно заметить описание быта, традиций или нравов, говоря о которых духовный писатель как будто бы приоткрывает перед нами совершенно не знакомый для нас мир. Помню однажды, читая святителя Василия Великого, я поразился тому описанию жизни скифов, которое он дал. Как человек эллинской культуры он, конечно же, считал их культуру совершенно варварской. В данном случае даже не важно, была ли она таковой на самом деле, ведь сам он вряд ли видел скифов, и мог знать о них лишь из исторических сочинений своего времени, из разговоров с воинами или купцами. Итак, он писал, что скифы очень жестоки, что они часто занимаются грабежами и насилием, гневаются, раздражаются и часто заканчивают ссоры кровопролитием. Но самое интересное не столько описание, сколько вывод, который, святитель делает из всего сказанного. Он говорит: «И, если даже скифы оказываются способны к снисходительности и человеколюбию, насколько же больше мы ответственны и насколько больше спросит Бог с нас, с тех, кто вырос в христианской вере».

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос, сидя у храмовой сокровищницы, смотрел на то, как богатые люди складывали в неё деньги. Складывали явно не последнее, были щедры и спокойны, ведь всё сделали правильно. Далее же мы слышим о вдове, которая положила совсем немного, две мелкие монетки. Однако неожиданно Христос говорит, что её жертва была для Бога значимее, чем жертвы богачей, потому что, как бы мы сегодня сказали, в процентном соотношении она была значительно больше ведь, вдова положила всё что имела. Она знала, что её жертва мала, она не была самодовольна, не ожидала никакой похвалы, но сделала всё, что могла.

Что же это означает? Означает, что Бог оценивает поведение человека, исходя из ситуации, в которой тот действует, ведь Господь справедлив и многомилостив. Если человек хитрит и оправдывается, если говорит что-то вроде: «Господи, у моих родителей были проблемы, и поэтому я сегодня поступаю жестоко или эгоистично», Бог будет судить его по его знаниям и возможностям. Но если у того же человека, выросшего в сложной обстановке ссор и скандалов, нет никаких знаний о том, как поступать правильно и он совершенно честно и искренне поступает настолько хорошо, насколько может, Бог примет его усилия, хотя со стороны они могут показаться мелочью. Вспоминая о двух лептах вдовы, не будем судить поступки других, ведь мы не знаем из какой нравственной и духовной бедности человек совершает эти усилия. Каждый из нас призван искренне предавать Богу все свои силы, а уж сколько их у кого, один Господь знает.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наша вера — это то, что реально соединяет нас с Господом, то, что приклоняет к нам Его милость и Его благодать. Поэтому мы должны постоянно укреплять свою веру, не напрягая ум для построения неких искусственных доказательств, но через молитву, через реальное общение с Господом привлекать Божественную силу, чувствовать ее присутствие в своей жизни и через этот духовный опыт возрастать в вере, без которой нет спасения.

Преподобный Серафим Саровский о причащении Святых Таин

В наставлениях преподобного Серафима особое место занимает тема частого Причащения как важнейшей составляющей духовной жизни. Всем просившим духовного совета он говорил, что надо обязательно говеть все четыре поста и стараться приступать к Святым Христовым Таинам хотя бы на все двунадесятые праздники. Сам он, даже избрав пустынное жительство, по воскресным и праздничным дням всегда возвращался в Саровский монастырь на храмовое богослужение и для Святого Причастия. Об участии верных в Евхаристии преподобный говорил: «Если бы мы и весь океан наполнили слезами, то и тогда бы не могли отблагодарить Господа за то, что Он изливает на нас жизнь и питает нас Пречистою Своею Кровию и Телом, Которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. И приступай без сомнения, не смущайся, а веруй только».

Молитвословия

Тропарь пророку Малахии

глас 2

Пророка Твоего Малахия память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Малахии

глас 4

Пророчества дарованием богатея, пророче,/ Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение,// Егоже сиянием мир просветися.

Тропарь мученика Гордия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Гордий,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Гордия

глас 8

Твоя поты, преславне, всю землю напоиша,/ и честными кровьми, Гордие, мир весь возвеселил еси./ Молитвами твоими, Богомудре,/ спасай вся, верою тя воспевающия и ублажающия,// вопиющия песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?