
Седмица 30-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Предпразднство Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320).
Мученика Василия Петрова (1942).
Память архиепископа Казанского и Свияжского Афанасия (Соколова). Возглавлял Казанскую епархию с 3 ноября 1856 по 9 ноября 1866 гг. Скончался на покое в Кизическом мужском монастыре г. Казани 2 января 1868 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля (в нижнем храме в честь Всех святых).
Престольные праздники
Храм прп. Серафима Саровского г. Казани (К)
Придел прп. Серафима Саровского собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (К)
Молитвенный дом прп. Серафима Саровского с. Старое Тимошкино Аксубаевского района (Ч)
Храм прп. Серафима Саровского г. Бавлы (А)
Храм прп. Серафима Саровского г. Бугульмы (А)
Храм прп. Серафима Саровского г. Набережные Челны (Н)
Храм прп. Серафима Саровского г. Нурлата (Ч)
Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим — великий святой синодальной эпохи. За образом ласкового старца, всегда сохранявшего пасхальную радость, стоит подвижник, пустынножитель, столпник, труды которого соразмерны подвигам древних отцов. В своей пустыни он ежедневно совершал полный круг богослужения и читал несколько новозаветных зачал, называя это «снабдением души». Своё келейное правило преподобный иногда заменял 1000 поклонов. В лесу он нашёл гранитный валун на полпути от келлии до Саровского монастыря; каждую ночь — то на коленях, то стоя в полный рост — он молился здесь словами мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Трёхлетний подвиг столпничества сопровождался телесным изнеможением и ранами. Воздержание старца в пище становилось всё более строгим: в течение нескольких лет он ел одну сныть.
Праведная Иулиания Лазаревская
Праведная Иулиания с детства избегала игр и забав, проводя время в рукоделии, посте и молитве. В 16 лет ее выдали замуж, но семейные хлопоты не прервали духовного подвига святой. Из тринадцати детей, рожденных в браке, шестеро умерли в детстве. Когда старший сын был убит на охоте, а младший — в бою, она попросила мужа отпустить ее в монастырь, но осталась в семье ради детей. После смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Она жила в крайней нищете, но за все благодарила Бога. Во время сильного голода праведная Иулиания пекла из лебеды хлеб для нищих и ухаживала за больными. Мощи святой почивают в Николо-Набережном храме города Мурома.
Евангелие дня
Христианская традиция очень богата не только в догматическом и культурном смысле, но и, конечно, в смысле нравственном. Многие христианские ответы на нравственные вопросы могут помочь сориентироваться даже не очень церковному человеку. Однажды я видел книгу атеиста, который доказывал, что порой бывает полезно прийти в храм, будучи неверующим, просто для того, чтобы послушать проповедь, настраивающую на нравственный и добрый лад. Будет ли плодотворна христианская проповедь для человека неверующего? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 12.
28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Помнится, в юности мне попалась книга о пословицах и крылатых выражениях, которые пришли в русский язык из Библии. Я был просто поражён прочитанным, ведь оказалось, что их просто невероятное количество. В другой раз я услышал предположение, вполне правдоподобное, что советский лозунг «миру мир» напрямую заимствован из христианского богослужения, в котором мы каждый день просим Бога даровать мир всему миру. При этом я не раз замечал, что современные люди будто бы чураются христианства, как чего-то давно понятного и привычного. Так бывает с теми же пословицами и поговорками, так бывает с идеями и произведениями искусства. Совсем недавно я услышал, как один молодой человек говорил другому, что ему нравится древняя японская пословица «Время разбрасывать камни и время их собирать». Какая же, — думаю, — она японская, когда это прямая цитата из библейской книги Екклезиаста. Но если бы говорящий сослался на Библию, все бы решили, что он верующий, а ссылка на японскую пословицу, как будто бы ни к чему не обязывает и даже интригует экзотикой.
В чтении, которое мы сейчас услышали, евангелист пересказывает краткий диалог Христа с книжником. Судя по всему, таких небольших обменов мнениями могло быть очень много. Однако тот диалог, который мы услышали сегодня, отличается от многих тем, что спрашивающий Христа, как кажется, не имел цели Его смутить, но действительно хотел узнать Его мнение, как мнение Учителя.
Книжник спрашивает Спасителя о главной заповеди, и Христос, как известно, указывает на заповедь о любви. Причём речь идёт о любви двойственной: направленной, во-первых, к одному и единственному Богу, во-вторых, к ближним. Больше этой заповеди, по словам Христа, нет. Может показаться, что книжник провоцирует Его, ведь для иудеев все заповеди должны были быть одинаково важны, но по его реакции видно, что он искренне рад такому ответу. Более того, поразительным образом он даже оказывается готов поставить любовь выше жертв и всесожжений. Эта позиция приближает его к Царству Небесному, однако же, как понятно, не делает его причастным к нему.
Чего же ему не достаёт? Из слов Спасителя очевидно: ему не достаёт принятия Спасителя как мессии. Можно стремиться к любви, можно интересоваться Христом и Его мнением, на определённом этапе всё это важно и нужно. Но только приняв Иисуса Христа как Господа и Спасителя можно быть причастным Его Небесному Царству.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы в таком множестве собираемся у мощей преподобного Серафима — простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.
Наставление преподобного Серафима Саровского о молитве
В 1825 году преподобный Серафим, оставив затвор, стал принимать нуждающихся в духовном совете. Он настраивал всех на делание Иисусовой молитвы, что сохраняет ум от рассеяния и научает Богопознанию. Для стяжания постоянной памяти о Боге старец дал правило: «Вставши от сна, следует читать “Отче наш” трижды, “Богородице Дево” трижды и “Верую” — один раз. Затем до обеда читать, по возможности всегда — и в пути, и в труде — Иисусову молитву, а при людях повторять мысленно “Господи, помилуй”. Перед обедом и сном повторять утреннее правило. После обеда до вечера, вместо Иисусовой молитвы, читать “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. Кто не имеет времени, пусть совершает эти правила в пути или в постели, помня, что всякий, призывающий имя Господне, спасётся. А имеющие время пусть читают ещё зачала из Евангелия, акафисты и псалмы. Малое же это правило — высокого достоинства: “Отче наш” — образец молитв, дана Господом; “Богородице Дево” — принесена Ангелом с неба; в “Символе веры” — все догматы веры».
Молитвословия
Тропарь преподобного Серафима Саровского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима Саровского
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
глас 4
Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.
Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
глас 8
Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милостыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.