Неделя 31-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением.
Поста нет. 2 января по ст. ст.
В этот день совершается память:
Предпразднство Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320).
Мученика Василия Петрова (1942).
Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим — великий святой синодальной эпохи. За образом ласкового старца, всегда сохранявшего пасхальную радость, стоит подвижник, пустынножитель, столпник, труды которого соразмерны подвигам древних отцов. В своей пустыни он ежедневно совершал полный круг богослужения и читал несколько новозаветных зачал, называя это «снабдением души». Своё келейное правило преподобный иногда заменял 1000 поклонов. В лесу он нашёл гранитный валун на полпути от келлии до Саровского монастыря; каждую ночь — то на коленях, то стоя в полный рост — он молился здесь словами мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Трёхлетний подвиг столпничества сопровождался телесным изнеможением и ранами. Воздержание старца в пище становилось всё более строгим: в течение нескольких лет он ел одну сныть.
Праведная Иулиания Лазаревская
Праведная Иулиания с детства избегала игр и забав, проводя время в рукоделии, посте и молитве. В 16 лет ее выдали замуж, но семейные хлопоты не прервали духовного подвига святой. Из тринадцати детей, рожденных в браке, шестеро умерли в детстве. Когда старший сын был убит на охоте, а младший — в бою, она попросила мужа отпустить ее в монастырь, но осталась в семье ради детей. После смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Она жила в крайней нищете, но за все благодарила Бога. Во время сильного голода праведная Иулиания пекла из лебеды хлеб для нищих и ухаживала за больными. Мощи святой почивают в Николо-Набережном храме города Мурома.
Священное Писание
Люди с богатым церковным опытом иногда задаются вопросом: почему Таинства Церкви не всегда, как бы так помягче сказать — «работают», то есть проявляют свою действенность? Например, человек тщательно подготовился к Причастию, поисповедовался, вычитал все положенные молитвы, но после Причастия ни в его жизни, ни в его внутреннем мире абсолютно ничего не происходит? Правильно ли это?
Сегодня на богослужении в православных храмах читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, где как раз и находится ответ на наш вопрос.
Глава 6.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Вы, наверное, подумали, ну вот, опять отец Павел всё запутал. Причём Причастие и его действенность и Нагорная проповедь Христа Спасителя? А вот и ничего подобного! Есть связь, причём самая прямая!
Смотрите. О чём говорится в Евангелии? Люди искали Христа Спасителя, чтобы что? Чтобы: а) прикоснуться к Нему б) исцелиться от болезней и демонов и в) послушать. Для нас, христиан, именно ради этих целей мы причащаемся Тела и Крови Христовых. В этом Таинстве мы именно «прикасаемся» ко Христу, более того, принимаем Его внутрь себя, становимся причастниками Его естества. Через это уходят наши хвори и страсти, а бесы просто разбегаются во все стороны.
Но на этом отрывке чтение не заканчивается! Казалось бы, всё просто и понятно: есть запрос — должно быть и его удовлетворение. Но смотрите что происходит: Иисус не говорит: так, выстраиваемся в очередь, не торопимся, на каждого 5 минут, иначе все не успеют. Он говорит нечто вообще из другой области, о том, что блаженны нищие духом, то есть искренне ощущающие свою полную духовную несостоятельность, блаженны неудовлетворённые материальными благами, блаженны расстроенные и пребывающие в скорбях, блаженны отринутые обществом и утратившие добрую репутацию. О чём все эти «блаженны»? О том, что само по себе ни телесное здоровье, ни свобода от бед и скорбей, ни житейское благополучие не делают человека другом Божиим. А в Царство Небесное могут попасть только те, кто перестал враждовать с Богом, подружился с Ним и старается быть Ему полезен, исполняя Его, а не свою волю.
Возможно, какой-то любитель библейской критики скажет: да ну перестаньте, это просто два разных фрагмента текста, и между ними вообще никакой связи нет и быть не может! Но простите, почему-то хочется думать, что в Писании ничего случайно рядом не оказывается. И именно в соположении этих двух отрывков есть очень важный для нас смысл.
Поясню его на примере. Когда страдающий алкогольной зависимостью приходит на терапию, есть определённые процедуры, которые может выполнить врач и облегчить состояние. Но не существует никакой «волшебной таблетки», выпив которую, алкоголик станет вести трезвый образ жизни и радоваться тому, что у него нет никакой потребности выпивать. Потому что пьянство это лишь маленькая верхушка огромного айсберга личного кризиса бытия данного человека. И какими способами ты бы её ни притапливал, она всё равно снова всплывёт на поверхность.
Да, есть вещи, которые Бог может сделать со Своей стороны и в чём-то облегчить нашу жизнь. Но самые важные, фундаментальные вопросы — а зачем мы живём? Что греет наше сердце? В чём мы ощущаем своё призвание? Бог вместо нас решить не может. Иначе это стало бы узурпацией нашего бытия, с полным упразднением нашей личностности и свободы.
Ответ Христа на запрос об исцелениях в виде заповедей блаженств невероятно тонкий и мудрый. Он говорит: живите по заповедям, не страшитесь того, от чего в ужасе шарахаются люди, чуждые веры, и вы сами удивитесь, куда вдруг исчезают все ваши предыдущие «запросы», об которые вы постоянно спотыкались?
Причастие, как об этому учит святоотеческое предание, это приобщение живого человека Живому Богочеловеку — Христу Спасителю. В этом взаимодействии нет и не может быть ничего «автоматического» или «магического». А это значит, всё происходит ровно в той степени, в какой мы внутренне распахнуты навстречу Богу, горим желанием служить Ему, быть Ему полезными, жить Им, дышать предвкушением встречи и общения с Ним. Но когда в нас на самом деле есть такое внутреннее устроение мы точно не будем задаваться вопросом, а почему это сегодня у меня после причащения в душе соловьи не запели?..
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы в таком множестве собираемся у мощей преподобного Серафима — простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.
Наставление преподобного Серафима Саровского о молитве
В 1825 году преподобный Серафим, оставив затвор, стал принимать нуждающихся в духовном совете. Он настраивал всех на делание Иисусовой молитвы, что сохраняет ум от рассеяния и научает Богопознанию. Для стяжания постоянной памяти о Боге старец дал правило: «Вставши от сна, следует читать “Отче наш” трижды, “Богородице Дево” трижды и “Верую” — один раз. Затем до обеда читать, по возможности всегда — и в пути, и в труде — Иисусову молитву, а при людях повторять мысленно “Господи, помилуй”. Перед обедом и сном повторять утреннее правило. После обеда до вечера, вместо Иисусовой молитвы, читать “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. Кто не имеет времени, пусть совершает эти правила в пути или в постели, помня, что всякий, призывающий имя Господне, спасётся. А имеющие время пусть читают ещё зачала из Евангелия, акафисты и псалмы. Малое же это правило — высокого достоинства: “Отче наш” — образец молитв, дана Господом; “Богородице Дево” — принесена Ангелом с неба; в “Символе веры” — все догматы веры».
Молитвословия
Тропарь преподобного Серафима Саровского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима Саровского
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
глас 4
Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.
Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
глас 8
Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милостыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.