15 января. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца

6429
Фото

Неделя 31-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением.
Поста нет. 2 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Предпразднство Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320).

Мученика Василия Петрова (1942).

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим — великий святой синодальной эпохи. За образом ласкового старца, всегда сохранявшего пасхальную радость, стоит подвижник, пустынножитель, столпник, труды которого соразмерны подвигам древних отцов. В своей пустыни он ежедневно совершал полный круг богослужения и читал несколько новозаветных зачал, называя это «снабдением души». Своё келейное правило преподобный иногда заменял 1000 поклонов. В лесу он нашёл гранитный валун на полпути от келлии до Саровского монастыря; каждую ночь — то на коленях, то стоя в полный рост — он молился здесь словами мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Трёхлетний подвиг столпничества сопровождался телесным изнеможением и ранами. Воздержание старца в пище становилось всё более строгим: в течение нескольких лет он ел одну сныть.

Праведная Иулиания Лазаревская

Праведная Иулиания с детства избегала игр и забав, проводя время в рукоделии, посте и молитве. В 16 лет ее выдали замуж, но семейные хлопоты не прервали духовного подвига святой. Из тринадцати детей, рожденных в браке, шестеро умерли в детстве. Когда старший сын был убит на охоте, а младший — в бою, она попросила мужа отпустить ее в монастырь, но осталась в семье ради детей. После смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Она жила в крайней нищете, но за все благодарила Бога. Во время сильного голода праведная Иулиания пекла из лебеды хлеб для нищих и ухаживала за больными. Мощи святой почивают в Николо-Набережном храме города Мурома.

Священное Писание

Люди с богатым церковным опытом иногда задаются вопросом: почему Таинства Церкви не всегда, как бы так помягче сказать — «работают», то есть проявляют свою действенность? Например, человек тщательно подготовился к Причастию, поисповедовался, вычитал все положенные молитвы, но после Причастия ни в его жизни, ни в его внутреннем мире абсолютно ничего не происходит? Правильно ли это?

Сегодня на богослужении в православных храмах читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, где как раз и находится ответ на наш вопрос.

Глава 6.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Вы, наверное, подумали, ну вот, опять отец Павел всё запутал. Причём Причастие и его действенность и Нагорная проповедь Христа Спасителя? А вот и ничего подобного! Есть связь, причём самая прямая!

Смотрите. О чём говорится в Евангелии? Люди искали Христа Спасителя, чтобы что? Чтобы: а) прикоснуться к Нему б) исцелиться от болезней и демонов и в) послушать. Для нас, христиан, именно ради этих целей мы причащаемся Тела и Крови Христовых. В этом Таинстве мы именно «прикасаемся» ко Христу, более того, принимаем Его внутрь себя, становимся причастниками Его естества. Через это уходят наши хвори и страсти, а бесы просто разбегаются во все стороны.

Но на этом отрывке чтение не заканчивается! Казалось бы, всё просто и понятно: есть запрос — должно быть и его удовлетворение. Но смотрите что происходит: Иисус не говорит: так, выстраиваемся в очередь, не торопимся, на каждого 5 минут, иначе все не успеют. Он говорит нечто вообще из другой области, о том, что блаженны нищие духом, то есть искренне ощущающие свою полную духовную несостоятельность, блаженны неудовлетворённые материальными благами, блаженны расстроенные и пребывающие в скорбях, блаженны отринутые обществом и утратившие добрую репутацию. О чём все эти «блаженны»? О том, что само по себе ни телесное здоровье, ни свобода от бед и скорбей, ни житейское благополучие не делают человека другом Божиим. А в Царство Небесное могут попасть только те, кто перестал враждовать с Богом, подружился с Ним и старается быть Ему полезен, исполняя Его, а не свою волю.

Возможно, какой-то любитель библейской критики скажет: да ну перестаньте, это просто два разных фрагмента текста, и между ними вообще никакой связи нет и быть не может! Но простите, почему-то хочется думать, что в Писании ничего случайно рядом не оказывается. И именно в соположении этих двух отрывков есть очень важный для нас смысл.

Поясню его на примере. Когда страдающий алкогольной зависимостью приходит на терапию, есть определённые процедуры, которые может выполнить врач и облегчить состояние. Но не существует никакой «волшебной таблетки», выпив которую, алкоголик станет вести трезвый образ жизни и радоваться тому, что у него нет никакой потребности выпивать. Потому что пьянство это лишь маленькая верхушка огромного айсберга личного кризиса бытия данного человека. И какими способами ты бы её ни притапливал, она всё равно снова всплывёт на поверхность.

Да, есть вещи, которые Бог может сделать со Своей стороны и в чём-то облегчить нашу жизнь. Но самые важные, фундаментальные вопросы — а зачем мы живём? Что греет наше сердце? В чём мы ощущаем своё призвание? Бог вместо нас решить не может. Иначе это стало бы узурпацией нашего бытия, с полным упразднением нашей личностности и свободы.

Ответ Христа на запрос об исцелениях в виде заповедей блаженств невероятно тонкий и мудрый. Он говорит: живите по заповедям, не страшитесь того, от чего в ужасе шарахаются люди, чуждые веры, и вы сами удивитесь, куда вдруг исчезают все ваши предыдущие «запросы», об которые вы постоянно спотыкались?

Причастие, как об этому учит святоотеческое предание, это приобщение живого человека Живому Богочеловеку — Христу Спасителю. В этом взаимодействии нет и не может быть ничего «автоматического» или «магического». А это значит, всё происходит ровно в той степени, в какой мы внутренне распахнуты навстречу Богу, горим желанием служить Ему, быть Ему полезными, жить Им, дышать предвкушением встречи и общения с Ним. Но когда в нас на самом деле есть такое внутреннее устроение мы точно не будем задаваться вопросом, а почему это сегодня у меня после причащения в душе соловьи не запели?..

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы в таком множестве собираемся у мощей преподобного Серафима — простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

Наставление преподобного Серафима Саровского о молитве

В 1825 году преподобный Серафим, оставив затвор, стал принимать нуждающихся в духовном совете. Он настраивал всех на делание Иисусовой молитвы, что сохраняет ум от рассеяния и научает Богопознанию. Для стяжания постоянной памяти о Боге старец дал правило: «Вставши от сна, следует читать “Отче наш” трижды, “Богородице Дево” трижды и “Верую” — один раз. Затем до обеда читать, по возможности всегда — и в пути, и в труде — Иисусову молитву, а при людях повторять мысленно “Господи, помилуй”. Перед обедом и сном повторять утреннее правило. После обеда до вечера, вместо Иисусовой молитвы, читать “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. Кто не имеет времени, пусть совершает эти правила в пути или в постели, помня, что всякий, призывающий имя Господне, спасётся. А имеющие время пусть читают ещё зачала из Евангелия, акафисты и псалмы. Малое же это правило — высокого достоинства: “Отче наш” — образец молитв, дана Господом; “Богородице Дево” — принесена Ангелом с неба; в “Символе веры” — все догматы веры».

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Саровского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима Саровского

глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

глас 4

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

глас 8

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милос­тыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Серафимовском храме Казани
Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Серафимовском храме Казани

1 августа, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Серафимовском храме Казани.

Где Христос, там торжествует Божественная любовь
Публикации 31 июля 2024
Где Христос, там торжествует Божественная любовь

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Так исповедует Святая Церковь нашу веру. Так именно звучит этот удивительный возглас на Божественной литургии...

Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Серафимовском храме Казани
Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Серафимовском храме Казани

15 января, в день преставления (1833) и второго обретения (1991) мощей преподобного Серафима Саровского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Серафимовском храме Казани.

В канун дня памяти преподобного Серафима Саровского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Серафимовском храме Казани
В канун дня памяти преподобного Серафима Саровского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Серафимовском храме Казани

Вечером 14 января 2024 года, в канун дня памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Кирилл совершил всенощное бдение с чтением акафиста чествуемому святому в Серафимовском храме Казани.