Церковный календарь

11 мая. Память святителя Кирилла Туровского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 мая. Память святителя Кирилла Туровского

2-я седмица по Пасхе

В этот день совершается память: Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла Туровского (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63).

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр – ученики апостола Павла. В 63 году с проповедью Евангелия они достигли острова Керкиры в Ионическом море, где их заключили в темницу. Там сидели разбойники: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, за исповедание Которого бывшие разбойники приняли мученическую кончину. Дочь правителя, девица Керкира, узнав, как мученики страдают за Христа, объявила себя христианкой. Отец приказал разбойнику Мурину обесчестить ее, но на него напал медведь, которого Керкира отогнала молитвой. Мурин объявил себя христианином и был казнен. Мученический венец приняла и Керкира. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове. Были сожжены мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий. Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров, а преследовавшего их правителя с воинами поглотили волны. Апостолы дожили до глубокой старости и своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.

Святитель Кирилл Туровский

Современники епископа Кирилла называли его «вторым Златоустом» – такая высокая оценка была дана его вдохновенному, поэтическому слову. Родился святой в г. Турове, что на реке Припять в Белоруссии. С детства он прилежал к изучению «божественных писаний», а состоятельные родители позаботились о его образовании. Став монахом, Кирилл проводил жизнь суровую и внимательную, тем самым привлекая благодать Святого Духа. Пламенное стремление к познанию Бога побудило Кирилла принять на себя подвиг затворничества – он затворился в башне (на столпе). Там, подвизаясь в строгом посте и молитве, он вглядывался в глубины человеческого сердца и освобождал свой дух для созерцания мира – божественного творения. И этот драгоценный опыт наш соотечественник оставил нам в своих писаниях: проповедях, притчах и молитвах.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 15 зач., V, 21-33

21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. 22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, 23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.

24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.

32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Ин., 19 зач., VI, 14-27

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18 Дул сильный ветер, и море волновалось.

19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Молитвословия

Тропарь святителя Кирилла, епископа Туровского

глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание святителя Кирилла, епископа Туровского

Величаем тя,/ Туровский подвижниче и святителю Кирилле,/ златословесный Российский учителю,/ и чтим святую память твою,/ ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш/ и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели - апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, – они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у Креста. Они ничего не боялись – ни римских воинов, стерегущих Крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить – не на их место, потому что то место неповторимо, – а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов – срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы, ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера – там сила, где неверие – там немощь».

Теги:
Святитель Кирилл Туровский
православный календарь

Все публикации