Церковный календарь

12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского

30-я седмица по Пятидесятнице. Святки.
Поста нет. 30 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Святителя Макария, митрополита Московского (1563). Мученицы Анисии (285–305). Священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).

Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийского (311). Преподобной Феодоры Кесарийской (VIII). Преподобной Феодоры Цареградской (940).

Мученицы Марии Даниловой (1946).

Память сродников Христовых

В воскресенье после Рождества Христова празднуется память сродников Христовых по плоти — праведного Иосифа Обручника, царя Давида и праведного Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Христос по плоти произошёл из рода царя Давида. Неслучайно именно в Вифлеем направляются праведный Иосиф и Дева Мария на перепись — это родной город Давида. Божия Матерь, как и праведный Иосиф Обручник, происходила из этого рода: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл Дева, и из Нея возсия цвет Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Гимнография дня поочерёдно создаёт пары из трёх вспоминаемых святых, чтобы рельефнее показать их подвиг и отношение ко Христу: например, одна из стихир ублажает Давида как пророка, а Иакова — как первого епископа, потому что их учение помогает нам верно славить Рождество Христа. В другой стихире даётся такая параллель: Давид был пастырем, но стал царём, Иаков же, происходя из царского рода, поставлен Христом пастырем Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.

Преподобная Феодора Цареградская

Преподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.

Священное Писание

 Евр., 323 зач., X, 1-18

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11 И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Мк., 51 зач., XI, 23-26

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,— будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,— и будет вам.

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Бога нужно просить то, что является важным, насущным для нас, наших ближних, родных. По вере нашей Господь дарует нам все необходимое для нашего спасения и жизни вечной, будь то материальное или духовное. Бог дарует нам все в перспективе вечной жизни, а не в перспективе одной недели, одного месяца или одного года. Вот почему нам иногда кажется, что Бог не слышит нашей молитвы, не исполняет наших просьб. Господь посылает нам не то, чего нам сегодня хочется, а то, что реально необходимо для спасения. Поэтому верующий человек всегда с доверием относится к Богу и с благодарностью принимает Его дары.

Проскомидия и Великий вход

Слово «проскомидия» в переводе означает «приношение», потому что в древности проскомидией называли принесение Святых Даров к предстоятелю. Поэтому можно называть проскомидией современный Великий вход, когда с жертвенника на престол переносятся Святые Дары. В древности проскомидии предшествовала краткая подготовка, во время которой диаконы, после того как оглашенные покидали храм, принимали просфоры и другие приношения от христиан вместе с просьбами о поминовении. Поэтому во время Великого Входа совершается поминовение всех христиан, начиная с Патриарха. Впоследствии проскомидией стали называть приготовление Святых Даров, ныне совершаемое перед началом Божественной литургии, на жертвеннике, расположенном слева от престола. В XIX веке прихожане сами подходили к жертвеннику со своими просфорами для поминовения. В современной практике верующие пишут записки, которые относят в алтарь. Так как приношения с древности принимали только от верных, в записках запрещено писать имена некрещёных людей.

Почему всемогущий Бог не уничтожит зло?

Потому что зло имеет своим источником злую волю свободных созданий, и это зло может прекратиться двумя путями.

Либо добровольно, когда они покаются, примут Божье прощение и благодатную помощь для того, чтобы глубоко перемениться, и, оставив всякое зло, твердо обратятся к добру.

Либо в результате суда Божия над злом, когда упорные и нераскаянные злодеи будут окончательно изолированы, чтобы они уже не могли вредить Божиему творению. Место этой изоляции и называется адом.

Бог отлагает Свой суд, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), но в назначенный день Он непременно совершит этот суд и зло будет уничтожено.

Молитвословия

Тропарь святителя Макария Московского

глас 4

Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенныя единомысленна,/ Божия Премудрости служителя изрядна,/ иже блаженству тезоименита,/ днесь, вернии, вси воспоим:/ Христа Бога моли, святителю Макарие,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Макария Московского

глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием/ потщался еси, святителю Макарие,/ люди российския просветити/ и святых земли нашея прославити./ Сего ради чуден пронаречеся,/ преемниче первопрестольников российских,// моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь. 

Кондак священномученика Зотика

глас 2

За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою.

Кондак мученицы Анисии

глас 4

Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

Теги:
святитель Макарий Московский
православный календарь
январь

Все публикации