12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского

4107
Фото

Неделя по Рождестве Христовом. Святки

В этот день совершается память:

Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Святителя Макария, митрополита Московского (1563). Мученицы Анисии (285—305). Священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).

Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийского (311). Преподобной Феодоры Кесарийской (VIII). Преподобной Феодоры Цареградской (940).

Мученицы Марии Даниловой (1946).

Память убиенного епископа Рыбинского Андрея (Солнцева), викария Ярославской епархии. Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чистопольского с 26 апреля 1934 по 17 сентября 1935 гг. Убит 12 января 1937 г.

Память убиенного епископа Пензенского и Саранского Авраамия (Чурилина). Уроженец Казанской губернии (1867), послушник Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани (1889), выпускник Казанской учительской семинарии (1895). Диакон Духосошественского храма г. Казани, протодиакон Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля и Троице-Феодоровского женского монастыря (1900), Крестовоздвиженского храма Казанского университета (1901-1903), протодиакон Благовещенского кафедрального собора г. Казани (1903-1905). Расстрелян в Архангельске 12 января 1938 г.

Престольные праздники

Молитвенный дом свт. Макария Московского г. Заинска (А)

Память сродников Христовых

В воскресенье после Рождества Христова празднуется память сродников Христовых по плоти — праведного Иосифа Обручника, царя Давида и праведного Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Христос по плоти произошёл из рода царя Давида. Неслучайно именно в Вифлеем направляются праведный Иосиф и Дева Мария на перепись — это родной город Давида. Божия Матерь, как и праведный Иосиф Обручник, происходила из этого рода: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл Дева, и из Нея возсия цвет Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Гимнография дня поочерёдно создаёт пары из трёх вспоминаемых святых, чтобы рельефнее показать их подвиг и отношение ко Христу: например, одна из стихир ублажает Давида как пророка, а Иакова — как первого епископа, потому что их учение помогает нам верно славить Рождество Христа. В другой стихире даётся такая параллель: Давид был пастырем, но стал царём, Иаков же, происходя из царского рода, поставлен Христом пастырем Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.

Преподобная Феодора Цареградская

Преподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.

Евангелие дня

Невозможно спорить с тем, что рождение и жизнь Иисуса Христа самым значительным образом повлияли на мировую историю. Причём, не секрет, что оценки этого влияния могут быть разными и зависят от мировоззрения того, кто смотрит. Человеку стороннему, который никогда не задумывался над ролью Христа в истории, может быть трудно её определить. Хотя бы отчасти помочь в этом может отрывок из второй главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 2.

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

В наши дни, как в России, так и на Западе регулярно проходят диспуты между верующими и атеистами. Один из аргументов атеистов можно было бы назвать историческим. Они указывают на религиозные войны, которых в прошлом было немало, и говорят: «Вот посмотрите к чему приводит религия, верующие или разных религий или различных деноминаций внутри одной религии убивали друг друга, потому что религия воспитывает в человеке нетерпимость к чужой точки зрения». Конечно, небольшой комментарий на евангельский отрывок — не место для того, чтобы говорить подробно о причинах тех или иных войн, однако, сторонникам религии обычно хватает эрудиции, чтобы показать, что неверующие люди точно так же ведут войны, точно так же бывают нетерпимы к чужим точкам зрения и сама по себе религия здесь совершенно не причём. Скорее, можно говорить, что верующие люди, готовые убивать оппонента, в этот момент отходят от основ своей религии. По крайней мере про христианство так точно можно сказать.

Отрывок, который мы услышали, обычно читается в первое воскресение после праздника Рождества Христова. В нём, как мы слышали, говорится о событиях, которые произошли в течение первых двух-трёх лет жизни Спасителя. Казалось бы, если бы кому-то захотелось создать благостную и умилительную картинку, можно было бы обойтись без жестокости. Но евангелист с нами честен: внешне, сразу, автоматически пришествие в мир Богочеловека ничего и никого поменяло. Естественно, слушая историю избиения младенцев мы ужасаемся. Но знаем ли мы, что по законам Римской империи того времени любой глава семьи владел всеми своими домочадцами и мог спокойно приказать выбросить новорождённого на свалку, если количество детей казалось ему достаточным? И что Ирод, стремившийся убить Вифлеемских младенцев, действовал не как религиозный деятель, а как политик. В мире, где человек не считается образом Божиим, его ценность оказывается сведена к его функциям. Ни о каком достоинстве личности, ни о какой её ценности никто даже не задумывается. Да и с чего бы, если человек — просто высоко развитое животное? И если, услышав подобные рассуждения, человек возмутится и скажет: «не может быть, люди значимы и ценны сами по себе», значит, христианство на него повлияло. Мы можем быть верующими или не очень верующими, можем соглашаться с этим или нет, но сегодня мы ценим человека так высоко, потому что когда-то около двух тысяч лет назад, Бог так высоко его оценил, что Сам стал человеком, чтобы спасти людей от греха и смерти.

священник Стефан Домусчи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Бога нужно просить то, что является важным, насущным для нас, наших ближних, родных. По вере нашей Господь дарует нам все необходимое для нашего спасения и жизни вечной, будь то материальное или духовное. Бог дарует нам все в перспективе вечной жизни, а не в перспективе одной недели, одного месяца или одного года. Вот почему нам иногда кажется, что Бог не слышит нашей молитвы, не исполняет наших просьб. Господь посылает нам не то, чего нам сегодня хочется, а то, что реально необходимо для спасения. Поэтому верующий человек всегда с доверием относится к Богу и с благодарностью принимает Его дары.

Проскомидия и Великий вход

Слово «проскомидия» в переводе означает «приношение», потому что в древности проскомидией называли принесение Святых Даров к предстоятелю. Поэтому можно называть проскомидией современный Великий вход, когда с жертвенника на престол переносятся Святые Дары. В древности проскомидии предшествовала краткая подготовка, во время которой диаконы, после того как оглашенные покидали храм, принимали просфоры и другие приношения от христиан вместе с просьбами о поминовении. Поэтому во время Великого Входа совершается поминовение всех христиан, начиная с Патриарха. Впоследствии проскомидией стали называть приготовление Святых Даров, ныне совершаемое перед началом Божественной литургии, на жертвеннике, расположенном слева от престола. В XIX веке прихожане сами подходили к жертвеннику со своими просфорами для поминовения. В современной практике верующие пишут записки, которые относят в алтарь. Так как приношения с древности принимали только от верных, в записках запрещено писать имена некрещёных людей.

Почему всемогущий Бог не уничтожит зло?

Потому что зло имеет своим источником злую волю свободных созданий, и это зло может прекратиться двумя путями.

Либо добровольно, когда они покаются, примут Божье прощение и благодатную помощь для того, чтобы глубоко перемениться, и, оставив всякое зло, твердо обратятся к добру.

Либо в результате суда Божия над злом, когда упорные и нераскаянные злодеи будут окончательно изолированы, чтобы они уже не могли вредить Божиему творению. Место этой изоляции и называется адом.

Бог отлагает Свой суд, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), но в назначенный день Он непременно совершит этот суд и зло будет уничтожено.

Молитвословия

Тропарь святителя Макария Московского

глас 4

Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенныя единомысленна,/ Божия Премудрости служителя изрядна,/ иже блаженству тезоименита,/ днесь, вернии, вси воспоим:/ Христа Бога моли, святителю Макарие,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Макария Московского

глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием/ потщался еси, святителю Макарие,/ люди российския просветити/ и святых земли нашея прославити./ Сего ради чуден пронаречеся,/ преемниче первопрестольников российских,// моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Кондак священномученика Зотика

глас 2

За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою.

Кондак мученицы Анисии

глас 4

Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?