5 января. Память преподобного Нифонта, епископа Кипрского

5570
Фото

Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

В этот день совершается память:

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).

Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского (1310). Преподобного Нифонта, епископа Кипрского (IV). Преподобного Павла, епископа Неокесарийского (IV).

Священномученика Василия Спасского пресвитера и преподобномучеников Макария Миронова и Ионы Смирнова (1938).

Память епископа Тамбовского и Пензенского Феодосия (Голосницкого). Уроженец г. Казани (1723). Скончался в Тамбове 23 декабря 1786 г.

Десять мучеников Критских

Во времена римского императора Декия островом Крит правил его тезка — жестокий гонитель христиан. По его велению были схвачены славнейшие мужи: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест. В течение 30 дней они высказали немало смелых речей, немало тяжких мук победили своим мужеством и терпением. Но после этого убийца-игемон потребовал от них принести жертву языческим богам. Твердые душою мужи напомнили Декию о нравах главного критского бога Дия: он был так нечестив, что прелюбодействовал не только с женщинами, но и с мужчинами; а люди стали подражать этим мерзостям и провозгласили его богом, построили храмы, стали приносить ему жертвы. Игемон, чувствуя правоту святых, терзаемый гневом, предал их на более жестокие муки, на что те лишь отвечали: «Мы христиане; если и десять тысяч раз нужно будет умереть, охотно умрем за Христа!» После их усечения мечом христиане забрали святые тела мучеников и погребли с честью.

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, в юности вёл разгульную и греховную жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно чёрное, как у эфиопа ». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась. С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слёз и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии и стяжал великие духовные дары.

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский

Святитель Феоктист был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. После смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположили святителя Феоктиста во епископа Новгородского. Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. В 1786 году мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом.

Евангелие дня

Канун Рождества Христова. Ожидание чудесного. Праздничное настроение. И немножко грустно, что пройдёт праздник и это настроение улетучится. Как же хранить в себе эту чудесную атмосферу как можно дольше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

01Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

02Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

03Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

04Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

05Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

06Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

07Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

08Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

09Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В первой части прозвучавшего отрывка излагается родословие Иисуса Христа. Нам подобное перечисление имён может показаться скучным и неуместным. Однако оно здесь не случайно. Первоначально Евангелие от Матфея было адресовано иудеям. А для них принципиально знать, что Иисус и есть Тот Самый обещанный пророками Мессия. Вот именно для них евангелист Матфей помещает в начале истории Спасителя этот список имён. Это исторический и юридический аргумент. Иисус действительно происходит от Авраама и принадлежит к роду царя Давида. А потому Он не только по духу, но и по букве соответствует ожиданиям евреев.

Вторая часть отличается от первой. Это живой рассказ. В нём говорится о том, перед каким трудным выбором оказался праведный Иосиф. Ведь девушка, с которой он был обручён, оказалась беременной. Никаких отношений между Иосифом и Марией не было. Обручение — это одна из традиционных форм опекунства. То есть Иосиф был Марии вместо отца. И тем не менее, он в страшном смущении. Ведь по закону блудниц побивали камнями. Ему жалко Марию. Он в тупике. Что же делать? Может просто тайно отпустить её? Выход находится только благодаря чуду.

Как же отличаются эти два отрывка! С одной стороны, выверенное, сухое перечисление имён с целью предоставить доказательства, что Иисус истинный Мессия. С другой, парадоксальная история с непредсказуемым финалом. Причём этот рассказ словно посмеивается над родословием. Из него мы узнаём, что Иосиф, имена предков которого только что тщательно перечислялись, не настоящий отец Спасителя.

Так Евангелие побуждает нас задуматься. Не слишком ли мы в своих отношениях с людьми и Богом одержимы желанием всё просчитать, во всём получить стопроцентные гарантии и доказательства, всё взять под свой контроль? Не от того ли нам бывает так скучно и тоскливо, что мы слишком держимся за свои преставления о том, как именно должна складываться наша жизнь? Не от того ли сохнет наша душа и сердце, что мы не умеем отступать от графика, который засел в нашей голове? Мы боимся непредсказуемости и спонтанности. Их источник мы воспринимаем как угрозу. Самим евангельским повествованием Господь напоминает нам, что вмешательство Бога — это всегда нарушение наших планов и представлений о том, как должны складываться обстоятельства. И дух Рождества надолго задерживается лишь в той душе, которая каждое мгновение готова к таким неожиданным поворотам.

священник Дмитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь человека должна сопровождаться реальными свершениями. Все, что мы делаем, будь то наша профессиональная карьера, семейная или личная жизнь, — все обязано приносить плод, который будет востребован людьми, который призван улучшить жизнь и служить накоплению духовного потенциала личности и всего человечества. Плод этот должен иметь смысл и в перспективе вечной жизни. Если же мы, сохраняя внешнюю приверженность вере и благочестию, не делаем ничего, что имеет ценность в очах Божиих, если жизнь наша проходит в суете, то мы, несомненно, уподобляемся той пышной смоковнице, которая имела замечательную листву, но не давала полезных плодов.

Священномученик Сергий Мечёв об ожидании пришествия в мир Спасителя ветхозаветными праведниками

Предпразднуя ныне Рождество Христово, Церковь даёт нам образы ветхозаветных праведников, которые в течение всей своей жизни ждали Христа Спасителя, заповедовали это ожидание детям и внукам, которые не потеряли своей веры и чаяния до конца. Она заставляет нас приобщиться к ним, чтобы и мы могли в трепете встретить наступающий великий праздник, который даётся нам не как воспоминание, а как соприсутствие и переживание — вхождение в вертеп и поклонение с пастырями и волхвами. Мы должны сегодня не только вспомнить ветхозаветных отцов, но и взять от них то, что наиболее соответствует нашему времени. Ныне воспевали мы: «Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся: и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся, тех молитвами Христе Боже, спаси души наша» (тропарь отцем). Ветхозаветные праведники шли подвигом терпения и на этом пути стяжали веру и духовную опытность. Церковь заповедует нам, чтобы и мы в терпении сохраняли надежду.

Молитвословия

Тропарь мучеников иже в Крите

глас 3

Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.

Кондак мучеников иже в Крите

глас 4

Денница возсия мучеников честное страдальчество,/ предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго,// Егоже Дева безсеменно роди.

Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

глас 3

Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.

Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

глас 8

Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?