Церковный календарь

4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

29-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 22 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Преподобного Никифора Прокаженного (1964).

Священномучеников Димитрия Киранова и Феодора Поройкова пресвитеров (1938).

Великомученица Анастасия Узорешительница

Великомученица Анастасия Узорешительница пострадала при императоре Диоклетиане. Воспитанная матерью в христианской вере, мученица тайно посещала узников в темницах Рима: перевязывала раны, умывала и кормила больных, укрепляла в подвиге исповедания. Воодушевлённые ею на подвиг три сестры — Агапия, Ирина и Хиония — приняли мученическую кончину: старшие сёстры Агапия и Хиония были заживо сожжены, а младшая Ирина пронзена стрелой. За исповедание веры святую Анастасию заключили в темницу. После безуспешных попыток принудить её к идолослужению игемон Иллирии повелел утопить Анастасию вместе с осуждёнными на смерть узниками, но по молитвам мученицы корабль не затонул. Поражённые чудом, соузники святой приняли Крещение. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить мученицу и всех новокрещёных.

Мученик Хрисогон

Святой Хрисогон — учитель святой Анастасии Узорешительницы, часто посещавшей христиан, находившихся в темнице. Святой Хрисогон наставлял святую Анастасию и укреплял в подвиге христиан-исповедников. Когда Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения, он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Император лично допрашивал Хрисогона, но, не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море.

Священное Писание

Евр., 310 зач., IV, 1-13

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5 И еще здесь: "не войдут в покой Мой".

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7 то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9 Посему для народа Божия еще остается субботство.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Мк., 43 зач., X, 2-12

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 42-10, 1

"Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в эпоху, когда поддерживается опасная идея «сколько голов, столько умов и столько правд» – у каждого, мол, своя правда. И когда мы отстаиваем свою правду, пренебрегая правдой Божией, когда мы эту свою маленькую правду, которая на деле оказывается не правдой, а кривдой, вводим в конфликт с правдой Божией, – мы согрешаем, и над нами совершается Суд Божий и в этой жизни, и в жизни вечной. Это происходит, когда мы именно свою правду считаем правдой, непременной для других; когда мы ее отстаиваем, причиняя боль и страдания нашим ближним. Вместо того чтобы соотнести свое мнение и свое убеждение с Божией правдой, мы конфликтуем со всей силой, мы не думаем о Божией правде, нередко разрушая наши семьи, отторгая супругов друг от друга, детей от родителей и родителей от детей. И через эти страдания, которые мы принимаем, над нами совершается Суд Божий. Господь как бы говорит: хотите жить по своей правде, которая правдой не является, – живите, но помните, что эта жизнь несовместима с человеческим счастьем.

О волхвах и «Звезде от Иакова»

Из Евангелия от Матфея известно о том, что волхвы пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу Христу и принести Ему дары. Число волхвов в Евангелии неизвестно, но начиная с III века утвердилось число три. Впервые это предположение высказал Ориген (185–253/4), символически связав волхвов с тремя мужами, которые встречали Исаака (Быт 26:27–29), а также с числом даров. Конкретные имена трёх волхвов — Каспар, Мельхиор и Валтасар — возникают только в раннем Средневековье; это нельзя отнести к церковному Преданию, хотя мнение стало общепринятым. Так как звезда, указавшая волхвам путь к месту рождения великого Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17), невольно сделанным языческим прорицателем Валаамом, то начиная с Оригена существовало представление, что волхвы — это потомки Валаама, из поколения в поколение передававшие это пророчество, пока оно, наконец, не исполнилось в Рождестве Христа и Вифлеемской звезде.

Царские часы

Дважды в год служится особая служба — царские часы. Именование их царскими связано с византийским и русским обычаем присутствия на этих часах царя, в обычные дни приходившего на службу к началу литургии. Первый раз устав предполагает совершение царских часов в Нáвечерие Рождества Христова, второй раз — в Великую Пятницу. В отличие от обычных часов, царские часы — это не четыре отдельных службы, а единая служба, состоящая из четырёх часов и изобразительных. Она не может быть разделена на части и совершена в разное время. Подобно всенощному бдению, которое должно заполнить собой всю ночь, царские часы — это служба, которая изначально была призвана заполнить весь день. Часы, входящие в состав царских, отличаются от обычных: так, из трёх псалмов каждого часа два псалма новые, отличные от тех, что преподобный Пахомий Великий подобрал для служб часов. После чтения псалмов на каждом часе в составе царских читается ветхозаветная паремия, Апостол и Евангелие — соответственно вспоминаемому событию.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученица Анастасия Узорешительница
православный календарь
январь

Все публикации