4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

4707
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице.
День постный. 22 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Преподобного Никифора Прокаженного (1964).

Священномучеников Димитрия Киранова и Феодора Поройкова пресвитеров (1938).

Великомученица Анастасия Узорешительница

Великомученица Анастасия Узорешительница пострадала при императоре Диоклетиане. Воспитанная матерью в христианской вере, мученица тайно посещала узников в темницах Рима: перевязывала раны, умывала и кормила больных, укрепляла в подвиге исповедания. Воодушевлённые ею на подвиг три сестры — Агапия, Ирина и Хиония — приняли мученическую кончину: старшие сёстры Агапия и Хиония были заживо сожжены, а младшая Ирина пронзена стрелой. За исповедание веры святую Анастасию заключили в темницу. После безуспешных попыток принудить её к идолослужению игемон Иллирии повелел утопить Анастасию вместе с осуждёнными на смерть узниками, но по молитвам мученицы корабль не затонул. Поражённые чудом, соузники святой приняли Крещение. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить мученицу и всех новокрещёных.

Мученик Хрисогон

Святой Хрисогон — учитель святой Анастасии Узорешительницы, часто посещавшей христиан, находившихся в темнице. Святой Хрисогон наставлял святую Анастасию и укреплял в подвиге христиан-исповедников. Когда Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения, он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Император лично допрашивал Хрисогона, но, не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море.

Евангелие дня

Одна из самых непростых тем, затрагиваемых Священным Писанием, заключается в раскрытии соотношения усилий человека и действий Бога в деле нашего спасения. Если же обратить внимание на те высказывания по этому вопросу, которые содержатся в апостольских посланиях, то мы рискуем совершенно запутаться. К примеру, в Соборном послании апостола Иакова мы находим такие слова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 4:13), ну а в Послании апостола Павла в Галатам такие: «Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса» (Гал. 2:16). Но это, конечно, далеко не все подобные места Священного Писания, нечто похожее мы можем найти и в Евангелиях. К примеру, в 10-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время Литургии.

Глава 10.

17Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Прозвучавшая сейчас евангельская история прекрасно известна любому христианину, невозможно, читая Евангелие, пройти мимо неё, ведь она встречается сразу у трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Само по себе столь частое её повторение свидетельствует о крайней важности этой истории. В ней мы видим как раз то, о чём написал апостол Павел в Послании к Галатам: раскрытие вопроса соотнесения наших человеческих усилий и действий Божиих. Мы видим некоего человека, который ни в чём не согрешил против закона, он абсолютно всё делал правильно, однако он не нашёл в себе сил сделать то, что превосходило норму закона, он не смог отдать всё и последовать за Христом, и это свидетельствует о недостатке веры у пришедшего к Спасителю человека. Поэтому мы можем сделать первый вывод: жизнь по закону вовсе не подразумевает наличие живой и деятельной веры, тем более что в израильском обществе как-то иначе, чем по закону, жить было довольно непросто, потому как закон Моисея был и общественным законом. Собственно, нечто подобное мы видим и в современном Израиле, к примеру, там среди прочего в субботу перестаёт работать общественный транспорт, и даже тот, кто не считает для себя необходимым соблюдать субботний покой, вынужден претерпевать некоторые ограничения своей повседневной активности. Конечно, в Израиле эпохи земной жизни Христа подобные ограничения были значительно строже, а потому и соблюдение закона строилось, как правило, не на вере, а на общественном договоре.

Но то, что повелел богатому человеку сделать Христос, выходило за очерченные законом рамки, и требовало веры, которой не оказалось у этого человека. Апостолы очень чутко уловили возникшую коллизию, а потому и «ужаснулись от слов Спасителя» (Мк. 10:24), апостолы поняли, что речь здесь идёт не о конкретных делах закона и не о частном требовании Христа, вопрос стоит значительно шире, и слова Христа означают, что не существует перечня тех действий, тщательное исполнение которых помогло бы человеку обрести жизнь вечную. Никакими усилиями человека сделать это не представляется возможным. Об этом сказал и сам Христос: «Человекам это невозможно» (Мк. 10:27). Но Господь продолжил Свои слова и добавил: «но не Богу, ибо всё возможно Богу». Спасает человека Бог, и делает Он это не в качестве награды за правильную сумму действий, Он это делает потому, что не желает человеку погибели, но Бог не нарушает свободы человеческой воли, и если человек сам хочет погибнуть, то Бог может оказаться бессильным. Все наши благие дела — это всего лишь проявления воли к спасению, это своего рода воззвание к Богу о том, чтобы Он пришёл и спас нас, и, проявляя свою волю таким образом, мы открываем путь для спасительного действия Божия.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в эпоху, когда поддерживается опасная идея «сколько голов, столько умов и столько правд» — у каждого, мол, своя правда. И когда мы отстаиваем свою правду, пренебрегая правдой Божией, когда мы эту свою маленькую правду, которая на деле оказывается не правдой, а кривдой, вводим в конфликт с правдой Божией, — мы согрешаем, и над нами совершается Суд Божий и в этой жизни, и в жизни вечной. Это происходит, когда мы именно свою правду считаем правдой, непременной для других; когда мы ее отстаиваем, причиняя боль и страдания нашим ближним. Вместо того чтобы соотнести свое мнение и свое убеждение с Божией правдой, мы конфликтуем со всей силой, мы не думаем о Божией правде, нередко разрушая наши семьи, отторгая супругов друг от друга, детей от родителей и родителей от детей. И через эти страдания, которые мы принимаем, над нами совершается Суд Божий. Господь как бы говорит: хотите жить по своей правде, которая правдой не является, — живите, но помните, что эта жизнь несовместима с человеческим счастьем.

О волхвах и «Звезде от Иакова»

Из Евангелия от Матфея известно о том, что волхвы пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу Христу и принести Ему дары. Число волхвов в Евангелии неизвестно, но начиная с III века утвердилось число три. Впервые это предположение высказал Ориген (185—253/4), символически связав волхвов с тремя мужами, которые встречали Исаака (Быт 26:27—29), а также с числом даров. Конкретные имена трёх волхвов — Каспар, Мельхиор и Валтасар — возникают только в раннем Средневековье; это нельзя отнести к церковному Преданию, хотя мнение стало общепринятым. Так как звезда, указавшая волхвам путь к месту рождения великого Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17), невольно сделанным языческим прорицателем Валаамом, то начиная с Оригена существовало представление, что волхвы — это потомки Валаама, из поколения в поколение передававшие это пророчество, пока оно, наконец, не исполнилось в Рождестве Христа и Вифлеемской звезде.

Царские часы

Дважды в год служится особая служба — царские часы. Именование их царскими связано с византийским и русским обычаем присутствия на этих часах царя, в обычные дни приходившего на службу к началу литургии. Первый раз устав предполагает совершение царских часов в Нáвечерие Рождества Христова, второй раз — в Великую Пятницу. В отличие от обычных часов, царские часы — это не четыре отдельных службы, а единая служба, состоящая из четырёх часов и изобразительных. Она не может быть разделена на части и совершена в разное время. Подобно всенощному бдению, которое должно заполнить собой всю ночь, царские часы — это служба, которая изначально была призвана заполнить весь день. Часы, входящие в состав царских, отличаются от обычных: так, из трёх псалмов каждого часа два псалма новые, отличные от тех, что преподобный Пахомий Великий подобрал для служб часов. После чтения псалмов на каждом часе в составе царских читается ветхозаветная паремия, Апостол и Евангелие — соответственно вспоминаемому событию.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы митрополит Кирилл совершил Литургию в храме исправительной колонии № 19 В день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы митрополит Кирилл совершил Литургию в храме исправительной колонии № 19

4 января, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» г. Казани, расположенном на территории ИК № 19 УФСИН РФ по Республике Татарстан.