4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

6940
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Преподобного Никифора Прокаженного (1964).

Священномучеников Димитрия Киранова и Феодора Поройкова пресвитеров (1938).

Престольные праздники

Придел вмц. Анастасии Узорешительницы Никольского храма г. Елабуги (Н)

Великомученица Анастасия Узорешительница

Великомученица Анастасия Узорешительница пострадала при императоре Диоклетиане. Воспитанная матерью в христианской вере, мученица тайно посещала узников в темницах Рима: перевязывала раны, умывала и кормила больных, укрепляла в подвиге исповедания. Воодушевлённые ею на подвиг три сестры — Агапия, Ирина и Хиония — приняли мученическую кончину: старшие сёстры Агапия и Хиония были заживо сожжены, а младшая Ирина пронзена стрелой. За исповедание веры святую Анастасию заключили в темницу. После безуспешных попыток принудить её к идолослужению игемон Иллирии повелел утопить Анастасию вместе с осуждёнными на смерть узниками, но по молитвам мученицы корабль не затонул. Поражённые чудом, соузники святой приняли Крещение. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить мученицу и всех новокрещёных.

Мученик Хрисогон

Святой Хрисогон — учитель святой Анастасии Узорешительницы, часто посещавшей христиан, находившихся в темнице. Святой Хрисогон наставлял святую Анастасию и укреплял в подвиге христиан-исповедников. Когда Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения, он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Император лично допрашивал Хрисогона, но, не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море.

Евангелие дня

В природе есть те явления, которым невозможно перестать удивляться. К примеру, таковы закаты на море. Или же радуга. Или заснеженные вершины гор. Изумляет нас и всем известная сила растений: они способны сокрушить асфальт, трава, которую может смять маленький ребёнок, оказывается сильнее человека тогда, когда необходимо пробиться к солнечному свету, и к этому невозможно привыкнуть. Невозможно привыкнуть и к тому, что в маленьком зерне заключено всё растение, а в кратком слове — то, что в ряде случаев способно изменить не только земную жизнь человека, но и его судьбу в вечности. Собственно, одна из самых известных кратких притч Христа говорит как раз об этом — о маленьком горчичном семени, из которого вырастает дерево. Спаситель произнёс эту притчу в контексте размышлений о Царстве Небесном, которые содержатся в 13-й главе Евангелия от Луки. Давайте прочитаем звучащий сегодня в православных храмах отрывок из этой главы.

Глава 13.

18Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Ещё святитель Амвросий Медиоланский подметил, что Христос, уподобляя Царство Небесное горчичному зерну в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея сопоставляет с тем же самым зерном веру, и говорит, что даже самая слабая и едва заметная вера способна совершать великие дела, к примеру, переставлять горы (см. Мф. 17:20). Святитель Амвросий сделал из этого такой вывод: «Итак, если Царство Небесное как горчичное зерно и вера как горчичное зерно, то, конечно, вера — Царство Небесное, и Царство Небесное — вера. Значит, кто имеет веру, имеет Царство Небесное, и Царство внутри нас, и вера внутри нас».

И это действительно так. Вера может быть десятилетиями незаметной для своего носителя, человек может жить, ничем не выделяясь из среды своих современников, но в какой-то момент ранее незаметная глазу вера вдруг начинает видимым образом действовать в человеке, и человек становится уже неспособным совершать те грехи, которые совершал ранее, он больше не может пройти мимо чужой беды, а звуки церковных песнопений становятся для него ценнее любой другой музыки. Такой человек, живя среди людей в самом обычном мире, вдруг оказывается в совсем иной реальности, там, где слово Христово стоит больше жизни, потому что оно и есть — жизнь, там, где нет ничего бессмысленного, и каждая секунда чрезвычайно важна, ведь она дана Богом для подготовки к вечности, в этой новой реальности нет места для страха, ведь рядом Христос, Который поддерживает и укрепляет, Который даёт надежду и согревает любовью. Такое состояние и есть то самое Царство Небесное, так много раз упоминаемое на страницах Евангелий, в святоотеческой литературе и в церковных проповедях.

Христиане стремятся к Царству Небесному, мы надеемся, что наша вера из маленького зерна постепенно превратится в дерево, что она научит нас жить в соответствии с ней, и что ещё в земной жизни мы обретём блаженство всех верующих в Воскресшего из мёртвых Христа.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в эпоху, когда поддерживается опасная идея «сколько голов, столько умов и столько правд» — у каждого, мол, своя правда. И когда мы отстаиваем свою правду, пренебрегая правдой Божией, когда мы эту свою маленькую правду, которая на деле оказывается не правдой, а кривдой, вводим в конфликт с правдой Божией, — мы согрешаем, и над нами совершается Суд Божий и в этой жизни, и в жизни вечной. Это происходит, когда мы именно свою правду считаем правдой, непременной для других; когда мы ее отстаиваем, причиняя боль и страдания нашим ближним. Вместо того чтобы соотнести свое мнение и свое убеждение с Божией правдой, мы конфликтуем со всей силой, мы не думаем о Божией правде, нередко разрушая наши семьи, отторгая супругов друг от друга, детей от родителей и родителей от детей. И через эти страдания, которые мы принимаем, над нами совершается Суд Божий. Господь как бы говорит: хотите жить по своей правде, которая правдой не является, — живите, но помните, что эта жизнь несовместима с человеческим счастьем.

О волхвах и «Звезде от Иакова»

Из Евангелия от Матфея известно о том, что волхвы пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу Христу и принести Ему дары. Число волхвов в Евангелии неизвестно, но начиная с III века утвердилось число три. Впервые это предположение высказал Ориген (185—253/4), символически связав волхвов с тремя мужами, которые встречали Исаака (Быт 26:27—29), а также с числом даров. Конкретные имена трёх волхвов — Каспар, Мельхиор и Валтасар — возникают только в раннем Средневековье; это нельзя отнести к церковному Преданию, хотя мнение стало общепринятым. Так как звезда, указавшая волхвам путь к месту рождения великого Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17), невольно сделанным языческим прорицателем Валаамом, то начиная с Оригена существовало представление, что волхвы — это потомки Валаама, из поколения в поколение передававшие это пророчество, пока оно, наконец, не исполнилось в Рождестве Христа и Вифлеемской звезде.

Царские часы

Дважды в год служится особая служба — царские часы. Именование их царскими связано с византийским и русским обычаем присутствия на этих часах царя, в обычные дни приходившего на службу к началу литургии. Первый раз устав предполагает совершение царских часов в Нáвечерие Рождества Христова, второй раз — в Великую Пятницу. В отличие от обычных часов, царские часы — это не четыре отдельных службы, а единая служба, состоящая из четырёх часов и изобразительных. Она не может быть разделена на части и совершена в разное время. Подобно всенощному бдению, которое должно заполнить собой всю ночь, царские часы — это служба, которая изначально была призвана заполнить весь день. Часы, входящие в состав царских, отличаются от обычных: так, из трёх псалмов каждого часа два псалма новые, отличные от тех, что преподобный Пахомий Великий подобрал для служб часов. После чтения псалмов на каждом часе в составе царских читается ветхозаветная паремия, Апостол и Евангелие — соответственно вспоминаемому событию.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре Свияжска
В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре Свияжска

4 января, в субботу пред Рождеством Христовым, день памяти Анастасии Узорешительницы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Никольском храме Свияжского Успенского мужского монастыря.

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.