Церковный календарь

4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы

31-я седмица по Пятидесятницеперед Рождеством Христовым.
День постный. 22 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Преподобного Никифора Прокаженного (1964).

Священномучеников Димитрия Киранова и Феодора Поройкова пресвитеров (1938).

Великомученица Анастасия Узорешительница

Великомученица Анастасия Узорешительница пострадала при императоре Диоклетиане. Воспитанная матерью в христианской вере, мученица тайно посещала узников в темницах Рима: перевязывала раны, умывала и кормила больных, укрепляла в подвиге исповедания. Воодушевлённые ею на подвиг три сестры — Агапия, Ирина и Хиония — приняли мученическую кончину: старшие сёстры Агапия и Хиония были заживо сожжены, а младшая Ирина пронзена стрелой. За исповедание веры святую Анастасию заключили в темницу. После безуспешных попыток принудить её к идолослужению игемон Иллирии повелел утопить Анастасию вместе с осуждёнными на смерть узниками, но по молитвам мученицы корабль не затонул. Поражённые чудом, соузники святой приняли Крещение. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить мученицу и всех новокрещёных.

Мученик Хрисогон

Святой Хрисогон — учитель святой Анастасии Узорешительницы, часто посещавшей христиан, находившихся в темнице. Святой Хрисогон наставлял святую Анастасию и укреплял в подвиге христиан-исповедников. Когда Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения, он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Император лично допрашивал Хрисогона, но, не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море.

Священное Писание

Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Мк., 42 зач., IX, 42 - X, 1

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 42-10, 1

"Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол Иоанн учит нас, что любовь к Богу и любовь к ближнему — неотделимы (1 Ин. 4, 12). Предоставить Богу центральное место в своей жизни означает отдавать свою любовь не только Ему, но и людям. Любовь к ближнему, жертвенность, способность дарить себя другим являются важнейшими измерениями религиозной жизни человека. Почему именно жертва определяет такое понятие, как любовь? Ответ на этот вопрос дает Сам Бог, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал на мучения Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Господь приносит Себя в жертву, принимает тяжкие страдания и крестную смерть не потому, что так было предопределено, а по Его великой любви к людям.

О волхвах и «Звезде от Иакова»

Из Евангелия от Матфея известно о том, что волхвы пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу Христу и принести Ему дары. Число волхвов в Евангелии неизвестно, но начиная с III века утвердилось число три. Впервые это предположение высказал Ориген (185–253/4), символически связав волхвов с тремя мужами, которые встречали Исаака (Быт 26:27–29), а также с числом даров. Конкретные имена трёх волхвов — Каспар, Мельхиор и Валтасар — возникают только в раннем Средневековье; это нельзя отнести к церковному Преданию, хотя мнение стало общепринятым. Так как звезда, указавшая волхвам путь к месту рождения великого Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17), невольно сделанным языческим прорицателем Валаамом, то начиная с Оригена существовало представление, что волхвы — это потомки Валаама, из поколения в поколение передававшие это пророчество, пока оно, наконец, не исполнилось в Рождестве Христа и Вифлеемской звезде.

Царские часы

Дважды в год служится особая служба — царские часы. Именование их царскими связано с византийским и русским обычаем присутствия на этих часах царя, в обычные дни приходившего на службу к началу литургии. Первый раз устав предполагает совершение царских часов в Нáвечерие Рождества Христова, второй раз — в Великую Пятницу. В отличие от обычных часов, царские часы — это не четыре отдельных службы, а единая служба, состоящая из четырёх часов и изобразительных. Она не может быть разделена на части и совершена в разное время. Подобно всенощному бдению, которое должно заполнить собой всю ночь, царские часы — это служба, которая изначально была призвана заполнить весь день. Часы, входящие в состав царских, отличаются от обычных: так, из трёх псалмов каждого часа два псалма новые, отличные от тех, что преподобный Пахомий Великий подобрал для служб часов. После чтения псалмов на каждом часе в составе царских читается ветхозаветная паремия, Апостол и Евангелие — соответственно вспоминаемому событию.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученицы Анастасии Узорешительницы

глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученица Анастасия Узорешительница
православный календарь

Все публикации