29 декабря. Память пророка Аггея

4369
Фото

Неделя 27-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Аггея (500 г. до Р. Х.).

Преподобной Софии Суздальской (1542). Мученика Марина (III). Блаженной царицы Феофании (893—894).

Священномучеников Владимира Алексеева, Павла Аношкина пресвитеров и Григория Смирнова диакона (1918); священномучеников Аркадия, епископа Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, преподобномученика Макария Смирнова (1937).

Пророк Аггей

Пророк Аггей был первым пророком после вавилонского плена. Из-за малого объёма своей книги он относится к малым пророкам. Время его служения приходится на первую половину VI века до Рождества Христова. Согласно преданию, пророк родился в вавилонском пленении в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он стал очевидцем возрождения Иерусалимского храма. Иудеи, вернувшиеся из плена, сначала стали ревностно восстанавливать храм, но затем из-за нищеты потеряли к нему интерес и сосредоточились на устроении личных жилищ. Пророк говорит, что нищета — это не причина того, что у них всё плохо, а следствие нерадения о доме Божием. Пророк Аггей вдохновил иудеев вернуться к делу возведения храма, предсказав, что его слава превзойдёт славу храма Соломонова, так как в нём будет явлен Мессия-Христос.

Блаженная царица Феофания

Блаженная царица Феофания. Первая жена византийского имп. Льва VI Мудрого, вступившего на престол в 886 году. Несмотря на свою набожность, блж. царица страдала от неверности мужа, имевшего любовную связь с дочерью начальника императорских телохранителей Зоей Заутцей, ставшей после смерти Феофании второй его женой. Смерть единственного ребенка Феофании, малолетней Евдокии, еще сильнее обострила и без того холодные отношения между супругами. В результате царица приняла решение удалиться в монастырь, прилегающий к Влахернскому храму. При этом брак со Львом по настоянию ее духовника расторгнут не был и в монастыре она жила, не принимая монашеского пострига. Кончина ее последовала после болезни 10 ноября 895 или 897 года. Уже через несколько дней Бог стал прославлять свою святую чудотворениями, так что вскоре она была канонизирована. Имп. Лев VI построил храм в ее честь, рядом с храмом Двенадцати Апостолов.

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, была дочерью боярина Сабурова. В 1505 году она стала женой великого князя московского Василия Иоанновича. Он выбрал ее из пятисот самых красивых девиц. Брак их не был счастливым, так как Соломония была бесплодна. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться второй раз — на Елене Глинской, а Соломонию велел постричь в монахини. Постриженная с именем София, она была сослана в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных пострижениц. В обители инокиня — великая княгиня не сразу смирилась со своим новым положением, но, предаваясь молитве, нашла в ней утешение и успокоение и всецело посвятила себя Богу.

Евангелие дня

Как вести себя с теми людьми, которые мешают мне жить духовной жизнью? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за воскресным богослужением в православных храмах.

Глава 14.

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Хозяин, который устроил званный ужин, готовился к нему тщательно и долго. Почему же гости не пришли? Ведь был договор. Да просто внезапно появились дела. И не просто дела, а очень важные дела. Согласитесь, ведь не каждый же день покупаешь землю, волов или женишься. Всё это довольно значимые мероприятия. И часто не от нас зависит, что случаются они именно в то время, когда случаются.

Почему же хозяин гневается? Неужели по-человечески не понимает? Дело в том, что хозяин не обыкновенный человек, а его пир — не рядовой праздник. Перед нами образ Бога, который приглашает гостей в своё Небесное Царство. Он обещает, что здесь они вкусят такую радость, которую им не дадут ни новая земля, ни волы, ни даже брачные отношения. Эмоции, которые человек получает от перечисленных земных приобретений, со временем угасают, а тот, кто стал участником Небесного Царства, носит эту радость в себе непрестанно. Это живой источник, который начинает бить в нашем сердце вне зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Это «единое на потребу», в чём действительно нуждается человек и что делает его жизнь насыщенной, наполненной, радостной. Отказываясь от этого подарка, мы обрекаем себя на сердечную пустоту и вечную неудовлетворённость. Поэтому гнев хозяина — это не злоба и не обида, это печаль Бога о человеке.

Эта притча учит нас важной истине. Каждый день Господь посылает к нам своих слуг. Это члены моей семьи, мои друзья, это мои соседи, это все те, кто едет со мной в общественном транспорте, это те, кого я встречаю на работе. Одним словом, все, на кого упадёт мой взгляд на протяжение дня. Нередко кто-то из них протягивает мне руку с приглашением, а я её отталкиваю, потому что слишком занят собой, своими мыслями, чувствами и проектами. Мне сложно реагировать на другого человека по-евангельски. Порой я так упорно сопротивляюсь тому, что придётся нарушить привычный образ жизни, будто меня заставляют отказаться от земельного участка, нового автомобиля или от моей ненаглядной второй половинки. Мне кажется, что, если я вдруг не отвечу на злобу злобой, если вдруг начну делать добро своим обидчикам, если во всех свои делах буду думать не о себе, а о том, как быть полезным окружающим, небо рухнет на землю. А потому я предпочитаю ехать по накатанной колее своего внешнего и внутреннего распорядка и не выбиваться из неё. В результате возвращаюсь я нередко под вечер домой не просто уставший, но раздражённый, недовольный, тревожный, с претензиями и обидами в сердце, короче говоря, пустой изнутри. Хотя и моя земля, и мои волы, и моя жена все при мне.

Если хотим изменить ситуацию, поучимся у нищих из притчи. Это те люди, которые ничего своего не имели. А потому живо отозвались на призыв хозяина. Так и нам, если хотим обрести счастье в этой жизни, необходимо учиться с каждым, кого встречаем на своём пути, вести себя не как с очередной помехой или статистом, но как с потенциальным посланником Бога. По отношению к каждому мы должны быть готовы, если потребуется, проявить милость, любовь, снисхождение, то есть поступить не так, как привыкли, а по-новому, по-евангельски. Если будем приучать себя к этому, то мере своего усердия увидим, как Бог через самых обычных людей, в самых обычных ситуациях открывает в нашем сердце Своё Небесное Царство.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы слышали Евангельское чтение о людях, которые отказались прийти на брачный пир (см. Лк. 14, 16—24). Кто-то сослался на то, что купил землю и нужно ее посмотреть. Другой — на то, что купил пять пар волов и нужно их испытать. Третий сказал, что женился и не может прийти. У преподобного Макария Египетского есть замечательные слова: если человек возлюбил что-то сердцем своим, то именно это обременяет его ум и овладевает им. Купил волов, отдал им свое сердце — вот они и обременяют ум так, что человек становится их рабом. А если посмотреть на жизнь современного человека? Сколь многое мы, приобретая или созидая, начинаем любить больше всего! Это обременяет, по слову преподобного Макария, наш ум, овладевает всем нашим существом. Так вот, для того чтобы человек не потерял способность идти по единственно правильному пути, его ум должен быть обременен высшей ценностью, высшей силой, высшей красотой и высшим разумом — то есть Божественным разумом, Божественной силой и Божественной красотой.

Страсть гордости (8-я из восьми главных страстей)

Если тщеславный зависит от чужого мнения о себе, добивается похвалы или зависти, то гордость — это уже такая степень самообольщения, когда человек считает себя выше других людей и их мнений о себе. Противоположная этой страсти добродетель — любовь (к Богу и ближним).

Авва Дорофей: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это — лающие псы».

Чем Библия отличается от священных текстов других религий?

Прежде всего тем, что в центре Библии находится личность Господа нашего Иисуса Христа. Главная цель Библии, как сказано в самом тексте, привести читателя к спасительной вере во Христа: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Подчеркнем, что даже Писания Ветхого Завета указывают на Христа (например, посредством пророчеств и прообразов).

Во-вторых, Библия является боговдохновенной. Тексты, созданные за пределами библейского мира, могут отражать человеческий опыт и нравственный закон, который Бог вложил в сердца всех людей, и, таким образом, передавать некую частичную истину.

Но через Библию к человеческому роду обращается Бог, и Он позаботился о том, чтобы все истины, необходимые для нашего спасения, были в ней переданы.

В-третьих, Библия есть книга Церкви. Она сложилась внутри Церкви, Церковью передается, проповедуется и объясняется, и вера в Библию неизбежно приводит нас к вере в Церковь, потому что в самой Библии сказано: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Молитвословия

Тропарь преподобной Софии Суздальской

глас 4

Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак преподобной Софии Суздальской

глас 1

Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Новости по теме

Если человек делает шаг навстречу Богу, то Господь делает навстречу к нему много других шагов
Прямая речь 24 декабря 2017
Если человек делает шаг навстречу Богу, то Господь делает навстречу к нему много других шагов

Проповедь исполняющего обязанности проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии иерея Александра Ермолина в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.