Церковный календарь

29 декабря. Память пророка Аггея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 декабря. Память пророка Аггея

30-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 16 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Аггея (500 г. до Р. Х.).

Преподобной Софии Суздальской (1542). Мученика Марина (III). Блаженной царицы Феофании (893–894).

Священномучеников Владимира Алексеева, Павла Аношкина пресвитеров и Григория Смирнова диакона (1918); священномучеников Аркадия, епископа Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, преподобномученика Макария Смирнова (1937).

Пророк Аггей

Пророк Аггей был первым пророком после вавилонского плена. Из-за малого объёма своей книги он относится к малым пророкам. Время его служения приходится на первую половину VI века до Рождества Христова. Согласно преданию, пророк родился в вавилонском пленении в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он стал очевидцем возрождения Иерусалимского храма. Иудеи, вернувшиеся из плена, сначала стали ревностно восстанавливать храм, но затем из-за нищеты потеряли к нему интерес и сосредоточились на устроении личных жилищ. Пророк говорит, что нищета — это не причина того, что у них всё плохо, а следствие нерадения о доме Божием. Пророк Аггей вдохновил иудеев вернуться к делу возведения храма, предсказав, что его слава превзойдёт славу храма Соломонова, так как в нём будет явлен Мессия-Христос.

Блаженная царица Феофания

Блаженная царица Феофания. Первая жена византийского имп. Льва VI Мудрого, вступившего на престол в 886 году. Несмотря на свою набожность, блж. царица страдала от неверности мужа, имевшего любовную связь с дочерью начальника императорских телохранителей Зоей Заутцей, ставшей после смерти Феофании второй его женой. Смерть единственного ребенка Феофании, малолетней Евдокии, еще сильнее обострила и без того холодные отношения между супругами. В результате царица приняла решение удалиться в монастырь, прилегающий к Влахернскому храму. При этом брак со Львом по настоянию ее духовника расторгнут не был и в монастыре она жила, не принимая монашеского пострига. Кончина ее последовала после болезни 10 ноября 895 или 897 года. Уже через несколько дней Бог стал прославлять свою святую чудотворениями, так что вскоре она была канонизирована. Имп. Лев VI построил храм в ее честь, рядом с храмом Двенадцати Апостолов.

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, была дочерью боярина Сабурова. В 1505 году она стала женой великого князя московского Василия Иоанновича. Он выбрал ее из пятисот самых красивых девиц. Брак их не был счастливым, так как Соломония была бесплодна. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться второй раз — на Елене Глинской, а Соломонию велел постричь в монахини. Постриженная с именем София, она была сослана в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных пострижениц. В обители инокиня — великая княгиня не сразу смирилась со своим новым положением, но, предаваясь молитве, нашла в ней утешение и успокоение и всецело посвятила себя Богу.

Священное Писание

Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Мк., 34 зач., VIII, 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 9, 8-10. 15-23; Мк. 8, 22-26

Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы слышали Евангельское чтение о людях, которые отказались прийти на брачный пир (см. Лк. 14, 16–24). Кто-то сослался на то, что купил землю и нужно ее посмотреть. Другой — на то, что купил пять пар волов и нужно их испытать. Третий сказал, что женился и не может прийти. У преподобного Макария Египетского есть замечательные слова: если человек возлюбил что-то сердцем своим, то именно это обременяет его ум и овладевает им. Купил волов, отдал им свое сердце — вот они и обременяют ум так, что человек становится их рабом. А если посмотреть на жизнь современного человека? Сколь многое мы, приобретая или созидая, начинаем любить больше всего! Это обременяет, по слову преподобного Макария, наш ум, овладевает всем нашим существом. Так вот, для того чтобы человек не потерял способность идти по единственно правильному пути, его ум должен быть обременен высшей ценностью, высшей силой, высшей красотой и высшим разумом — то есть Божественным разумом, Божественной силой и Божественной красотой.

Страсть гордости (8-я из восьми главных страстей)

Если тщеславный зависит от чужого мнения о себе, добивается похвалы или зависти, то гордость – это уже такая степень самообольщения, когда человек считает себя выше других людей и их мнений о себе. Противоположная этой страсти добродетель — любовь (к Богу и ближним).

Авва Дорофей: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».

Молитвословия

Тропарь преподобной Софии Суздальской

глас 4

Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак преподобной Софии Суздальской

глас 1

Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Теги:
Пророк Аггей
преподобная София Суздальская
Неделя святых праотец
блаженная Феофания Византийская
православный календарь

Все публикации