Церковный календарь

28 декабря. Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 декабря. Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

28-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 15 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Елевферия, матери его мученицы Анфии и мученика Корива епарха (II). Преподобного Павла Латрийского (955). Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1929).

Преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых. Мученика Елевферия (305–311). Преподобного Парда отшельника (VI).

Священномученика Александра Рождественского, Василия Виноградова, Викторина Добронравова пресвитеров (1937).

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский

Архиепископ Верейский Иларион (в миру Владимир Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы в семье священника. Окончил Московскую духовную академию. В 1913 году принял монашество, рукоположен во иеромонахи, возведен в сан архимандрита. Выступал за восстановление патриаршества в Русской Церкви. В 1919 году арестован на 3 месяца. В 1920 году рукоположен во епископы. В 1922 году — ссылка в Архангельске. С 1923 года — архиепископ. Ближайший сподвижник Патриарха Тихона. В 1923 году приговорен к 3 годам заключения, доставлен в Кемский лагерь, затем на Соловки. В 1925 году отправлен в ярославскую тюрьму, где агент ГПУ пытался склонить его к расколу. За отказ епископа вернули на Соловки. В 1929 году его направили на 3 года на поселение в Алма-Ату. По дороге заразившись тифом, владыка умер в тюремной больнице.

Преподобный Павел Латрийский

Преподобный Павел Латрийский был уроженцем г. Элен в Пергаме. Посвятил себя иноческим подвигам в монастыре на горе Латр, близ Милета. Желая достичь еще более высокого совершенства, он затворился в пещере. Своими подвигами стяжал дар прозрения и чудотворения. Император Константин Багрянородный часто писал ему, прося молитв и советов. Дважды преподобный удалялся на о. Самос, где основал Лавру и восстановил три разоренных агарянами монастыря. Предсказав свою кончину, старец преставился к Богу в 955 г.

Святитель Стефан Сурожский

Святитель Стефан Сурожский принадлежал к исповедникам иконопочитания при царе Константине Копрониме, подвергся тюремному заключению и разным истязаниям, но затем был отправлен в Крым в г. Сурож (теперь г. Судак). Здесь он много потрудился над распространением и утверждением христианства среди местных жителей и сделан был епископом этого города, третьим по счету. Перед смертью св. Стефан Сурожский назначил вместо себя своего клирика Филарета и скончался в 750 году.

Преподобный Трифон Печенгский

Преподобный Трифон Печенгский родился в семье священника. Однажды во время молитвы он услышал голос: «Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Придя к лопарям, преподобный изучил их язык и обычаи и стал проповедовать веру Христову. Святой преодолел много испытаний, перенес гонения и побои, но даже под страхом мученический смерти не отступил от апостольского служения. Постепенно многие язычники обратились ко Христу. В 1532 году святой Трифон построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе в возрасте 88 лет.

Священное Писание

2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

ГЛАВА 4.

1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Мк., 34 зач., VIII, 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 8, 22-26

Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если бы человек спасался, не прилагая собственных усилий, автоматически, то это не было бы спасением. Каждый из нас знает, что мы считаем важными те события, в которых лично участвовали. Даже очень важные события, которые происходят где-то вовне, не становятся частью нашей биографии. Но если мы сами участвуем, то даже событие не слишком масштабное становится значимым лично для нас. Если бы человек не участвовал в деле спасения, если бы для этого была достаточной искупительная жертва Христа Спасителя, если бы было достаточным низведение Святого Духа на апостолов и создание Церкви, то человек бы не мог спастись. Требуется соучастие людей — и в той Жертве, которую принес Христос, и в тех делах, которые совершали святые апостолы; а все это и есть наше участие в жизни Церкви. Вот почему наш замечательный богослов священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) сказал удивительные слова: Вне Церкви нет спасения. И эти слова не были некой новацией, произнесенной в XX веке русским богословом. Эти слова укоренены в замечательных словах святого Киприана Карфагенского: Для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец.

Растопи лёд

Однажды зимой учитель и ученик прогуливались по берегу реки.

— Учитель, почему люди не понимают друг друга? — спросил ученик. — Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?

— Пойдем со мной, — сказал учитель и пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь хоть что-то?

— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

— Там, подо льдом, — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду — она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью.

И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин.17:26)

Страсть тщеславия (7-я из восьми главных страстей)

Стремление к земной славе, почестям, похвалам, желание завоевать внимание, чрезмерная зависимость от чужого мнения о себе. Противоположная добродетель — смирение.

Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти: Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, всё он станет верх острием.

Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?

На этот вопрос можно ответить следующим образом. Нет; дело не в том, что у Бога не хватит могущества, чтобы произвести такую операцию, а в том, что фраза «камень, который не может поднять Всемогущий» содержит противоречия в определениях и, таким образом, логически бессмысленна.

Мы с таким же успехом могли бы спросить, может ли Бог создать жаркий холод, черный свет или круглый квадрат — в русском языке эти словосочетания содержат противоречия в определениях и, таким образом, просто не описывают какой-либо потенциально возможной реальности, которую бы Бог мог создать. Бессмысленный набор слов остаётся бессмысленным, даже если мы приставим к нему вводную фразу «может ли Бог создать».

С другой стороны, на данный вопрос можно ответить и так: Бог может сделать всё, что Он хочет, но хочет лишь того, что соответствует Его всесовершенству, Его пониманию того, что стоит совершать, а что нет.

Молитвословия

Тропарь священномученика Елевферия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Елевферие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Елевферия

глас 2

Яко удобрение священников, преподобне,/ и предувещание страстотерпцев вси восхваляем/ и просим тя, священномучениче Елевферие:/ любовию память твою празднующия/ бед многообразных свободи,// моля непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Павла Латрийского

глас 4

Яко Безплотных единовсельника/ и всем преподобным сообщника,/ всеславне Павле, поем тя и молим тя:/ молися всегда о нас,// яко да обрящем милость.

Кондак преподобного Павла Латрийского

глас 8

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески,/ мирский мятеж оставил еси,/ и был еси Божественнаго ради жительства Троицы жилище,/ и просветил еси верою приступающия тебе.// Тем зовем: радуйся, Павле пребогате.

Тропарь святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского

глас 4

Яко святитель со Безплотными единожитель быв,/ священномучениче Стефане,/ восприем бо Крест яко оружие,/ и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев,/ не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего,/ и отсекл еси всяку ересь лукавых./ Того ради прием мучения венец,/ избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни./ И ныне молим тя, святе,/ да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед,/ и вечныя муки.

Кондак святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского

глас 3

Вышняго силою, священне, укрепився,/ царева низложил еси иконоборная шатания;/ днесь Сурожу и нам верным предлежат/ слава и богатство — святыя твоя мощи,/ ихже свыше дароносят Ангельстии чинове,/ песньми и пением славословят тя,/ великий священный Стефане.

Тропарь преподобного Трифона Печенгского, Кольского

глас 8

Пути, вводящаго в жизнь, наставник и учитель был еси:/ первее бо, преподобне отче наш Трифоне,/ пришел еси в часть Норвегския земли/ и в последних концех северныя страны языки просветил еси,/ породив водою и Духом Святым,/ и священная твоя чада в безплодней пустыни,/ яко древа масличная, насадил еси,/ велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси/ и монахов множество собрав./ Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестна чтуще тя,/ прилежно припадающе, вопием:/ моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за вся люди,/ почитающия память твою.

Кондак преподобного Трифона Печенгского, Кольского

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Того званию невозвратно от души последовал еси,/ в пустыню конечную вселився,/ и, тамо ангельски и равноапостольне пожив,/ многим путь был еси ко спасению./ Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, исповедниче Христа Бога нашего;/ радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне, отче наш.

Теги:
Священномученик Иларион (Троицкий)
преподобный Павел Латрийский
святитель Стефан Сурожский
православный календарь

Все публикации