Церковный календарь

28 декабря. Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 декабря. Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

28-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 15 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Елевферия, матери его мученицы Анфии и мученика Корива епарха (II). Преподобного Павла Латрийского (955). Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1929).

Преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых. Мученика Елевферия (305–311). Преподобного Парда отшельника (VI).

Священномученика Александра Рождественского, Василия Виноградова, Викторина Добронравова пресвитеров (1937).

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский

Архиепископ Верейский Иларион (в миру Владимир Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы в семье священника. Окончил Московскую духовную академию. В 1913 году принял монашество, рукоположен во иеромонахи, возведен в сан архимандрита. Выступал за восстановление патриаршества в Русской Церкви. В 1919 году арестован на 3 месяца. В 1920 году рукоположен во епископы. В 1922 году — ссылка в Архангельске. С 1923 года — архиепископ. Ближайший сподвижник Патриарха Тихона. В 1923 году приговорен к 3 годам заключения, доставлен в Кемский лагерь, затем на Соловки. В 1925 году отправлен в ярославскую тюрьму, где агент ГПУ пытался склонить его к расколу. За отказ епископа вернули на Соловки. В 1929 году его направили на 3 года на поселение в Алма-Ату. По дороге заразившись тифом, владыка умер в тюремной больнице.

Преподобный Павел Латрийский

Преподобный Павел Латрийский был уроженцем г. Элен в Пергаме. Посвятил себя иноческим подвигам в монастыре на горе Латр, близ Милета. Желая достичь еще более высокого совершенства, он затворился в пещере. Своими подвигами стяжал дар прозрения и чудотворения. Император Константин Багрянородный часто писал ему, прося молитв и советов. Дважды преподобный удалялся на о. Самос, где основал Лавру и восстановил три разоренных агарянами монастыря. Предсказав свою кончину, старец преставился к Богу в 955 г.

Святитель Стефан Сурожский

Святитель Стефан Сурожский принадлежал к исповедникам иконопочитания при царе Константине Копрониме, подвергся тюремному заключению и разным истязаниям, но затем был отправлен в Крым в г. Сурож (теперь г. Судак). Здесь он много потрудился над распространением и утверждением христианства среди местных жителей и сделан был епископом этого города, третьим по счету. Перед смертью св. Стефан Сурожский назначил вместо себя своего клирика Филарета и скончался в 750 году.

Преподобный Трифон Печенгский

Преподобный Трифон Печенгский родился в семье священника. Однажды во время молитвы он услышал голос: «Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Придя к лопарям, преподобный изучил их язык и обычаи и стал проповедовать веру Христову. Святой преодолел много испытаний, перенес гонения и побои, но даже под страхом мученический смерти не отступил от апостольского служения. Постепенно многие язычники обратились ко Христу. В 1532 году святой Трифон построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе в возрасте 88 лет.

Священное Писание

Еф., 218 зач., I, 16-23

16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Лк., 74 зач., XIV, 1-11

1 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6 И не могли отвечать Ему на это.

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 1-8; Лк. 14, 1-11

Когда зван будешь куда, не садись на первое место. Обобщив это, получим: всегда и везде держись последнейшей части. В этом простом правиле сокращенно выражено все богатое содержание смирения. Возьми его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни, и наперед избери себе во всех их последнюю часть. Это последнее будет практика смирения, которое от внешних дел мало по малу перейдет внутрь, и положит там осадку смирения, как основу. Время возрастит это семя среди той же практики, и смирение преисполнит, наконец, всю душу и тело и все внешние дела. Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять на челе твоем и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение. Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений. Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта свобододействия открывается!.. Поистине, смирение одно совмещает все...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если бы человек спасался, не прилагая собственных усилий, автоматически, то это не было бы спасением. Каждый из нас знает, что мы считаем важными те события, в которых лично участвовали. Даже очень важные события, которые происходят где-то вовне, не становятся частью нашей биографии. Но если мы сами участвуем, то даже событие не слишком масштабное становится значимым лично для нас. Если бы человек не участвовал в деле спасения, если бы для этого была достаточной искупительная жертва Христа Спасителя, если бы было достаточным низведение Святого Духа на апостолов и создание Церкви, то человек бы не мог спастись. Требуется соучастие людей — и в той Жертве, которую принес Христос, и в тех делах, которые совершали святые апостолы; а все это и есть наше участие в жизни Церкви. Вот почему наш замечательный богослов священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) сказал удивительные слова: Вне Церкви нет спасения. И эти слова не были некой новацией, произнесенной в XX веке русским богословом. Эти слова укоренены в замечательных словах святого Киприана Карфагенского: Для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец.

Растопи лёд

Однажды зимой учитель и ученик прогуливались по берегу реки.

— Учитель, почему люди не понимают друг друга? — спросил ученик. — Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?

— Пойдем со мной, — сказал учитель и пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь хоть что-то?

— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

— Там, подо льдом, — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду — она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью.

И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин.17:26)

Молитвословия

Тропарь священномученика Елевферия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Елевферие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Елевферия

глас 2

Яко удобрение священников, преподобне,/ и предувещание страстотерпцев вси восхваляем/ и просим тя, священномучениче Елевферие:/ любовию память твою празднующия/ бед многообразных свободи,// моля непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Павла Латрийского

глас 4

Яко Безплотных единовсельника/ и всем преподобным сообщника,/ всеславне Павле, поем тя и молим тя:/ молися всегда о нас,// яко да обрящем милость.

Кондак преподобного Павла Латрийского

глас 8

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески,/ мирский мятеж оставил еси,/ и был еси Божественнаго ради жительства Троицы жилище,/ и просветил еси верою приступающия тебе.// Тем зовем: радуйся, Павле пребогате.

Тропарь святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского

глас 4

Яко святитель со Безплотными единожитель быв,/ священномучениче Стефане,/ восприем бо Крест яко оружие,/ и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев,/ не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего,/ и отсекл еси всяку ересь лукавых./ Того ради прием мучения венец,/ избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни./ И ныне молим тя, святе,/ да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед,/ и вечныя муки.

Кондак святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского

глас 3

Вышняго силою, священне, укрепився,/ царева низложил еси иконоборная шатания;/ днесь Сурожу и нам верным предлежат/ слава и богатство — святыя твоя мощи,/ ихже свыше дароносят Ангельстии чинове,/ песньми и пением славословят тя,/ великий священный Стефане.

Тропарь преподобного Трифона Печенгского, Кольского

глас 8

Пути, вводящаго в жизнь, наставник и учитель был еси:/ первее бо, преподобне отче наш Трифоне,/ пришел еси в часть Норвегския земли/ и в последних концех северныя страны языки просветил еси,/ породив водою и Духом Святым,/ и священная твоя чада в безплодней пустыни,/ яко древа масличная, насадил еси,/ велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси/ и монахов множество собрав./ Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестна чтуще тя,/ прилежно припадающе, вопием:/ моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за вся люди,/ почитающия память твою.

Кондак преподобного Трифона Печенгского, Кольского

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Того званию невозвратно от души последовал еси,/ в пустыню конечную вселився,/ и, тамо ангельски и равноапостольне пожив,/ многим путь был еси ко спасению./ Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, исповедниче Христа Бога нашего;/ радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне, отче наш.

Теги:
Священномученик Иларион (Троицкий)
преподобный Павел Латрийский
святитель Стефан Сурожский
православный календарь

Все публикации