Церковный календарь

27 декабря. Память мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 декабря. Память мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха

Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец.
День постный, разрешается рыба. 14 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (249–251). Мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286–287).

Священномученика Николая Ковалева пресвитера (1937).

Неделя святых праотец

За два воскресенья до Рождества Церковь празднует Неделю святых праотец, а за одно воскресенье до Рождества — Неделю святых отец. Эти недели принадлежат системе неподвижных праздников, но зависят от дня седмицы, на который попадает Рождество. Минеи дают указания, когда празднуются Неделя праотец и Неделя отец: «Аще убо случится Рождество в среду…» и так далее. В Неделю святых праотец читаются определённые Апостол и Евангелие, связанные с темой дня: призыв апостола Павла совлечься ветхого человека с его делами (грехами и страстями) и облечься в нового, обновляющегося познанием Христа (Кол. 3:4–11), и притча о великой вечери (Лк. 14:16–24), говорящая, что «много званных, но мало избранных». Человечество готовилось к приходу Христа, но верных Богу оказалось мало. 

В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец вспоминаются все ветхозаветные праведники, ждавшие Мессию и послужившие приходу Христа, — выделяются пророки, предки Христа по плоти и особенно Божия Матерь как прекрасный плод ветхозаветного этапа домостроительства, «из Нея же цвет пройде Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Смысловое единство этих недель подчёркивает история: в Типиконе Великой Церкви перед Рождеством Христовым было лишь одно воскресенье, посвящённое подвигу ветхозаветных святых. В службе Недели святых праотец особое внимание уделено истории трёх отроков, не сгоревших в печи Вавилонской (история из Книги пророка Даниила, очень популярной в раннехристианской среде). Из трёх канонов, положенных для чтения в этот день, один — это канон святым отрокам. Чудо в пещи — это прообраз Рождества, которое не опалило «утробу Девичу». Служба дает также тропологическое (нравственное) понимание чуда — Церковь благодарит за избавление от греха и смерти: «яко от горящия пещи избавлься».

Мученики Фирс, Левкий и Каллиник

Мученики Фирс, Левкий и Калинник пострадали за веру в средине III века, при императоре Декие. Святой Левкий был приговорён к жестоким пыткам за то, что обвинял Кумврикия — правителя города Кесария — в несправедливом преследовании христиан. Вскоре ему отрубили голову. Святой Фирс, которого жестоко истязали, остался невредимым и мирно почил. Увидев мужество и чудеса святого Фирса, языческий жрец Калинник уверовал во Христа и стал открыто исповедовать христианство, за что был зарублен мечом.

Мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих

Судьбы мучеников удивительным образом связал промысел Божий. Ариан был гонителем христиан, преследуя, в том числе, Аполлония и Филимона. Аполлоний, убоявшись пыток, упросил музыканта Филимона, бывшего язычником, облечься в его одежды и так, обманом, принести за него жертву идолам. Но внезапно сам Филимон, просвещенный Духом Святым, исповедал себя христианином перед суровым гонителем. Тогда Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа, за что обоих казнили. А их мучитель Ариан мучился раненым глазом. Испробовав все средства и слыша о чудесных исцелениях от могилы Филимона, он «рискнул» приложить к глазу землю с его могилы. Исцелившись, он раскаялся и крестился вместе со своей семьей и личной стражей, начальником которой был Феотих. Все они вскоре с радостью пошли на мучения и были преданы смерти.

Священное Писание

Кол., 257 зач., III, 4-11 (Недели 29-й)

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й)

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Кол. 1, 12-15; Лк. 14, 16-24

«Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться.

Святые Праотцы — вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, — воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу. Он не вкладывал в нас интеллектуальные программы, Он не настраивал нас на изучение математики, физики или астрономии — Он просто дал нам силу разума, так что мы сами получаем образование, навыки, умения, квалификации. А вот нравственную программу Он в нас заложил, и с детства ребенок через общение с родителями понимает, что такое добро и что такое зло. Вообще, способность человека различать добро и зло необъяснима. Одна эта способность должна убеждать каждого сомневающегося в том, что Бог существует.

Чем измерить любовь к Богу

Пришел как-то человек к священнику и спрашивает:

— Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?

— Достаточно, вполне достаточно, — ответил священник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?

Задумался человек и отвечает:

— Ничем не могу измерить...

— Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил священник. — Она — мера первой!

Цитата

Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет, без воды можно прожить максимум 5-7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет, без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет, без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность.

Архимандрит Мелхиседек Артюхин

Молитвословия

Кондак мучеников

глас 2

Благочестия веры поборницы,/ злочестиваго мучителя оплевавше,/ обличисте зверообразное его кровопролитие/ и победисте того яростное противление,/ Христовою помощию укрепляеми, Фирсе и Левкие,// с пострадавшими о нас молитеся.

Теги:
православный календарь
мученики

Все публикации