27 декабря. Память мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха

2860
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице
День постный. 14 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (249—251). Мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286—287).

Священномученика Николая Ковалева пресвитера (1937).

Мученики Фирс, Левкий и Каллиник

Мученики Фирс, Левкий и Калинник пострадали за веру в средине III века, при императоре Декие. Святой Левкий был приговорён к жестоким пыткам за то, что обвинял Кумврикия — правителя города Кесария — в несправедливом преследовании христиан. Вскоре ему отрубили голову. Святой Фирс, которого жестоко истязали, остался невредимым и мирно почил. Увидев мужество и чудеса святого Фирса, языческий жрец Калинник уверовал во Христа и стал открыто исповедовать христианство, за что был зарублен мечом.

Мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих

Судьбы мучеников удивительным образом связал промысел Божий. Ариан был гонителем христиан, преследуя, в том числе, Аполлония и Филимона. Аполлоний, убоявшись пыток, упросил музыканта Филимона, бывшего язычником, облечься в его одежды и так, обманом, принести за него жертву идолам. Но внезапно сам Филимон, просвещенный Духом Святым, исповедал себя христианином перед суровым гонителем. Тогда Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа, за что обоих казнили. А их мучитель Ариан мучился раненым глазом. Испробовав все средства и слыша о чудесных исцелениях от могилы Филимона, он «рискнул» приложить к глазу землю с его могилы. Исцелившись, он раскаялся и крестился вместе со своей семьей и личной стражей, начальником которой был Феотих. Все они вскоре с радостью пошли на мучения и были преданы смерти.

Священное Писание

Евр., 310 зач., IV, 1-13

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5 И еще здесь: "не войдут в покой Мой".

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7 то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9 Посему для народа Божия еще остается субботство.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Мк., 34 зач., VIII, 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 8, 22-26

Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, — и благость Божия положит конец миру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу. Он не вкладывал в нас интеллектуальные программы, Он не настраивал нас на изучение математики, физики или астрономии — Он просто дал нам силу разума, так что мы сами получаем образование, навыки, умения, квалификации. А вот нравственную программу Он в нас заложил, и с детства ребенок через общение с родителями понимает, что такое добро и что такое зло. Вообще, способность человека различать добро и зло необъяснима. Одна эта способность должна убеждать каждого сомневающегося в том, что Бог существует.

Чем измерить любовь к Богу

Пришел как-то человек к священнику и спрашивает:

— Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?

— Достаточно, вполне достаточно, — ответил священник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?

Задумался человек и отвечает:

— Ничем не могу измерить...

— Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил священник. — Она — мера первой!

Говорят, что Евангелие — миф, подобный языческим мифам. Что на это ответить?

Слово «миф» используется в двух разных значениях. Часто оно означает просто «неправда, выдумка». Но культурологи и религиоведы используют слово «миф» в другом значении — это «повествование, обычно о богах и героях, которое объясняет, почему реальность (природная или социальная) является именно такой». Миф — это определённый жанр, у него есть свои черты: действие мифа разворачивается где-то в неопределённом прошлом, в особом, мифологическом времени, когда мир ещё не принял тех очертаний, которые мы видим сейчас.

В этом отношении Евангелия не относятся к жанру мифа. Это исторические свидетельства, повествующие о событиях, которые произошли в конкретное историческое время, в годы правления реальных властителей, в определенном месте.

Конечно, этим свидетельствам можно не верить, но их невозможно считать мифами, подобными языческим мифам об Осирисе и Изиде или Мардуке и Тиамат. Они принадлежат к совершенно другому жанру.

Цитата

Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет, без воды можно прожить максимум 5-7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет, без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет, без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность.

Архимандрит Мелхиседек Артюхин

Молитвословия

Кондак мучеников

глас 2

Благочестия веры поборницы,/ злочестиваго мучителя оплевавше,/ обличисте зверообразное его кровопролитие/ и победисте того яростное противление,/ Христовою помощию укрепляеми, Фирсе и Левкие,// с пострадавшими о нас молитеся.

Новости по теме

В день памяти Елабужских новомучеников в Елабуге стартовала серия просветительских проектов В день памяти Елабужских новомучеников в Елабуге стартовала серия просветительских проектов

Экспозиция рассказывает о подвигах священников и мирян, которые претерпели страдания за Христа и приняли мученическую кончину в годы гонений на веру в нашей стране.

В день памяти священномученика Павла Дернова и чад его в храме Елабужских новомучеников на Троицком кладбище Елабуги совершена Литургия В день памяти священномученика Павла Дернова и чад его в храме Елабужских новомучеников на Троицком кладбище Елабуги совершена Литургия

27 февраля, в день памяти священномученика Павла Дернова, пресвитера Елабужского, и сыновей его, церковные торжества прошли в храме Елабужских новомучеников на Троицком кладбище Елабуги.

Страшные бывали времена, но таких еще не бывало...
Публикации 26 февраля 2024
Страшные бывали времена, но таких еще не бывало...

Новомученики Елабужские — священномученик Павел, мученики Борис, Григорий и Симеон

В Неделю 35-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В Неделю 35-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, празднование Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери.