24 декабря. Память преподобного Даниила Столпника

4406
Фото

Неделя 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Даниила Столпника (493).

Преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мученика Миракса (VII). Мучеников Акепсия и Аифала. Преподобного Луки Столпника (ок. 970—980).

Священномученика Феофана, епископа Соликамского, и с ним двух священномучеников и 5-ти мучеников (1918); священномученика Николая Виноградова пресвитера (1937); священномученика Иоанна Богоявленского пресвитера (1941).

Преподобный Даниил Столпник

В 12 лет, никому ничего не сказав, Даниил ушел из дома в монастырь, где вёл суровую для подростка подвижническую жизнь. Однажды Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрёк молодому монаху, что он тоже будет нести подвиг столпничества. Позже праведнику во сне было указано место нового подвига — Фракийская пустынь. Там Даниил установил столб, на котором провёл 33 года. Он был удостоен от Господа дара исцеления болезней, а также прозорливости и чудотворений. К нему стали стекаться несчастные и больные люди, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Даже византийские императоры просили подвижника молиться за них. Святой отошел ко Господу в возрасте 80-ти лет.

Преподобный Никон Сухой

Сын богатых и знатных родителей, преподобный Никон Сухой ушел в Киево-Печерский монастырь. При нашествии половцев он был пленен. Хан ожидал большого выкупа, но, когда святой отказал ему, тот стал мучить его голодом. Однако святой за все благодарил Бога и сказал однажды хозяину, которому его отдал хан, что Господь по молитвам вернет его в монастырь. Тогда Никону подрезали сухожилия ног. Но на третий день узник исчез. Он был чудесно перенесен в обитель, прямо к Литургии. Никон хотел продолжать свои подвиги в кандалах узника, но игумен рек ему: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена». Много позже половчанин, изувечивший святого, побывал в Киево-Печерской обители, где, признав бывшего узника, уверовал, крестился и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона.

Преподобный Лука Столпник

Преподобный Лука, новый Столпник, был воином при византийском императоре Константине Багрянородном (912—959 гг.). После войны с Болгарией он принял монашество и был возведен в сан пресвитера. Стремясь к высшим ступеням совершенства, прп. Лука возложил на себя вериги и встал на столп. Через три года стояния, по Божественному внушению, он пошел на гору Олимп, потом в Константинополь и, наконец, в Халкидон, где также избрал себе столп, на котором простоял 45 лет. Скончался около 980 года.

Евангелие дня

Как вести себя с теми людьми, которые мешают мне жить духовной жизнью? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 14.

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Хозяин, который устроил званный ужин, готовился к нему тщательно и долго. Почему же гости не пришли? Ведь был договор. Да просто внезапно появились дела. И не просто дела, а очень важные дела. Согласитесь, ведь не каждый же день покупаешь землю, волов или женишься. Всё это довольно значимые мероприятия. И часто не от нас зависит, что случаются они именно в то время, когда случаются.

Почему же хозяин гневается? Неужели по-человечески не понимает? Дело в том, что хозяин не обыкновенный человек, а его пир — не рядовой праздник. Перед нами образ Бога, который приглашает гостей в своё Небесное Царство. Он обещает, что здесь они вкусят такую радость, которую им не дадут ни новая земля, ни волы, ни даже брачные отношения. Эмоции, которые человек получает от перечисленных земных приобретений, со временем угасают, а тот, кто стал участником Небесного Царства, носит эту радость в себе непрестанно. Это живой источник, который начинает бить в нашем сердце вне зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Это «единое на потребу», в чём действительно нуждается человек и что делает его жизнь насыщенной, наполненной, радостной. Отказываясь от этого подарка, мы обрекаем себя на сердечную пустоту и вечную неудовлетворённость. Поэтому гнев хозяина — это не злоба и не обида, это печаль Бога о человеке.

Эта притча учит нас важной истине. Каждый день Господь посылает к нам своих слуг. Это члены моей семьи, мои друзья, это мои соседи, это все те, кто едет со мной в общественном транспорте, это те, кого я встречаю на работе. Одним словом, все, на кого упадёт мой взгляд на протяжение дня. Нередко кто-то из них протягивает мне руку с приглашением, а я её отталкиваю, потому что слишком занят собой, своими мыслями, чувствами и проектами. Мне сложно реагировать на другого человека по-евангельски. Порой я так упорно сопротивляюсь тому, что придётся нарушить привычный образ жизни, будто меня заставляют отказаться от земельного участка, нового автомобиля или от моей ненаглядной второй половинки. Мне кажется, что, если я вдруг не отвечу на злобу злобой, если вдруг начну делать добро своим обидчикам, если во всех свои делах буду думать не о себе, а о том, как быть полезным окружающим, небо рухнет на землю. А потому я предпочитаю ехать по накатанной колее своего внешнего и внутреннего распорядка и не выбиваться из неё. В результате возвращаюсь я нередко под вечер домой не просто уставший, но раздражённый, недовольный, тревожный, с претензиями и обидами в сердце, короче говоря, пустой изнутри. Хотя и моя земля, и мои волы, и моя жена все при мне.

Если хотим изменить ситуацию, поучимся у нищих из притчи. Это те люди, которые ничего своего не имели. А потому живо отозвались на призыв хозяина. Так и нам, если хотим обрести счастье в этой жизни, необходимо учиться с каждым, кого встречаем на своём пути, вести себя не как с очередной помехой или статистом, но как с потенциальным посланником Бога. По отношению к каждому мы должны быть готовы, если потребуется, проявить милость, любовь, снисхождение, то есть поступить не так, как привыкли, а по-новому, по-евангельски. Если будем приучать себя к этому, то мере своего усердия увидим, как Бог через самых обычных людей, в самых обычных ситуациях открывает в нашем сердце Своё Небесное Царство.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда священнослужители облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать. Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

О целовании руки священника или епископа

Традиция целовать руку священнику после благословения — благочестивый обычай. Если Вы пока чувствуете смущение — не целуйте или поцелуйте крест на поруче. Требовать целования священник не будет. Святитель Николай Сербский: «Если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы "земными ангелами и небесными людьми". Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое» (ср.: 1Кор.16: 20).

Страсть гнева (4-я из восьми главных страстей)

Разумный гнев дан человеку Богом, как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и обратилась по преимуществу не на собственные пороки, а на других людей. Гнев в нормальном проявлении должен быть иммунной защитой души, поэтому выражение праведный гнев вполне законно, в отличие от белой зависти и лжи во спасение. Добродетель, противоположная неправедному гневу — кротость.

Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом. Если он нападает на грабителей, то он достоин похвалы, но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.

Можно ли объяснить религию психологически?

Нередко атеисты говорят о том, что вера — это проявление каких-то психологических потребностей. Люди веруют, потому что у них был плохой (или отсутствующий) отец, и они решили компенсировать это Отцом на Небесах. Или, наоборот, отец был замечательный, и они спроецировали его образ на Небо.

В реальности трудно усмотреть связь между личными обстоятельствами человека и его верой.

Атеист Зигмунд Фрейд, например, вспоминает, что его веру во Всемогущего и доброго Отца разрушила ситуация, когда его земного отца обижали какие-то злобные хулиганы, а он не мог дать им отпор — то есть атеизму мы можем с тем же (не)успехом приписать психологические основания. Бывают и семьи, в которых один из родных братьев пламенный атеист, а другой — ревностный христианин.

Но главная проблема с этими объяснениями в другом — они просто не относятся к делу.

Субъективные причины, по которым каждый из нас лично верит или не верит в Бога, никак не влияют на реальность Его бытия. То, что происходит у нас в головах, ничего не меняет в устройстве мироздания.

Если вы дискредитируете субъективные причины, по которым человек придерживается каких-то представлений (даже допустим, что вам это удалось), вы никак не опровергнете сами эти представления.

Молитвословия

Тропарь преподобного Даниила Столпника

глас 1

Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству/ сый в телеси, Данииле, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Даниила Столпника

глас 8

Якоже звезда многосветлая, ты, возшед, блаженне, на столп,/ мир просветил еси преподобными делы твоими/ и тьму прелести отгнал еси, отче./ Темже молим тя:/ и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.

Молитва преподобному Даниилу Столпнику

О преподобне и богоносне отче наш Данииле, ублажаем велия подвиги жития твоего, — скорби лютыя, болезни, искушения, им же победоносец предивный показался еси. Величаем дарования благодати Господней, тобою многочестне и многообразне явленныя болящим и скорбящим, грешным и заблудшим во спасение их. Поминаем тебе наставника премудраго, иже глагола людем словеса учительная от слова Господня, души умиляющия и умы и сердца к Богу обращающия. Молимся тебе: не забуди, о, преблаженне отче, веры нашея к тебе и надежды упования нашего на тебе, пред святою иконою твоею присно предстоящих и тепле молящихся. Сподоби нас, умно взирающих на скончание жительства твоего, подражати вере и любви твоей. Поминай нас, недостойных, во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу, яко священник Божий, предстоя Престолу Вседержителеву. Молим тя, великий молебниче и чудотворче святый, буди нам всегда утешитель, целитель, помощник и заступник, и покровитель, и наставник верен. Не премолчи, вопия за ны ко Господу, да с терпением течем на предлежащий подвиг спасения душ наших, взирающе на тебе, святый учителю наш, и благочестно и праведно, в единении духа, в единомыслии веры и любве поживем в нынешнем веце; в будущем же да сподобимся славити благодать и человеколюбие Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Бога Благаго возлюбив,/ иноческое приял еси житие/ и, добре в нем подвизався, / пленен был еси половцы,/ имиже много мучим, крепкодушне Никоне,/ благодатию Христовою свободился еси от них невидимо,/ и ныне во Свете пребывая неприступном,/ моли спастися нам, твою память почитающим.

Кондак преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах

глас 6

Первомученику подобяся,/ о мучителе твоем молился еси/ и, избавив того от смерти, привел еси ко Христу,/ преподобномучениче Никоне славне,/ темже, с первострадальцем зря Христа одесную Отца,/ молися о нас, да не пребудем вне чертога Христова.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерах (12 век)
Жития святых 24 декабря 2016
Преподобный Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерах (12 век)

Родом из Киева. Приняв иночество в Киево-Печерской обители и предав себя в послушание Христу, стал опытным иноком. При нашествии половцев на Киев, в 1096 г. был взят ими в плен.