Церковный календарь

23 декабря. Память Святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 декабря. Память Святителя Иоасафа, епископа Белгородского

27-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 10 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754).

Мученика Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Преподобного Фомы (X). Блаженного Иоанна (1503) и родителей его Стефана (1476) и Ангелины, правителей Сербских.

Священномучеников Иакова Шестакова и Александра Шкляева пресвитеров, священномученика Евграфа Плетнева пресвитера и мученика Михаила Плетнева (1918); священномучеников Анатолия Правдолюбова, Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева пресвитеров, и с ними мучеников Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мучениц  Александры Устюхиной и Татианы Егоровой, священномученика Михаила Кобозева пресвитера, преподобномученика Сергия Сорокина (1937); священномучеников Николая Розова и Алексия Введенского пресвитеров (1938); святых Анны Ивашкиной и Татианы Бякиревой исповедниц (1948); святой Феклы Макушевой исповедницы (1954); преподобной Анны Столяровой исповедницы (1958).

Мученики Мина, Ермоген и Евграф

Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305— 313 гг.). Св. Мина был схвачен за обращение ко Христу многих язычников. Св. Ермоген, пораженный долготерпением св. Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, уверовал в Истинного Бога и тоже был подвергнут жестоким мукам. Император лично изрубил секретаря св. Мины св. Евграфа, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский сочетал монашеские подвиги, кротость и смирение с выдающимся талантом организатора церковных дел. В семь лет он был отдан родителями на попечение в Киевскую духовную академию. Вскоре отрок стал испытывать влечение к монашеской жизни, и мать с отцом пытались отговаривать его. Он послушался их, но в 20 лет, после обучения в академии, постригся тайно. Выдающиеся способности молодого подвижника были замечены — он получил должность экзаменатора при архиепископии и приложил много сил к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Позже святитель был игуменом Преображенской Мгарской обители на Полтавщине, затем — наместником Сергиевой Свято-Троицкой лавры и, наконец, став епископом Белгородским, отдал все силы образованию духовенства и нравственному развитию паствы.

Священное Писание

 1 Тим., 289 зач., VI, 17-21

17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; 18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, 21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Лк., 107 зач., XXI, 28-33

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 21, 28-33

«Смотрите же за собою. чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». «День тот», то есть последний день мира или каждого из нас, приходит как тать, и захватывает как сеть; потому и предписывает Господь: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36). А так как сытость и многозаботливость — первые враги бдения и молитвы, то наперед еще указано, чтоб не допускать себя до отяжеления пищею, питьем и печалями житейскими. Кто поел, попил, повеселился, спать — выспался и опять за то же, у того какому быть бдению? Кто и день и ночь занят одним житейским, тому до молитвы ли? «Что же, скажешь, делать? Без пищи нельзя; и ее надо добыть. Вот и забота». Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, «да не отяготится» сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть — ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца. Раздели внешнее твое от внутреннего и последнее поставь делом жизни твоей, а первое приделком: там будь вниманием и сердцем, а здесь только телом, руками, ногами и глазами: «бодрствуйте на всякое время и молитесь», да сподобишься небоязненно стать перед Сыном Человеческим. Чтобы сподобиться этого, надо здесь еще, в жизни своей, установиться перед Господом, а для этого одно средство — бодренная молитва в сердце совершаемая умом. Кто так настроится — на того не найдет «день той» внезапно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда нам кажется, что пустое времяпровождение нейтрально с нравственной и духовной точки зрения. Но это совсем не так. Праздность — это не свободное время, не время отдыха, а время пустое, ничем не заполненное. Из литературы мы знаем такие выражения, как праздное поле, то есть поле, ничем не засеянное, праздный, то есть пустой, город. Так вот, святитель Иоанн Златоуст, размышляя на тему праздности, произнес замечательные слова: на праздном поле вырастает негодная трава. И это действительно так. Каждый, кто видел невспаханное и незасеянное поле, знает, что оно зарастает сорняками, и требуется значительная работа, чтобы избавиться от них, подготовить почву и засеять ее семенами, приносящими плод. Если говорить о праздности как о пустоте, то нужно ясно понимать, что полной, абсолютной пустоты не бывает. Даже тот, кто прилагает большие усилия, чтобы пребывать в праздности, не освобождает свое сердце от всего, что в нем присутствует, и от тех влияний, которые на него оказываются. Пустота легко наполняется чем-то очень опасным для человека. Праздность — словно оранжерея, в которой растут сорняки, и чтобы они не погубили нашу жизнь, не погубили здоровые ростки, способные приносить плод, нельзя допускать праздность, разлагающую разум, ослабляющую чувства и волю человека.

Паисий Святогорец: «Лучше протирать подметки, чем одеяла»

Лучше стирать подметки, работая, чем лежать в кровати и лодырничать». Труд — это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если еще имея силы, они перестанут трудиться, то начнут унывать. Прекратить работу для таких людей равносильно смерти. Помню, в Конице один 90-летний старичок работал не переставая. В конце концов он так и умер на пашне, в двух часах ходьбы от дома. Но надо сказать и о том, что телесный покой, к которому стремятся некоторые, не является каким-то стабильным состоянием. Находясь в телесном покое, люди могут лишь на время забыть свою душевную тревогу. У них есть все: обед, десерт, душ, отдых… Однако, как только все это заканчивается, они стремятся к еще большему покою. Они чувствуют пустоту, и их душа стремится эту пустоту заполнить. Ну, а тот, кто устает от труда, имеет постоянную радость — радость духовную.

Страсть сребролюбия (3-я из восьми главных страстей)

Существует множество форм проявления этой страсти: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие... Во всех её проявлениях есть один общий мотив – любовь к самому процессу обладания (и приобретения), зависимость от него. Противоположная добродетель — нестяжание.

Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и тщеславии (желании быть признанным, уважаемым).

Молитвословия

Тропарь святителя Иоасафа, епископа Белгородского

глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа, епископа Белгородского

глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва святителю Иоасафу, епископу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Мины, Ермогена и Евграфа

глас 8

Воздержанием страстей огнепальныя/ умертвивше зраки и движения, Христовы мученицы/ прияша благодать недуги отгоняти немощных/ и живше и по кончине чудодействовати./ Воистинну чудо преславно,/ яко кости наги источают исцеления,// слава Единому и Создателю Богу.

Кондак мучеников Мины, Ермогена и Евграфа

глас 4

Добропесненный глас твоих словес,/ Ермогена из глубины погибели возвед,/ постави на камени жизни,/ отонудуже и Евграф, царя обличив,/ радуяся, посекается в славную главу,/ но прилежно моли, Мино,// спастися всем, любовию чтущим тя.

Тропарь блаженного Иоанна, царя Сербского

глас 4

Дивен, творяй преславная чудеса/ и прославляяй по кончине славящия Тя,/ нетленная телеса их являя/ и чудо действии люди обогащая/ во славу святаго Имене Своего,/ даровавый нам тело угодника Своего Иоанна,/ молящагося о душах наших.

Кондак блаженного Иоанна, царя Сербского

глас 8

Приидите, достодолжно почтим Иоанна, новыя благодати служителя новопрославленнаго,/ славу веры нашея и нашего молитвенника,/ созывает бо пети благодарными гласы/ и прославити Прославльшаго святыя Своя/ и молится о творящих память его и о зовущих ему:/ радуйся, Иоанне, новое процветение.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Теги:
Святитель Иоасаф Белгородский
православный календарь

Все публикации