21 декабря. Память преподобного Кирилла Челмогорского

2793
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Патапия (VII).

Преподобного Кирилла Челмогорского (1367). Апостолов от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мученицы Анфисы в Риме (V).

Священномученика Сергия Орлова пресвитера (1937).

Преподобный Кирилл Челмогорский

Преподобный Кирилл, просветитель чуди, родился в городе Белоозере. Он принял постриг в обители преподобного Антония Римлянина, где шесть лет проходил различные послушания, а затем поселился в дикой Каргопольской стороне. Здесь по указанию свыше он избрал место для постоянного пребывания — гору Челму. Много скорбей пришлось испытать преподобному Кириллу от чуди, но его светоносная подвижническая жизнь и кроткие наставления расположили многих язычников к принятию святого крещения. В конце жизни преподобный Кирилл устроил обитель и храм в честь Богоявления Господня. Преподобный прожил на Челмной горе 52 года и скончался в глубокой старости, в возрасте 82 лет.

Мученица Анфиса Римская

Святая Анфиса (V век) была супругой знатного сановника. Она жила в то время, когда в империи вновь восторжествовала арианская ересь. Ариане отрицали, что Господь Иисус Христос истинный Сын Божий, считая Его лишь совершенным творением Бога. Желая утвердить свою веру, ариане начали гонение на православных. Арианка Сунильда, жена правителя Италии Одоакра (476 — 493), принуждала святую Анфису к повторному крещению у арианского священника, но святая отказалась, говоря, что она уже приняла истинное Крещение. Тогда Сунильда велела подвергнуть святую казни через сожжение. Муж Анфисы, опасаясь за жизнь, принял арианство, но вскоре был наказан Богом. Когда он проезжал мимо городского собора, в него ударила молния. Для его жены сожжение стало славой мученичества, для него же — карой за вероотступничество.

Апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит

Святые апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит были верными сподвижниками и помощниками апостола Павла. Сосфен до принятия Крещения от Павла был начальником коринфской синагоги. О Епафродите Павел так писал к филиппийским христианам: «Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь». Апостол Кифа был поставлен епископом малоазийской Иконии. Об Аполлосе же так говорится в Деяниях святых апостолов: «… иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях… был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только Крещение Иоанново». Позже он познал учение Христово, и апостол Павел, обращаясь к коринфянам, писал: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог».

Евангелие дня

Когда мы узнаём, что какой-то давно и тяжело болевший человек скончался, то в голове зачастую возникает слово «отмучался». Такая реакция вполне обоснована, действительно, некоторые болезни бывают настолько мучительными, что смерть выглядит как избавление от боли и страданий. Интересно, что и Христос в Своей речи относительно Второго Пришествия использовал то же самое слово: «избавление». Об этом мы можем услышать в отрывке 21-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит за Литургией в православных храмах.

Глава 21.

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Те слова, которые мы только что услышали, являют собой окончание пророчества Христа о грядущей судьбе Иерусалима и всего мира. Из этого и из других текстов Священного Писания мы знаем, что рано или поздно, но физическая жизнь в известных нам формах прекратится, и наступит то, что апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал «новым небом и новой землёй»: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Православная христианская традиция предпочитает следовать прямому запрету Спасителя, зафиксированному в 1-й главе книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 1:7), а потому она не углубляется в размышления о том, что именно имел в виду апостол Иоанн, и не пытается понять, как вообще такое возможно с точки зрения современных научных данных, мы просто принимаем как факт: земная жизнь конечна, причём конечна не только земная жизнь отдельно взятого человека, конечна земная жизнь как таковая.

На этот факт накладывается ещё один: кончина земной жизни вовсе не означает абсолютное окончание всего, напротив, за этой границей нас ждёт продолжение, и это продолжение будет несопоставимо более насыщенным, чем то, что мы имеем возможность видеть и чувствовать в рамках нашей земной жизни. Эту мысль апостол Павел в Первом послании к Коринфянам выразил такими словами: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:12—13). Христос призывал Своих последователей воспринимать земную жизнь как подготовку к той жизни, которая начнётся после, и которая свою полноту обретёт в момент Его Второго Пришествия. Именно по этой причине в 21-й главе Евангелия от Луки мы слышим такие слова: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Однако наш привычный синодальный перевод здесь использует довольно неудачное слово, которое способно немного запутать, речь идёт о слове «восклонитесь», которое является русифицированной формой аналогичного славянского слова и мало что может сказать современному читателю. Более удачные переводы используют в этом месте слово «встаньте». Получается, что Христос призывал Своих учеников встать и поднять головы тогда, когда начнут сбываться Его пророчества о кончине мира. Это крайне важные слова Спасителя, потому что они говорят о том, как мы должны относиться к Его Второму Пришествию: не как к чему-то страшному и ужасному, а как к долгожданному избавлению. Конечно, и это слово — «избавление» — тоже способно вызвать у нас вопросы, ведь мы привыкли размышлять о земной жизни как об абсолютном благе, от которого вовсе не хочется избавляться, а, напротив, хочется, чтобы оно длилось как можно дольше. Если же мы попытаемся жить по-евангельски без каких бы то ни было оговорок, то мы довольно скоро ощутим глубочайший диссонанс между Христовыми заповедями и законами окружающего нас общества, и если не смутимся, а продолжим жить евангельскими приоритетами, то станет очевидным: полнота жизни во Христе будет возможна лишь после Второго Пришествия, и тогда мы начнём его ждать так же, как ждали явления Христа во славе люди первого христианского поколения.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Покой есть непременная часть человеческой жизни. Если человек только спит, работает и ест или же если он предается разного рода удовольствиям, считая, что это покой, но в действительности перенапрягая свою нервную систему, то это большая ошибка. Покой — это не безделье, а успокоение души, разума, чувств. Покой так же необходим для человеческой жизни, как работа и сон. Если человек не спит, он не может восстановить физические силы. Если человек не работает, он не сможет обеспечить свое существование. А если у нас нет времени для покоя, для внутреннего мира, для сосредоточения, то это очень плохо для нашей духовной жизни, потому что именно в минуты покоя человек может концентрировать свою мысль, может отвечать на важные вопросы, которые ставит перед ним жизнь, может особым образом обращать свою молитву к Богу. Собственно говоря, молитва и есть время покоя. Когда мы проводим достаточное количество времени в храме, мы пребываем в покое. Мы не работаем, мы не передвигаемся физически в пространстве — мы находимся в состоянии покоя, но не в состоянии пустоты. И наш покой наполняется молитвой, созидающей разум и душу.

О лингвистических трудностях в восприятии богослужебного языка

Для новоначальных христиан затемняют смысл некоторых церковнославянских текстов паронимы (слова, имеющие сходное произношение, но различные по значению), например, живот, мир, неделя. Примеры из Псалтири: глумиться — размышлять; оправдания — заповеди; ложь — ненадёжность; понос — позор; гневаться — трепетать; Теплая (Предстательнице) — Горячая (Ревностная); Пастырь добрый — ... настоящий (истинный); бракоокрадованный — соблазнённый до брака. В прошениях литии, которая совершается на всенощном бдении, есть фраза: «О всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней». В церковносл. «озлобленный» — это «угнетенный». То есть не тот, кто озлоблен на окружающих, но кто, напротив, терпит угнетение или притеснение. («Злоба» в церковнославянском — это «зло, порок», но также и «забота». Ср. «Довлеет дневи злоба его» — «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34); отсюда, из евангельского стиха, кстати, произошло русское «злободневный» и «на злобу дня»).

Молитвословия

Тропарь преподобного Кирилла Челмогорского

глас 4

Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне/ яко солнце светозарное,/ лучами благодати озаряющи весь мир/ и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых Ангел, и мирской народ,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся;/ отче преподобне Кирилле,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди,/ иже любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Кирилла Челмогорского

От юности, преподобне, вся оставль житейская, красная же и лепотная,/и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/ в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/ отонюдуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/ Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/ о приходящих с верою и просящих своих согрешений оставление даровати,/ чтущим любовию святую память твою.

Тропарь преподобного Патапия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Патапие, дух твой.

Кондак преподобного Патапия

глас 3

Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,/ цельбу недугов просят прияти,/ решение же в житии прегрешенных,/ ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,// Патапие преподобне.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученица Анфиса в Риме (5 век)
Жития святых 21 декабря 2016
Мученица Анфиса в Риме (5 век)

Пострадала за Христа в Риме в V веке. За непринятие арианского крещения была сожжена.