Церковный календарь

21 декабря. Память преподобного Кирилла Челмогорского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 декабря. Память преподобного Кирилла Челмогорского

27-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 8 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Патапия (VII).

Преподобного Кирилла Челмогорского (1367). Апостолов от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мученицы Анфисы в Риме (V).

Священномученика Сергия Орлова пресвитера (1937).

Преподобный Кирилл Челмогорский

Преподобный Кирилл, просветитель чуди, родился в городе Белоозере. Он принял постриг в обители преподобного Антония Римлянина, где шесть лет проходил различные послушания, а затем поселился в дикой Каргопольской стороне. Здесь по указанию свыше он избрал место для постоянного пребывания — гору Челму. Много скорбей пришлось испытать преподобному Кириллу от чуди, но его светоносная подвижническая жизнь и кроткие наставления расположили многих язычников к принятию святого крещения. В конце жизни преподобный Кирилл устроил обитель и храм в честь Богоявления Господня. Преподобный прожил на Челмной горе 52 года и скончался в глубокой старости, в возрасте 82 лет.

Мученица Анфиса Римская 

Святая Анфиса (V век) была супругой знатного сановника. Она жила в то время, когда в империи вновь восторжествовала арианская ересь. Ариане отрицали, что Господь Иисус Христос истинный Сын Божий, считая Его лишь совершенным творением Бога. Желая утвердить свою веру, ариане начали гонение на православных. Арианка Сунильда, жена правителя Италии Одоакра (476 — 493), принуждала святую Анфису к повторному крещению у арианского священника, но святая отказалась, говоря, что она уже приняла истинное Крещение. Тогда Сунильда велела подвергнуть святую казни через сожжение. Муж Анфисы, опасаясь за жизнь, принял арианство, но вскоре был наказан Богом. Когда он проезжал мимо городского собора, в него ударила молния. Для его жены сожжение стало славой мученичества, для него же — карой за вероотступничество.

Апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит

Святые апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит были верными сподвижниками и помощниками апостола Павла. Сосфен до принятия Крещения от Павла был начальником коринфской синагоги. О Епафродите Павел так писал к филиппийским христианам: «Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь». Апостол Кифа был поставлен епископом малоазийской Иконии. Об Аполлосе же так говорится в Деяниях святых апостолов: «… иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях… был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только Крещение Иоанново». Позже он познал учение Христово, и апостол Павел, обращаясь к коринфянам, писал: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог».

Священное Писание

Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Лк., 72 зач., XIII, 18-29

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 2, 11-13; Лк. 13, 18-29

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Тесные врата — жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата — жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие — самостеснение. Стесняй себя во всем — и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: «не гневайтесь всяко», и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах — свобода, или свободный путь в Царствие Божие.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Покой есть непременная часть человеческой жизни. Если человек только спит, работает и ест или же если он предается разного рода удовольствиям, считая, что это покой, но в действительности перенапрягая свою нервную систему, то это большая ошибка. Покой — это не безделье, а успокоение души, разума, чувств. Покой так же необходим для человеческой жизни, как работа и сон. Если человек не спит, он не может восстановить физические силы. Если человек не работает, он не сможет обеспечить свое существование. А если у нас нет времени для покоя, для внутреннего мира, для сосредоточения, то это очень плохо для нашей духовной жизни, потому что именно в минуты покоя человек может концентрировать свою мысль, может отвечать на важные вопросы, которые ставит перед ним жизнь, может особым образом обращать свою молитву к Богу. Собственно говоря, молитва и есть время покоя. Когда мы проводим достаточное количество времени в храме, мы пребываем в покое. Мы не работаем, мы не передвигаемся физически в пространстве — мы находимся в состоянии покоя, но не в состоянии пустоты. И наш покой наполняется молитвой, созидающей разум и душу.

О лингвистических трудностях в восприятии богослужебного языка

Для новоначальных христиан затемняют смысл некоторых церковнославянских текстов паронимы (слова, имеющие сходное произношение, но различные по значению), например, живот, мир, неделя. Примеры из Псалтири: глумиться — размышлять; оправдания — заповеди; ложь — ненадёжность; понос — позор; гневаться — трепетать; Теплая (Предстательнице) — Горячая (Ревностная); Пастырь добрый — ... настоящий (истинный); бракоокрадованный — соблазнённый до брака. В прошениях литии, которая совершается на всенощном бдении, есть фраза: «О всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней». В церковносл. «озлобленный» — это «угнетенный». То есть не тот, кто озлоблен на окружающих, но кто, напротив, терпит угнетение или притеснение. («Злоба» в церковнославянском — это «зло, порок», но также и «забота». Ср. «Довлеет дневи злоба его» — «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34); отсюда, из евангельского стиха, кстати, произошло русское «злободневный» и «на злобу дня»).

Молитвословия

Тропарь преподобного Кирилла Челмогорского

глас 4

Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне/ яко солнце светозарное,/ лучами благодати озаряющи весь мир/ и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых Ангел, и мирской народ,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся;/ отче преподобне Кирилле,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди,/ иже любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Кирилла Челмогорского

От юности, преподобне, вся оставль житейская, красная же и лепотная,/и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/ в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/ отонюдуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/ Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/ о приходящих с верою и просящих своих согрешений оставление даровати,/ чтущим любовию святую память твою.

Тропарь преподобного Патапия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Патапие, дух твой.

Кондак преподобного Патапия

глас 3

Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,/ цельбу недугов просят прияти,/ решение же в житии прегрешенных,/ ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,// Патапие преподобне.

Теги:
Преподобный Кирилл Челмогорский
мученица Анфиса Римская
православный календарь

Все публикации