Церковный календарь

17 декабря. Память великомученицы Варвары

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 декабря. Память великомученицы Варвары

27-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 4 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306). Преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780).

Преподобного Иоанна, епископа Поливотского (VIII). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1505).

Священномучеников Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); священномученика Димитрия Неведомского пресвитера, преподобномученицы Анастасии Титовой, мучениц Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Великомученица Варвара

Великомученица Варвара была дочерью знатного язычника, который, овдовев, так привязался к ней, что стал скрывать красавицу от посторонних глаз в специально построенной башне. Созерцая из окошка цветущую равнину и звездное небо, девушка пришла к выводу, что бездушные идолы, которым поклонялся отец, не могли создать красоту и гармонию мира. Промыслом Божиим ей, в отсутствие отца, удалось встретиться с христианами, узнать об истинном Творце и принять Крещение. Когда отец-язычник узнал об этом, он обезумел, возревновав дочь к Богу, отрекся от нее и отдал на суд городского правителя. Однако Варвара и под страшными пытками стойко исповедала Христа. Одержимый отец сам казнил свою дочь. Наказание пришло скоро: и он, и правитель города были поражены молнией. Ныне мощи святой почивают в киевском Владимирском соборе.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн служил в Дамаске при дворе халифа в должности министра. В то время в Византии возникла ересь иконоборчества. В защиту православного иконопочитания преподобный Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы ». За это был оклеветан перед халифом. Тот приказал отстранить Иоанна от должности и отрубить ему кисть правой руки. Когда Иоанну вернули отрубленную руку, он стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая с тех пор изображается на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица».

Наследие преподобного Иоанна Дамаскина

Святой Иоанн оставил обширное наследие: ему принадлежат догматические, полемические, аскетические, экзегетические, гомилетические, агиографические сочинения и литургическая поэзия. Все его творения написаны по-гречески в прекрасном византийском стиле. Наиболее значительный труд святого — трилогия «Источник знания», состоящая из трактатов «Диалектика», «О ересях» и «Точное изложение православной веры». Завершающая часть является первым систематическим изложением вероучения Церкви на основе святоотеческих текстов. В течение веков эта книга служила учебником богословия; в Х веке её перевели на славянский язык. Особенно ценно литургическое наследие преподобного Иоанна: он почитается как создатель Октоиха и автор многих песнопений; благодаря ему в богослужении получили широкое употребление каноны.

Святитель Геннадий Новгородский

Святитель Геннадий Новгородский начал иноческую жизнь на Валааме под руководством преподобного Савватия Соловецкого. В 1477 году святого назначили архимандритом Чудова монастыря в Москве, а в 1484 году возвели в сан архиепископа Новгородского. Святитель ревностно боролся за чистоту Православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Вместе с преподобным Иосифом Волоцким он 19 лет боролся с ересью жидовствующих и добился её осуждения. Он собрал все книги Священного Писания в единую «Геннадиевскую Библию»; ввёл в своей епархии сокращённый Иерусалимский устав, который стал употребляться и в других епархиях; первым поднял вопрос о школах для духовенства. Впервые составил пасхалию на 70 лет. С 1504 года святитель Геннадий удалился на покой в Чудов монастырь, где и скончался в 1505 году.

Священное Писание

1 Тим., 286 зач., V, 11-21

11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Лк., 106 зач., XXI, 12-19

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13 будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18 но и волос с головы вашей не пропадет, - 19 терпением вашим спасайте души ваши.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 21, 12-19

«И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями — дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его — расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки… и будут гнать вас … преданы будете… и умертвят вас». Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «Терпением вашим спасайте души ваши». Терпи, с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Божественная благодать производит все или почти все, что происходит с нами. Бог так близок к нам, что мы себе этого даже не представляем. И эта близость осуществляется через действие Святого Духа, через присутствие Божественной благодати. Благодать Божия помогает нам преодолевать свою греховность, свои собственные внутренние проблемы. Когда мы раскаиваемся в грехах, когда мы призываем Господа помочь нам, Он, прикасаясь к нашим оскверненным душам, воссоздает их, очищая от греха, и дает надежду вечной жизни. Когда что-то в нашей жизни происходит не так, как должно быть, когда жизнь делает крутые повороты и мы не знаем, к добру это или ко злу, когда сердце наше в смятении, — тогда нужно особо усиливать молитву, чтобы Божественная благодать превозмогла законы человеческого бытия, превозмогла действие греховной силы в человеческих отношениях и направила на дорогу, которая ведет нас в Царствие Небесное.

Притча об оскорблении

Один человек стал публично оскорблять старца. В ответ на это старец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде человек спросил старца:

— Как же ты можешь терпеть оскорбления? Неужели тебе не обидно? Старец сказал: — Идем со мной.

Человек проследовал за ним в запыленный чулан. Старец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его человеку и сказал: — Примерь, это тебе под стать.

Человек поймал халат, осмотрел его и возмутился: — Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! — и бросил халат обратно.

— Вот видишь, — сказал старец, — ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления — примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Варвары

глас 8

Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак великомученицы Варвары

глас 4

В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

Молитва великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского

глас 5

Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим.

Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородского

глас 2

Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался.

Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Дамаскина

глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученица Варвара
преподобный Иоанн Дамаскин
святитель Геннадий Новгородский
православный календарь

Все публикации