
Седмица 25-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).
Святителя Фрументия, архиепископа Индийского (Ефиопского) (ок. 380).
Священномученика Иоанна Честнова пресвитера (1937).
Апостол Андрей Первозванный
Первый из призванных Спасителем апостолов поначалу был учеником Иоанна Предтечи. При Крещении Иисуса тот указал им: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира», и тогда они последовали за Христом. После Сошествия Святого Духа на апостолов Андрею досталось по жребию благовествовать в Скифии. Он прибыл с проповедью в Крым, потом поднялся по Днепру до мест, где будет основан Киев, водрузил крест на одну из гор, провидя торжество христианства в этих краях, и достиг даже земель будущей Новгородчины. Мученическую смерть — распятие на Х-образном кресте — апостол претерпел уже на обратном пути, в Греции. Высокое почитание апостола в России подтверждено высшим государственным орденом в его честь и Андреевским стягом, под сенью которого русский флот одержал множество побед.
Евангелие дня
Как научиться делать правильный выбор в тупиковой ситуации? Как не ошибиться? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 20.
19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Иудеи задают Христу каверзный вопрос. В той плоскости, в которой развивается их мысль, друг другу противопоставлены два варианта ответа. Выбрать можно лишь один. Или ты платишь налог, но тогда ты служишь кесарю, и ты враг своему народу и своей вере. Или ты служишь Богу и тогда не платишь налог, но тогда ты враг кесарю. Согласитесь, это всего лишь видимость выбора. Из разряда: направо пойдёшь — потеряешь жизнь, налево пойдёшь — найдёшь смерть. Куда не глянь, везде тупик.
Однако Господь легко избегает подобной ловушки. И не потому, что применяет хитроумную риторическую технику. Он предлагает совершенно новый взгляд. Христос демонстрирует, что можно занять такую точку зрения на проблему, откуда откроется совсем иная панорама. Это похоже на то, что искусствоведы называют анаморфозой. Анаморфоза — это живописное или скульптурное произведение, которое складывается в легко прочитываемый образ лишь в том случае, если мы займём необходимую точку обзора.
Вот так и здесь. Если воспринимать жизнь плоскостно, как, например, лист бумаги, на которую нанесены точки, то я всегда буду к каким-то из них ближе, к каким-то дальше. Чему-то я буду отдавать предпочтение, чем-то пренебрегать. Однако, если представить ту же плоскость в виде сферы, я могу найти позицию, где все точки поверхности будут находится относительно меня на равном расстоянии. Эта позиция в самой глубине.
Именно так Господь избегает тупика: Он уходит от противопоставления, указывает на третий путь, который неочевиден его противникам. Иными словами, отвечает иудеям из глубины жизни. Что же это за глубина? Что это за перспектива обзора? Замечательный ответ на подобные вопросы даёт другой евангельский отрывок, в котором апостол Пётр спрашивает Спасителя: нужно ли им платить храмовый налог или нет? Смысл ответа Господа примерно следующий: «пошлины и налоги царю платят его слуги. Но дети царя свободны от налогов. Мы дети Бога, мы свободны. Однако, чтобы не вызывать ни у кого возмущение, и нам надо заплатить». Итак, вот она — та точка обзора, с которой открывается новая перспектива на жизнь. Это взгляд на жизнь глазами сына Божия. Того, в ком живёт и действует Дух Небесного Отца. Этот взгляд позволяет человеку видеть происходящее не плоскостно, но в полном объёме.
Согласитесь, для нас это весьма актуально. Ведь нередко течение жизни подталкивает нас к многочисленным конфронтациям. Мы постоянно противопоставляем себя тому, что происходит вокруг. Стремимся занять ту или иную позицию по каким-то злободневным вопросам. С кем-то дружим против кого-то, неизбежно занимаем чью-либо сторону. В общем, живём в режиме «свой-чужой». У нас и так достаточно проблем по вполне естественным причинам. А это состояние постоянной боевой готовности нередко создает излишнее напряжение. Отсюда конфликты, претензии, вражда, зависть, ярость, разочарования, локальные и глобальные войны. И, в целом, отсюда невыносимость жизни. А всё потому, что в нашем сознании третьего не дано. Или я за белых, или за красных. Или я либерал, или я консерватор. Всё это — жизнь в одномерной плоскости.
Сегодня Господь предлагает нам выход. Нет, нам не нужно менять социально-политические взгляды, место жительства, работу, друзей или спутника жизни. Нам просто надо стать ребёнком Бога. То есть начать жить по правилам Своей небесной семьи. Ежедневно все свои дела согласовывать с волей Небесного Отца. Стараться ради Христа служить окружающим людям. Оказывать им любовь и милость. Чем усердней будем внедрять в свою жизнь евангельские принципы, тем обильнее будет действовать в нас благодать Святого Духа. Там, где наша жизнь была плоской, она начнёт приобретать объём. А вместе с этим придёт новый взгляд на жизнь. Придёт свобода. Свобода в сложных, тупиковых ситуациях видеть выход, поступать по-новому и оставаться при этом самим собой.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы строим Божии храмы... Пока не было храма, человек, проснувшись утром в воскресенье и подумав: «Надо бы пойти в храм, да храм далеко», если и не шел, то, может быть, не было на нем большого греха. Но когда храм рядом, а мы в воскресенье принимаем решение в храм не идти, то уж тогда точно на нас грех. Посещайте каждый воскресный день храм Божий, не ленитесь. Вообще, никогда не ленитесь делать что-то для Бога, потому что Бог никогда не бывает у нас в долгу. Если мы сделаем для Него совсем немного, Он нам сторицей воздаст. Спросите у духовно опытных людей, и они скажут вам, что это — одна из тайн благополучия человеческой жизни. Мы отдаем Богу, а Бог отдает нам.
Стремление к святости
Исключительно в духовной области люди склонны сравнивать себя с явными аутсайдерами: ну, я же не убийца, насильник или спившийся бродяга, особых грехов нет... Какой музыкант скажет: я хорошо играю, лучше, чем этот старик в подземном переходе? Поэтому нам заповедано мерить себя по заповедям Бога и по святым. В таком случае у нас наверняка не получится обманывать себя мнимой нормальностью и всегда будет к чему стремиться. Сотворённый Богом нормальный человек — это человек святой, добродетель — это естественный поступок человека, а всё, что не так — это ненормальное состояние. То, что грех властвует в нашем мире вовсе не значит, что это норма. Норма — это состояние качественное, а не количественное.
Молитвословия
Тропарь апостола Андрея Первозванного
глас 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостола Андрея Первозванного
глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
Молитва апостолу Андрею Первозванному
Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.