Седмица 27-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Иконы Божией Матери, именуемой «Знáмение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия (VI—VII). Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобного Романа (V).
Священномучеников Николая, архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мученика Иоанна Емельянова (1937).
Икон Божией Матери «Знáмение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).
В этот день в составе Собора новомучеников и исповедников Радонежских прославляется сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (см. 10 января).
Память епископа Старицкого Василия (Царевского), викария Тверской епархии. Уроженец г. Казани (1848), выпускник Казанской духовной академии (1872), преподаватель Казанской духовной семинарии (1873-1898). Скончался в Твери 27 ноября 1902 г. Бывшие ученики и почитатели еп. Василия основали в его честь стипендию в Казанской духовной семинарии.
Память архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского). Выпускник Казанской духовной академии (1874), законоучитель Казанской учительской семинарии (1874-1879), ректор Казанской духовной семинарии (1879-1891). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 3 марта 1891 по 16 апреля 1893 гг. Возглавлял Казанскую епархию с 5 апреля 1908 по 27 ноября 1910 гг. Скончался в Казани 27 ноября 1910 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля (в нижнем храме в честь Всех святых).
Престольные праздники
Знаменский (нижний) храм Воскресенского собора Новоиерусалимского архиерейского подворья г. Казани (К)
Знаменский храм с. Новая Михайловка Альметьевского района (А)
Знаменский храм с. Емельяново Лаишевского района (К)
Икона Божией Матери, именуемая «Знáмение»
Чудо от Новгородской иконы Божией Матери, позже названной «Знамение», случилось в 1170 году. Тогда соединённые силы русских удельных князей, возглавляемые сыном святого князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошли к Великому Новгороду. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. На врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые знамением новгородцы устремились в бой и одержали победу.
Святитель Иаков, епископ Ростовский
Святитель Иаков служил в Ростове в правление великого князя Московского Димитрия Донского. Однажды он, защищая осужденную на казнь женщину, повторил слова Спасителя, веля бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, после чего отправил ее на покаяние. Ростовский князь и его бояре, недовольные судом, изгнали святого. Тогда святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл прочь. Удалившись от Ростова, Иаков вышел на берег у места, где он впоследствии основал Зачатьевский Иаковлевский монастырь. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Епископ простил их, но в город не вернулся. На Ростовской кафедре он был предшественником святителя Феодора, сродника и ученика Сергия Радонежского.
Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода
Святой князь Всеволод, внук Владимира Мономаха, родился в 1098 году в Новгороде. В 1117 году, когда его отец, святой Мстислав Великий, отбыл на княжение в Киев, Всеволод был оставлен им в Новгороде, где княжил 20 лет. В 1136 году партия новгородцев, не желавшая иметь князем потомка Мономаха, изгнала его из города, после чего Всеволода приняли псковичи. Вскоре князь Всеволод скончался во Пскове в возрасте 46 лет. Весь город собрался на погребение святого, а новгородцы, раскаявшись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его мощи, но не могли сдвинуть с места гроб. После долгих молитв новгородцев о даровании им «хоть малой части святого праха на утверждение граду» от пальца святого князя отпал ноготь. 27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были перенесены в Троицкий собор, в котором освятили в его честь придел. Рядом с гробом было поставлено боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с латинской надписью: «Чести моей никому не отдам».
Евангелие дня
На всякий ли наш вопрос Бог готов дать ясный и чёткий ответ? И стоит ли вообще ждать такого ответа? Именно этой теме посвящён отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 20.
01В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
02и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
03Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
04крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
05Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
06а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
07И отвечали: не знаем откуда.
08Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Что за манера отвечать вопросом на вопрос? Зачем Христос так поступает? Почему не говорит прямо? Неужели Он насмехается над Своими противниками? Совсем нет. Спаситель просто хочет показать им самим и окружающим людям, что иногда мы задаём вопросы, хотя услышать на них ответы просто не способны. И реакция религиозных лидеров выдаёт их с головой. Оказывается, их действительно не особо интересует истина. Им не важно, кем на самом деле был Иоанн. Они ищут ответ, который будет в наименьшей степени их обязывать к чему-то. Который не повлечёт за собой никаких последствий. Ими управляет холодный расчёт. А потому их не волнует, какой ответ даст им Иисус. Даже если Он скажет, что Он от Бога, что с того? У них своя корыстная цель и они всё равно её достигнут. Все их мысли вращаются в той плоскости, в которой нет места духовным мотивам. Одним словом, встречный вопрос Христа вскрывает полную неготовность иудеев услышать ответ о том, Кто же Он такой.
Важную закономерность видим в этом событии. Господь устроил так, что мы получаем необходимые ответы лишь в своё время. Когда у нас появляется соответствующий житейский, душевный и духовный опыт. Так, заботливые родители не рассказывают ребёнку об ужасах этой жизни. Даже тогда, когда он спрашивает о том, что такое смерть, страдание, боль, они очень сильно фильтруют информацию. Ведь преждевременное знание не приживётся ни в уме, ни в сердце. Кроме того, оно может сильно навредить. Вот так и Бог не даёт нам многие ответы именно потому, что хочет уберечь нас. Он даёт нам возможность ещё побыть немного детьми.
Но бывает, что мы и сами становимся виновниками своего невежества. Мы давно уже созрели. Мы уже давно не дети. Однако, подобно иудеям из прозвучавшего отрывка, мы не хотим получить новое знание. И дело не в том, что у нас иссякла любознательность. Дело не в том, что мы перестали задавать вопросы к жизни. Дело в том, что мы не готовы что-то поменять в себе. У нас есть чёткие представления о том, как мы должны жить и добиваться своих целей. И если это иногда идёт вразрез с тем призывами Евангелия, тем хуже для самого Евангелия. При этом мы очень даже можем верить в Бога. Как в Него верили противники Христа. Однако Его присутствия в своей жизни мы не ощущаем. Ответов от Него не слышим.
Сегодняшним евангельским чтением Господь напоминает нам: главное предназначение человека — исполнять волю Творца. Во всех своих делах, на ежедневной основе сверять свои мысли, чувства, слова и поступки с евангельскими принципами. Если потребуется, признавать свои ошибки. Отказываться ради Евангелия от своих проектов. Искать, как применить заповеди Христовы о жертвенном служении в ситуации общения со всяким человеком, которого я встречаю на своём пути. Во всякой ситуации. Чем интенсивнее я выполняю эту работу, чем больше думаю о том, как могу быть полезен Богу и людям, тем меньше я зациклен на себе и на своей корыстной выгоде. А потому лишь в этом случае во мне появляется готовность слышать ответы на те вопросы, которые адресованы к Богу. И здесь происходит нечто интересное и важное. Внезапно я начинаю осознавать, что нет у меня на самом деле к Нему никаких вопросов. А вернее все ответы я давно получил. Получил незаметно для себя, естественным образом. Ведь, оказывается, Бог говорил со мной постоянно. Говорил через естественное течение событий этой жизни. Просто я был так занят собой, что не был способен этого увидеть. А теперь, когда на сердце мир и покой, всё встало на свои места. И хочется больше не спрашивать, а молчать и вслушиваться.
Священник Димитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни — это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. Конечно, мы можем попытаться произвольно воспроизвести его, приблизиться к нему в повторении или в имитации, но воскресить прошлое, чтобы во всей полноте вновь пережить его, невозможно. И потому самым опасным человеческим грехом — грехом пренебрежения Божиим даром времени — является праздность. Праздность — это ничегонеделание, это некий духовный вакуум, поглощающий всего человека без остатка, овладевающий всем его существом.
Святитель Афанасий Ковровский о поклонах во время молитвы «Отче наш»
Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале её, поётся ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.
Как последствия грехопадения повлияли на природу людей
В результате грехопадения человек утратил цельность. Произошло рассогласование его внутренней иерархии: души и тела, и главных сил души (ума, воли и чувств), как между собой, так и относительно самих себя.
А. Рассогласованность души и тела.
Человек — существо душевно-телесное, душа должна управлять телом. Тело — хороший слуга, но плохой господин. В результате грехопадения плоть вышла из под контроля души (душа стала подчиняться потребностям тела). Пища, отдых, развитие тела начинают становиться целью и смыслом жизни, затмевая Бога. Для многих летний отпуск — главное событие года. А что чаще всего желают на день рождения? Так и говорят: главное — это здоровье!
У человека возникают страсти (пример: питание / чревоугодие). Не нужно быть диетологом, чтобы убедиться, как много не только лишней, а вредной пищи употребляется ради удовольствия.
Б. Рассогласованность трёх сил души между собой
Три силы души (ум, воля и чувства) рассогласовались между собой, как лебедь рак и щука из известной басни. Ум должен управлять волей и чувствами, а своим Руководителем иметь Бога. Ум — господин души. Яркий пример рассогласования трёх сил души — вечерняя молитва. Воля противится ей (силы куда-то уходят), ум переваривает события дня, чувства уже спят.
Исходя из вышесказанного, задачи у нас следующие: подчинить тело душе, исцелиться от страстей, восстановить иерархию трёх сил души. Общая последовательность исцеления трёх сил души обычно такова: сначала должен исцелиться ум, потом требуется исцеление воли, и только справившись с волей, можно справиться с чувствами.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.
Молитва пред иконой Божией Матери «Знамение»
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца
глас 4
Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца
глас 8
Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Тропарь великомученика Иакова Персянина
глас 4
Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша.
Кондак великомученика Иакова Персянина
глас 2
Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем.
Тропарь святителям Ростовским
глас 4
Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.
Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского
глас 4
Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.
Кондак святителям Ростовским
глас 4
Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.
Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского
глас 8
Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.
Тропарь преподобного Палладия
глас 1
Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление.