Церковный календарь

10 декабря. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 декабря. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

27-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 27 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Иконы Божией Матери, именуемой «Знáмение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия (VI–VII). Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобного Романа (V).

Священномучеников Николая, архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мученика Иоанна Емельянова (1937).

Икон Божией Матери «Знáмение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Икона Божией Матери, именуемая «Знáмение»

Чудо от Новгородской иконы Божией Матери, позже названной «Знамение», случилось в 1170 году. Тогда соединённые силы русских удельных князей, возглавляемые сыном святого князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошли к Великому Новгороду. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. На врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые знамением новгородцы устремились в бой и одержали победу.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков служил в Ростове в правление великого князя Московского Димитрия Донского. Однажды он, защищая осужденную на казнь женщину, повторил слова Спасителя, веля бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, после чего отправил ее на покаяние. Ростовский князь и его бояре, недовольные судом, изгнали святого. Тогда святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл прочь. Удалившись от Ростова, Иаков вышел на берег у места, где он впоследствии основал Зачатьевский Иаковлевский монастырь. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Епископ простил их, но в город не вернулся. На Ростовской кафедре он был предшественником святителя Феодора, сродника и ученика Сергия Радонежского.

Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода

Святой князь Всеволод, внук Владимира Мономаха, родился в 1098 году в Новгороде. В 1117 году, когда его отец, святой Мстислав Великий, отбыл на княжение в Киев, Всеволод был оставлен им в Новгороде, где княжил 20 лет. В 1136 году партия новгородцев, не желавшая иметь князем потомка Мономаха, изгнала его из города, после чего Всеволода приняли псковичи. Вскоре князь Всеволод скончался во Пскове в возрасте 46 лет. Весь город собрался на погребение святого, а новгородцы, раскаявшись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его мощи, но не могли сдвинуть с места гроб. После долгих молитв новгородцев о даровании им «хоть малой части святого праха на утверждение граду» от пальца святого князя отпал ноготь. 27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были перенесены в Троицкий собор, в котором освятили в его честь придел. Рядом с гробом было поставлено боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с латинской надписью: «Чести моей никому не отдам».

Священное Писание

1 Тим., 289 зач., VI, 17-21

17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; 18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, 21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Лк., 92 зач., XVIII, 31-34

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, 32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Тим. 6, 17-21; Лк. 18, 31-34

Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: «слова сии были для них сокровенны». А после «не судили, что ведети» верующим, «точию Иисуса Христа и Сего распята». Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей: а прошло оно — поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел хранитель, — только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй — не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, под крепкую руку Божию и веруй!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нашу земную Церковь мы называем Церковью воинствующей. Наименование воинствующей Церкви не имеет никакого отношения к человеческим войнам. Речь идет о другой войне: Церковь, находящаяся здесь, призвана воевать со злом. Каждый христианин призван одерживать победы над злом в самом себе, а все вместе мы должны воевать со злом, которое нас окружает. Борьба со злом, которую ведет Церковь, отнюдь не безопасна. И мы знаем, как мир, исполненный зла, порой обрушивается на Церковь, подвергая ее гонениям. Невозможно понять смысл этих гонений, невозможно рационально объяснить, почему с такой злобой мир нападает на Церковь, уничтожает храмы, убивает праведников. Так происходило на протяжении всей истории, так происходит и сегодня, и мы знаем, что нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах. Церковь не может быть безразличной ко всему этому. Она отвечает на происходящее молитвой, мужественным исповеданием веры, отвечает борьбой. Вот поэтому Церковь земная и называется Церковью воинствующей…

Святитель Афанасий Ковровский о поклонах во время молитвы «Отче наш»

Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале её, поётся ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.

Как последствия грехопадения повлияли на природу людей

В результате грехопадения человек утратил цельность. Произошло рассогласование его внутренней иерархии: души и тела, и главных сил души (ума, воли и чувств), как между собой, так и относительно самих себя.

А. Рассогласованность души и тела.

Человек — существо душевно-телесное, душа должна управлять телом. Тело — хороший слуга, но плохой господин. В результате грехопадения плоть вышла из под контроля души (душа стала подчиняться потребностям тела). Пища, отдых, развитие тела начинают становиться целью и смыслом жизни, затмевая Бога. Для многих летний отпуск — главное событие года. А что чаще всего желают на день рождения? Так и говорят: главное — это здоровье!
У человека возникают страсти (пример: питание / чревоугодие). Не нужно быть диетологом, чтобы убедиться, как много не только лишней, а вредной пищи употребляется ради удовольствия.

Б. Рассогласованность трёх сил души между собой

Три силы души (ум, воля и чувства) рассогласовались между собой, как лебедь рак и щука из известной басни. Ум должен управлять волей и чувствами, а своим Руководителем иметь Бога. Ум — господин души. Яркий пример рассогласования трёх сил души — вечерняя молитва. Воля противится ей (силы куда-то уходят), ум переваривает события дня, чувства уже спят.

Исходя из вышесказанного, задачи у нас следующие: подчинить тело душе, исцелиться от страстей, восстановить иерархию трёх сил души. Общая последовательность исцеления трёх сил души обычно такова: сначала должен исцелиться ум, потом требуется исцеление воли, и только справившись с волей, можно справиться с чувствами.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва пред иконой Божией Матери «Знамение»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь великомученика Иакова Персянина

глас 4

Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученика Иакова Персянина

глас 2

Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 4

Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 8

Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.

Тропарь преподобного Палладия

глас 1

Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Теги:
Икона Божией Матери «Знамение»
святитель Иаков Ростовский
благоверный князь Всеволод Новгородский
православный календарь

Все публикации