
Седмица 24-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Великомученика Меркурия (III). Великомученицы Екатерины (305—313). Мученика Меркурия Смоленского (1238—1239).
Преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мученицы Августы, мучеников Порфирия Стратилата и 200 воинов (305—313). Преподобного Мастридии. Преподобного Симона Сойгинского (1562).
Священномученика Евграфа Еварестова пресвитера (1919); священномучеников Евгения Яковлева и Михаила Богородицкого пресвитеров (1937); священномучеников Александра Левицкого, Алексия Тютюнова, Иоанна Никольского, Корнилия Удиловича и Митрофана Корницкого пресвитеров (1937).
Великомученица Екатерина
Екатерина была самой завидной невестой Александрии — дочерью городского правителя, умной и блестяще образованной красавицей. Знатные юноши домогались ее руки, видя в ней идеал, но сама она не находила идеала на земле. Ее мать-христианка привела дочь к своему духовнику, и, слушая его, девушка увидела образ Жениха Небесного. Так, воплотив в себе образ невесты Христовой, она стала идеалом для женского монашества. Святая смело исповедала Христа перед императором. Пораженный ее красотой и умом, правитель Рима велел своим ученым убедить ее, но в итоге она сама обратила в Христову веру языческих мудрецов, а потом — и императрицу. Разъяренный Максимин казнил и ученых, и даже свою супругу. Потеряв голову, он предложил святой выйти за него, но получил отказ. Святая с радостью приняла смерть за Христа.
Мученик Меркурий Смоленский
Святой мученик Меркурий служил в войске смоленского князя. В 1239 году татарские полчища Батыя подошли к Смоленску, угрожая городу разорением. Святой в это время молился в Смоленском соборе перед образом Божией Матери и услышал глас, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь. Он отправился в татарский стан, вступил в единоборство с предводителем татарского войска и убил его. Враги с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена. Не в силах устоять против воина Христова, они обратились в бегство. Сам святой принял смерть в бою. Тело воинамученика погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ныне там хранятся сандалии святого мученика Меркурия.
Евангелие дня
Наверное, в жизни каждого человека бывает очень волнительный момент, когда вывешиваются — или публикуются — списки поступивших в учебное заведение. С каким замиранием сердца ищешь себя в этом списке — и как же от радости оно начинает заходиться, когда находишь!
Отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, обращается именно к нашему опыту «нахождения себя» в списках.
Глава 10.
19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Есть такая замечательная русская поговорка: «что записано пером — не вырубишь топором!» Она перекликается с реакцией Христа на успехи вернувшихся с проповеди учеников: ведь они на самом деле проявили себя как носители невероятной силы Божией, которая позволяла им творить чудеса и исцеления, изгонять демонов из одержимых людей, убедительно свидетельствовать своим словом о грядущем Царстве Небесном. Всё это, вне всякого сомнения, не могло не радовать, вдохновлять к дальнейшим трудам.
Но Спаситель разворачивает эту радость в ином направлении: куда важнее не те способности и силы, которые явным образом развились у апостолов, но то, что они «вписаны» — именно это буквально и означает использованный глагол έγγράφω — в Книгу Жизни. Что мы знаем об этой Книге?
В истории еврейского народа есть очень неприятный эпизод — когда Моисей спускается с горы Синай после Богообщения и получения заповедей — он видит, что народ установил идол золотого тельца и поклоняется ему. Это было жуткое, позорное зрелище — и, конечно же, обрушение надежд на установление завета между Богом и народом. И Моисей обращается к Богу с такими словами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Псалмопевец Давид в 68-м псалме говорит о грешниках: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся». Святитель Иоанн Златоуст толкует так: «Книга жизни есть память и знание Божие. Там пишутся дела».
Если вдуматься, получается вот что: всё то, что мы делаем доброго, правильного, полезного, — отмечается Богом, фиксируется Им — как если бы некий невидимый летописец отмечал в своём тексте всё то, что происходит. Причём летописец не подходит формально, фиксируя механически абсолютно всё: нет, он «замечает» только удачно свершившееся, состоявшееся, «сбывшееся» — то, что словно кирпичики выстраивает «здание» нашей жизни. Бракованные, сломанные, неудачные, а то и ошибочные события не интересны и оказываются за пределами внимания «летописца».
Я бы дерзнул ещё больше усилить этот образ. Бог в Своей книге жизни пишет даже не летопись, а... житие каждого из нас, отбирая только всё самое лучшее, яркое, доброе и светлое, что мы оставляем как след нашей жизни. Ему неинтересны наши дурные, мрачные, греховные дела — потому что они «не суть», они не несут в себе жизни, будущности, на них невозможно опереться и ими ничего не построишь.
Хорошо, когда это «житие» пишется практически без остановок или с редкими паузами. Опасно, когда паузы становятся всё длиннее и длиннее. И совсем беда, если рука «небесного писателя» совсем останавливается — потому что превращать в текст, то безобразие, которое происходит, как говорится, «и рука не поднимается».
Вот о чём, дорогие друзья, и призывает нас задуматься Евангелие: что же за текст — небесный текст! — мы оставляем каждый день позади себя? Или там — сплошные пробелы?...
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Христианское мученичество — это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика — это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Христианское мученичество — это не смерть, а ее полная противоположность, торжество подлинной жизни. И служение Церкви людям — тоже часть этого свидетельства, часть ее исповеднического подвига здесь, на земле.
Как обращаться к монахам?
Монашество — это не священный сан или почётный титул, это особая форма служения Богу, принятие обетов безбрачия, послушания и нестяжания. Правильно обращаться к монахам — брат, сестра, согласно традиции, — отец, мать. Повсеместно распространенное у нас в женских монастырях обращение матушка правильнее использовать лишь в отношении настоятельницы.
Настоятельница (игумения) женского монастыря имеет право ношения наперсного креста и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите!» В отличие от священника, она благословляет наперсным крестом, и целовать нужно его, а не руку.
При обращении к монахам нужно иметь в виду, что не все из них могут иметь благословение на общение с паломниками, поэтому не смущайтесь, если с вами не будут разговаривать.
Догматические основы аскетизма
Аскетизм имеет основание в догматическом и нравственном учении Церкви. Человек имеет определённое (высшее) призвание, предназначение: осуществление обо́жения, достижение единения с Богом и ближними. Однако, он подвержен греху. Борьба с влиянием на него зла и достижение духовно-нравственного совершенства в единстве с Богом требует от человека тех усилий, которые и обозначаются как аскетические.
Обожение человека после грехопадения прародителей и дальнейшего распространения зла на земле стало возможно в силу спасения, осуществленного через Крестные страдания и смерть Воплощенного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Аскетическое делание является средством к достижению личного спасения, обо́жения человека, приобщения его ко Христу.
Такая форма делания осуществима в Церкви Христовой, наделенной всеми необходимыми для спасения грешника благодатными средствами; осуществима под Её руководством.
Наконец, аскеза практикуется христианином исходя из тех знаний о целях его земной жизни, которые представлены в догматическом учении Церкви. Стремясь достичь этих целей, в том числе и посредством аскетического делания, человек, при содействии Божественной благодати, возрастает возрастом духовным, восходит по лестнице духовных совершенств.
Молитвословия
Тропарь великомученицы Екатерины
глас 4
Добродетельми, яко лучами солнечными,/ просветила еси неверныя мудрецы,/ и, якоже пресветлая луна ходящим в нощи,/ неверия тьму отгнала еси/ и царицу уверила еси,/ вкупе же и мучителя обличила еси,/ богозванная невесто, блаженная Екатерино,/ желанием востекла еси в Небесный чертог/ к прекрасному Жениху Христу,/ и от Него царским венцем венчалася еси:/ Емуже, со Ангелы предстоящи,/ за ны молися,// творящия пречестную память твою.
Кондак великомученицы Екатерины
глас 2
Лик честный Божественне, мучениколюбцы,/ воздвигните ныне,/ почитающе всемудрую Екатерину,/ сия бо в тризнищи Христа проповеда и змия попра,// риторов разумы укротивши.
Молитва великомученице Екатерине
О святая Екатерино, дево и мученице истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя, мудростию твоею пятдесят ветий победила еси и, напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувше вся козни адскаго мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прославляем во вся веки. Аминь.
Тропарь великомученика Меркурия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Меркурий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак великомученика Меркурия
глас 4
Во бранех непобедимаго воина/ и в бедах непостыдна заступника,/ песньми Меркурия ублажим, славяще,/ празднующия бо память его весело// от бед избавляет и скорбей.
Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 5
Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.
Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского
глас 8
Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.
Тропарь мученика Меркурия Смоленского
глас 2
Возсияв, яко звезда многосветлая,/ в соборней церкви пред пречистым и чудотворным образом Пречистей Богородицы,/ за Нюже и за град Смоленск пострада,/ многокозненнаго и богомерзкаго царя Батыя устраши,/ и сильнаго исполина победи, и люди удиви,/ душу свою, многострадальне Меркурие, за благочестие положи,/ яко Захариина и Авелева ясно вопиет твоя кровь ко Господу./ И ныне молися за души наша.
Кондак мученика Меркурия Смоленского
Явися во бранех непобедимь воин,/ от римлян родом,/ сыновство име града Смоленска,/ яко бо сих ради наречеся,/ яко от Богородицы страж крепок послася граду,/ песньми Меркурия ублажим,/ празднующе весело память его,/ яко да избавит град наш от беды ратник.