5 декабря. Память благоверного князя Михаила Тверского

4952
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфии (I). Благоверного князя Михаила Тверского (1318).

Благоверного Ярополка, во Святом Крещении Петра, князя Владимиро-Волынского (1086). Мученицы Кикилии (Цецилии) и мученика Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мученика Прокопия чтеца (303). Мученика Менигна (250). Преподобного Агаввы исмаильтянина (V). Праведного Михаила воина, болгарина (866).

Священномученика Владимира Рясенского пресвитера (1932); священномучеников Иоасафа, епископа Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Иоанна Смирнова, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова пресвитеров, прмчч. Герасима Мочалова, Евтихия Диденко, Авенира Синицына, Саввы Суслова, Марка Махрова и мученика Бориса Козлова (1937); преподобной Параскевы Матиешиной исповедницы (1953).

Апостолы от 70-ти Филимон и Архипп

Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. В их доме собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались богослужения. Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Именно к нему написано одно из посланий святого апостола Павла. В гонение Нерона (54—68) апостол Филимон, святая Апфия и живший в Колоссах апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъярённая толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели на суд. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, от чего он скончался. Святые Филимон и Апфия по приговору правителя были побиты камнями.

Благоверный князь Михаил Тверской

Святой князь Михаил Тверской был замучен в Золотой Орде в 1319 году. По доносу московского князя Юрия Даниловича тверской князь был обвинён в том, что у него в плену скончалась супруга Юрия — Агафия Кончака, сестра хана Узбека. Хан потребовал прибытия князя Михаила в Орду. Князь понимал, что его ждёт в Орде, но отказался от побега. В случае его непослушания Твери грозил карательный рейд монголов и неизбежная война с Москвой. По приказу хана Узбека Михаил был казнён самым жестоким образом. В его подвиге не было прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Князь Михаил добровольно пошёл на смерть «за други своя»; он пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных и не возбуждать междоусобной розни.

Благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынск

Благоверный князь Ярополк Изяславич, в святом крещении Петр, внук Ярослава Мудрого, разделил участь своего родителя великого князя Киевского Изяслава, изгнанного братьями из Киева. После смерти отца ему был дан в удел г. Владимир-Волынский, откуда его старались изгнать Ростиславичи. В 1086 г. на пути из Владимира в Звенигород Галицкий Ярополка убили. Вероятно, убийцу подкупили Ростиславичи. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, указывают, что убиенный благоверный князь Ярополк чтился в числе угодников Божиих.

Евангелие дня

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» — эти строки Александра Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют то настроение, в котором пребывали апостолы до Голгофской казни Христа. Ученики отказывались слышать слова Спасителя о грядущей трагедии, концентрируясь на мечтах о том, какую власть они получат в царстве Мессии. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 18.

31Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

32ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

33и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

34Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Спаситель решает в последний раз посетить Иерусалим. Наступает время финальной части Его земного служения — Голгофа уже не просто близится. Сын Божий явственно ощущает дыхание смерти. Господь Иисус делится переживаниями с учениками. Он не просто сообщает им, что предстоит пережить в будущем. Христос готовит апостолов к испытаниям, а вместе с этим ждёт от них сочувствия и утешения. Крест ужасает Спасителя и Ему — истинному Богу и истинному человеку — нужна поддержка от учеников, которых Он искренне считает не просто последователями, а друзьями.

И что получает Христос в ответ? Евангелист Лука указывает, что апостолы ничего не поняли из речи Спасителя. Другие евангелисты описывают более скорбную картину. Ученики начинают отговаривать Спасителя идти в Иерусалим, а затем начинают требовать от Христа должностей в Его царстве. При этом апостолы начинают друг с другом отчаянно спорить о том, кто из них будет более могущественным.

Если бы на месте Спасителя в тот момент оказался кто-нибудь из нас, реакция на просьбу апостолов была бы вполне привычной и понятной. Представьте себе только. Вы находитесь фактически на пороге мучительной смерти, а вас начинают просить исполнить какие-то карьеристские мечтания. Думаю — что таких учеников и последователей многие бы просто отогнали от себя. Но Христос — являясь не только человеком, но Богом — проявляет поистине неземное смирение.

Он прекрасно понимает, что апостолы (при всей своей искренности и душевной чистоте) — дети своей эпохи. Ученики были воспитаны на утопических мечтаниях еврейского народа о всемирном господстве, которое непременно наступит после прихода Мессии. Апостолы ощущали необыкновенное счастье от того, что именно их обещанный пророками Христос избрал учениками. А потому необходимо непременно воспользоваться выпавшим счастьем.

Потому апостолы и не пожелали услышать горького пророчества Христа о Себе Самом. Спаситель не гонит апостолов прочь. Он терпеливо разъясняет им суть Своего служения: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». А ещё Господь Иисус кротко предвещает ученикам, что они, однажды осознав смысл земной миссии своего Наставника, пожелают разделить с ним чашу Его страданий. Не потому, что будут стремиться к смерти. А потому, что иного пути свидетельства о Евангелии у них не будет.

Что всё прозвучавшее выше значит для современного православного христианина? В первую очередь то, что следование правде Божией требует от нас мужества и храбрости. Не в том смысле, что необходимо организовывать крестовый поход против инакомыслящих. Речь о другом. Исполнение заповеди любви к Богу и людям, стремление быть смиренным, милосердным, кротким — перечисленные добродетели не соответствуют духу мира, который во зле лежит. А потому на сотворённое добро нам часто будут отвечать злом.

Потому не нужно обманываться и полагать, что верность Христу автоматически принесёт земное благополучие. Безусловно, Отец Небесный проявляет Свою заботу о нас и в материальном ключе. Но всё же Евангелие выше уровня меркантильной выгоды. А радость, которую даёт нам Христос, превосходит любое счастье мира. Даже если путь к этой радости идет через Голгофу. За смертью Христа последовало воскресение. Те, кто терпеливо исполняют заповеди Спасителя, тоже обязательно будут Богом прославлены.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый из нас должен отчетливо сознавать, что его сила есть абсолютное бессилие в очах Божиих. Еще нам полезно держать в уме, что наше видимое благополучие и наша кажущаяся неуязвимость ограничены множеством совершенно не зависящих от нас условий, так что, если отнимется хотя бы одно из них, мы в тот же час сделаемся самыми беззащитными и самыми несчастными людьми. Нам кажется, что мы здоровы, сильны, богаты, красивы, успешны, что мы поймали фортуну и всё в нашей власти. Но настолько хрупко человеческое естество, настолько ранима и чувствительна его природа! Стоит только зубу или уху разболеться, как мы, такие сильные и уверенные в себе, превращаемся в слабых, страдающих и беззащитных существ, не способных сосредоточиться ни на чем, кроме своей боли.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). Уже в раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, он решил стать священником. В 1947—1953 годах он учился в Ленинградской Духовной академии. 17 апреля 1958 года был возведен в сан протоиерея. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры был пострижен с именем Алексий. В 1961—1986 годах возглавлял Таллинскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Алексия II в московском Богоявленском соборе. 18 лет патриаршества стали временем возрождения и расцвета Церкви. Были воссозданы из руин тысячи храмов, открыты сотни монастырей, прославлен сонм новомучеников и подвижников веры. Были обретены мощи Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Святейшего Патриарха Тихона, Александра Свирского. Святейший так оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить абсолютно новые отношения между государством и Церковью, которых не было в истории России, ведь Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, выходили из его кабинета. А теперь установились совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом».

На каком основании христианство можно считать религией аскетической?

Целью христианской жизни является уподобление Богу и соединение с Ним (и благодатном соединении с ближними). Это достигается по вере христианина, в соработничестве с Богом. Соработничество подразумевает особую деятельность христианина, основанную на требованиях святой Божьей воли.

Важнейшим средством спасения христианина является аскетическое делание — аскеза. Аскеза подразумевает молитвенное делание, постничество, воздержание и другие формы подвижничества. Все это способствует реализации цели христианина: в молитве он общается с Богом и Его святыми; посредством постов обуздывает греховные движения плоти, возвышается духом над плотью; посредством воздержания старается преодолевать греховные искушения, внутренние греховные позывы, укрепляется духом, закаляет волю, стяжает доброе расположение духа, и т. д.

Таким образом, в основании православного аскетизма является веро — и нравоучение Церкви Божьей, столпа и утверждения истины (1Тим.3:15).

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Яко звезды всесветлыя, просвещающия концы,/ апостолы Христовы восхвалим,/ Филимона славнаго, и Архиппа священнаго,/ и Онисима, и Марка, и Аполлоса,/ с нимиже и Апфию всемудрую, вопиюще:// молите непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Михаила Тверского

глас 8

Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Кондак благоверного князя Михаила Тверского

глас 2

Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны.

Молитва благоверному князю Михаилу Тверскому

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

Тропарь благоверного Ярополка

глас 4

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/ страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/ и пролиял еси кровь твою,/ якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ ихже подвигом ревнуя благочестно,/ Господеви взывал еси усердно:/ даруй ми кончину, якоже братиям моим,/ да и аз омыю грехи моя кровию моею/ и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./ Темже, днесь сошедшеся в память твою,/ верою и любовию славим Господа,/ укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/ якоже бо агнец незлобивый,/ от раба заколен еси,/ и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/ Егоже моли, присноблаженне,/ спасти Отечество твое/ и сыновом Российстим спастися.

Кондак благоверного Ярополка

глас 3

Возсия днесь преславная память твоя,/ благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/ созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./ Темже, к тебе днесь притекающе,/ с любовию взываем радостно:/ блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/ и свята селения, приимшая дух твой,/ идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/ не забуди нас, воспевающих тя,/ но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/ да избавимся от всех бед и скорбей,/ инее присно память твою почитающи.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Благоверный князь Михаил Тверской (1318 г.)
Жития святых 5 декабря 2016
Благоверный князь Михаил Тверской (1318 г.)

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем