Церковный календарь

5 декабря. Память благоверного князя Михаила Тверского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 декабря. Память благоверного князя Михаила Тверского

25-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 22 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфии (I). Благоверного князя Михаила Тверского (1318).

Благоверного Ярополка, во Святом Крещении Петра, князя Владимиро-Волынского (1086). Мученицы Кикилии (Цецилии) и мученика Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мученика Прокопия чтеца (303). Мученика Менигна (250). Преподобного Агаввы исмаильтянина (V). Праведного Михаила воина, болгарина (866).

Священномученика Владимира Рясенского пресвитера (1932); священномучеников Иоасафа, епископа Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Иоанна Смирнова, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова пресвитеров, прмчч. Герасима Мочалова, Евтихия Диденко, Авенира Синицына, Саввы Суслова, Марка Махрова и мученика Бориса Козлова (1937); преподобной Параскевы Матиешиной исповедницы (1953).

Апостолы от 70-ти Филимон и Архипп

Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. В их доме собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались богослужения. Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Именно к нему написано одно из посланий святого апостола Павла. В гонение Нерона (54–68) апостол Филимон, святая Апфия и живший в Колоссах апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъярённая толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели на суд. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, от чего он скончался. Святые Филимон и Апфия по приговору правителя были побиты камнями.

 Благоверный князь Михаил Тверской

Святой князь Михаил Тверской был замучен в Золотой Орде в 1319 году. По доносу московского князя Юрия Даниловича тверской князь был обвинён в том, что у него в плену скончалась супруга Юрия — Агафия Кончака, сестра хана Узбека. Хан потребовал прибытия князя Михаила в Орду. Князь понимал, что его ждёт в Орде, но отказался от побега. В случае его непослушания Твери грозил карательный рейд монголов и неизбежная война с Москвой. По приказу хана Узбека Михаил был казнён самым жестоким образом. В его подвиге не было прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Князь Михаил добровольно пошёл на смерть «за други своя»; он пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных и не возбуждать междоусобной розни.

Благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынск

Благоверный князь Ярополк Изяславич, в святом крещении Петр, внук Ярослава Мудрого, разделил участь своего родителя великого князя Киевского Изяслава, изгнанного братьями из Киева. После смерти отца ему был дан в удел г. Владимир-Волынский, откуда его старались изгнать Ростиславичи. В 1086 г. на пути из Владимира в Звенигород Галицкий Ярополка убили. Вероятно, убийцу подкупили Ростиславичи. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, указывают, что убиенный благоверный князь Ярополк чтился в числе угодников Божиих.

Священное Писание

2 Сол., 276 зач., II, 13 — III, 5

13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Глава 3

1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Лк., 92 зач., XVIII, 31-34

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, 32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Тим. 6, 17-21; Лк. 18, 31-34

Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: «слова сии были для них сокровенны». А после «не судили, что ведети» верующим, «точию Иисуса Христа и Сего распята». Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей: а прошло оно — поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел хранитель, — только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй — не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, под крепкую руку Божию и веруй!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, многим из нас довелось испытать усталость, опустошение, раздражение из-за необходимости говорить пустые, никому не нужные слова. Пустота слова — это опасная сила, которая воздействует на людей, разрушая их внутренний мир. Как же нам избавиться от пустословия, которое мы чаще всего и грехом не считаем, хотя обычно оно занимает в жизни первое место, по сравнению с прочими грехами? Единственным способом оградить себя от пустословия является молчание. Когда мы молчим, мы можем думать, анализировать самих себя, окружающую нас действительность, людей, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем делать выводы, которые помогут нам обустроить свою жизнь и правильно выстроить общение с другими. Где же и как учиться молчанию? Лучшее место, где мы поневоле молчим, — это храм Божий. Пребывание в храме является жизненно необходимым для человека. Здесь мы не только молимся Господу, не только слышим замечательные слова молитв, не только слышим дивную церковную музыку, не только созерцаем красоту икон, но еще и молчим. У нас появляется шанс о многом подумать, сконцентрировать свои силы, для того чтобы вести праведную жизнь, стараясь в первую очередь не разрушать свой внутренний мир пустыми словами. И да поможет нам Господь молитвами, пребыванием в храме Божием ограждать себя от порока пустословия!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). Уже в раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, он решил стать священником. В 1947–1953 годах он учился в Ленинградской Духовной академии. 17 апреля 1958 года был возведен в сан протоиерея. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры был пострижен с именем Алексий. В 1961–1986 годах возглавлял Таллинскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Алексия II в московском Богоявленском соборе. 18 лет патриаршества стали временем возрождения и расцвета Церкви. Были воссозданы из руин тысячи храмов, открыты сотни монастырей, прославлен сонм новомучеников и подвижников веры. Были обретены мощи Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Святейшего Патриарха Тихона, Александра Свирского. Святейший так оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить абсолютно новые отношения между государством и Церковью, которых не было в истории России, ведь Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, выходили из его кабинета. А теперь установились совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом».

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Яко звезды всесветлыя, просвещающия концы,/ апостолы Христовы восхвалим,/ Филимона славнаго, и Архиппа священнаго,/ и Онисима, и Марка, и Аполлоса,/ с нимиже и Апфию всемудрую, вопиюще:// молите непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Михаила Тверского

глас 8

Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Кондак благоверного князя Михаила Тверского

глас 2

Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны.

Молитва благоверному князю Михаилу Тверскому

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь. 

Тропарь благоверного Ярополка

глас 4

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/ страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/ и пролиял еси кровь твою,/ якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ ихже подвигом ревнуя благочестно,/ Господеви взывал еси усердно:/ даруй ми кончину, якоже братиям моим,/ да и аз омыю грехи моя кровию моею/ и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./ Темже, днесь сошедшеся в память твою,/ верою и любовию славим Господа,/ укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/ якоже бо агнец незлобивый,/ от раба заколен еси,/ и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/ Егоже моли, присноблаженне,/ спасти Отечество твое/ и сыновом Российстим спастися.

Кондак благоверного Ярополка

глас 3

Возсия днесь преславная память твоя,/ благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/ созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./ Темже, к тебе днесь притекающе,/ с любовию взываем радостно:/ блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/ и свята селения, приимшая дух твой,/ идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/ не забуди нас, воспевающих тя,/ но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/ да избавимся от всех бед и скорбей,/ инее присно память твою почитающи.

Теги:
Благоверный князь Михаил Тверской
Благоверный князь Петр Владимиро-Волынский
православный календарь

Все публикации