Церковный календарь

27 ноября. Память апостола Филиппа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 ноября. Память апостола Филиппа

25-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 14 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Филиппа (I)

Преподобного Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).

Священномучеников Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мучеников Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); священномученика Феодора Грудакова пресвитера (1940); священномученика Сергия Константинова пресвитера (1941).

Апостол Филипп

После Вознесения Господа апостол Филипп прославился проповедями и чудесами везде, где благовествовал, — в Галилее, Сирии, Малой Азии. Он воскрешал мертвых, исцелял расслабленных. Венец мученика ему суждено было принять во Фригии. Там, в Иераполе, было много языческих храмов, в том числе капище, посвященное змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и излечил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. За это правитель велел распять там же, у храма, Филиппа и пришедшего с ним апостола Варфоломея. Во время казни началось землетрясение, и многих завалило. По молитвам висевшего на кресте Филиппа все, кроме правителя и жрецов, остались живы. Филипп скончался на кресте, а Варфоломей, снятый с креста живым, вскоре крестил в Иераполе всех уверовавших.

Святитель Григорий Палама

Главный вклад святителя Григория Паламы в духовную сокровищницу Церкви — его опыт умной молитвы, который он сохранил в своих бесценных трудах. Сын придворного сановника, обладавший большими талантами, он отказался принять высокую должность при императоре и ушел на Афон. Там 20-летний юноша поступил в монастырь Ватопед, где под руководством старца Никодима Ватопедского принял постриг и встал на путь подвижника. После смерти старца Григорий начал постигать в обители Глоссии, а позже в скиту Святого Саввы духовную практику исихазма, высокого душевного покоя, открывающую духовное зрение. Святителя ждали и мирские испытания: однажды он попал в плен к туркам, и его продавали, как пленника. Святой неутомимо вел среди них христианскую проповедь и вернулся в Солунь лишь незадолго до кончины. В Русской Церкви прозрения Григория Паламы стали известны через преподобного Сергия, воплотившего многие из них в своей жизни и передавшего своим многочисленным ученикам его опыт, соединенный с общественным служением.

Правоверный царь Иустиниан

Святой царь Иустиниан. выдающийся государственный деятель Византии, строитель храмов и церковный писатель. При св. Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, он тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков. Он явился автором песни «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и по сегодняшний день поется на Божественной литургии перед малым входом. Скончался святой царь Иустиниан в 565 году.

Священное Писание

2 Сол., 277 зач., III, 6-18

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - 9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Лк., 73 зач., XIII, 31-35

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; 33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35

«Се оставляется дом ваш пуст», сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он мог бы прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы к силе, обретать больше материальных благ и больше власти — он лишен такой возможности. И перед таким человеком стоит дилемма: либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце перед Богом, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир, как бы наслаждаясь этой своей слабостью назло другим, шокируя их своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным и вредным для других, либо, сознавая, что нет сил подняться, иметь то, что хотелось бы иметь, со смирением принимает это свое положение и открывает себя полностью навстречу Богу, как бы говоря: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!» И тогда силой такого немощного человека становится сила Божия.

Святитель Филарет Московский о воздержании перед постом

Приближающееся время поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы помалу отъемля тучность пищи и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяжённым подвигам покаяния и молитвы. Но в преддверие святого поста, которое мы проходим, безрассудный обычай как много вносит противного воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичом из вервий изгнал из преддверия храма продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и в вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичом, сплетённым из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжения, расхищающее добродетели, поглощающее способности!

Молитвословия

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак апостола Филиппа

глас 8

Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Молитва апостолу Филиппу

О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Тропарь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

глас 8

Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Молитва святителю Григорию Паламе

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Филипп
святитель Григорий Палама
православный календарь

Все публикации