Седмица 25-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Филиппа (I)
Преподобного Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).
Священномучеников Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мучеников Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); священномученика Феодора Грудакова пресвитера (1940); священномученика Сергия Константинова пресвитера (1941).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Священномученик Сергий Знаменский – выпускник Казанской духовной академии (1913). Расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой 27 ноября 1937 г.
Память архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова). Выпускник Казанской духовной академии (1878). Скончался на покое в Москве 27 ноября 1931 г.
Апостол Филипп
После Вознесения Господа апостол Филипп прославился проповедями и чудесами везде, где благовествовал, — в Галилее, Сирии, Малой Азии. Он воскрешал мертвых, исцелял расслабленных. Венец мученика ему суждено было принять во Фригии. Там, в Иераполе, было много языческих храмов, в том числе капище, посвященное змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и излечил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. За это правитель велел распять там же, у храма, Филиппа и пришедшего с ним апостола Варфоломея. Во время казни началось землетрясение, и многих завалило. По молитвам висевшего на кресте Филиппа все, кроме правителя и жрецов, остались живы. Филипп скончался на кресте, а Варфоломей, снятый с креста живым, вскоре крестил в Иераполе всех уверовавших.
Святитель Григорий Палама
Главный вклад святителя Григория Паламы в духовную сокровищницу Церкви — его опыт умной молитвы, который он сохранил в своих бесценных трудах. Сын придворного сановника, обладавший большими талантами, он отказался принять высокую должность при императоре и ушел на Афон. Там 20-летний юноша поступил в монастырь Ватопед, где под руководством старца Никодима Ватопедского принял постриг и встал на путь подвижника. После смерти старца Григорий начал постигать в обители Глоссии, а позже в скиту Святого Саввы духовную практику исихазма, высокого душевного покоя, открывающую духовное зрение. Святителя ждали и мирские испытания: однажды он попал в плен к туркам, и его продавали, как пленника. Святой неутомимо вел среди них христианскую проповедь и вернулся в Солунь лишь незадолго до кончины. В Русской Церкви прозрения Григория Паламы стали известны через преподобного Сергия, воплотившего многие из них в своей жизни и передавшего своим многочисленным ученикам его опыт, соединенный с общественным служением.
Правоверный царь Иустиниан
Святой царь Иустиниан. выдающийся государственный деятель Византии, строитель храмов и церковный писатель. При св. Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, он тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков. Он явился автором песни «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и по сегодняшний день поется на Божественной литургии перед малым входом. Скончался святой царь Иустиниан в 565 году.
Евангелие дня
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог простил мне все мои грехи? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 16.
01Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
02и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
03Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
04знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
05И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
06Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
07Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
08И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
09И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Притча, которую мы только что услышали, рассказывает о весьма хитроумной афере. Один из топ-менеджеров крупной компании проворовался и был пойман с поличным. В ожидании решающего разговора с начальником, пока его ещё не лишили полномочий, он встречается с партнёрами-должниками компании и от лица своего босса прощает им крупные суммы. Весьма продуманный ход. Ведь скоро его участь будет решена. Он явно окажется на улице. Поэтому он спешит заручиться хоть какой-то поддержкой со стороны. Такими действиями он добивается расположения других бизнесменов. Авось вспомнят его услугу и поддержат в трудную минуту. А может даже и к себе на должность позовут. О том, насколько эффективна была стратегия этого жулика, говорит реакция его начальника. Узнав о новой махинации, он хвалит его. Притча не говорит о том, что было дальше. Вполне возможно, что хозяин выгнал своего управителя. Но, может, и нет. Может быть, оценив его скрытые доселе таланты, он нашёл им достойное применение. Например, назначил начальником инспекционной службы, чтобы выявлять таких же, как он, аферистов.
Этой замечательной притчей Господь призывает нас отнюдь не к лукавству и хитрости в достижении своих корыстных целей. Он напоминает нам, что наши отношения с Богом, начальником нашей жизни, зависят от отношений с людьми. Как мы к людям, так и Бог к нам. Именно отношения с людьми — это показатель моей веры в Бога и моей духовности. Апостол Иоанн Богослов в своём послании пишет об этом вполне определённо: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
А потому, делай что хочешь, но, если не наладишь отношения с теми, кто тебя окружает, шансов на помилование ноль. Придёт начальник и спросит за всё. А у всех нас есть, за что спросить. И если не заручимся поддержкой, окажемся не просто на улице, но в месте помрачнее. Как же вести себя с людьми? А ровно так, как хитрый жулик из причти. Он вёл себя «как будто». Как будто они представляли для него особую ценность и важность. Так и мы ради Христа и его Евангелия должны вести себя со всяким, как будто думаем о нём, как будто говорим с ним и действуем по отношению к нему в присутствии Бога. Иными словами, в какой бы ситуации я не оказался, с каким бы человеком не встретился, как бы себя этот человек не вёл по отношению ко мне, я должен приложить все силы, чтобы поступить с ним так, как будто я настоящий ученик Христов и стараюсь во всех своих делах исполнять Его Евангелие. Если я будут регулярно следовать этому принципу, у меня будет постепенно формироваться навык новых действий. Я буду поступать с окружающими не так, как я поступал с ними раньше. Не будем сомневаться, к нашему удивлению и радости довольно скоро многие из тех, с кем у меня были конфликты, недопонимания, напряжение, отчуждение и холод в отношениях, повернуться ко мне лицом. Именно благодаря тому, что я действую «как будто» многие претензии, обиды, раздоры и даже вражда исчезнут. Главное — решиться. Побороть тот страх и смущение, которые исходят от моей больной самости и эгоизма. Сделать шаг навстречу другому человеку. И можно явственно ощутить, что то место, где раньше по отношению к окружающим была пустота, постепенно наполняется божественной благодатью. Я теперь уже не как будто, но действительно испытываю к ним тепло. А это и есть верный признак, что начальник простил меня и нашёл моим талантам достойное применение в Своём Небесном Царстве.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он мог бы прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы к силе, обретать больше материальных благ и больше власти — он лишен такой возможности. И перед таким человеком стоит дилемма: либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце перед Богом, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир, как бы наслаждаясь этой своей слабостью назло другим, шокируя их своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным и вредным для других, либо, сознавая, что нет сил подняться, иметь то, что хотелось бы иметь, со смирением принимает это свое положение и открывает себя полностью навстречу Богу, как бы говоря: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!» И тогда силой такого немощного человека становится сила Божия.
Святитель Филарет Московский о воздержании перед постом
Приближающееся время поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы помалу отъемля тучность пищи и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяжённым подвигам покаяния и молитвы. Но в преддверие святого поста, которое мы проходим, безрассудный обычай как много вносит противного воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичом из вервий изгнал из преддверия храма продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и в вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичом, сплетённым из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжения, расхищающее добродетели, поглощающее способности!
Молитвословия
Тропарь апостола Филиппа
глас 3
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак апостола Филиппа
глас 8
Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Молитва апостолу Филиппу
О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Тропарь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.
Молитва святителю Григорию Паламе
О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.