Церковный календарь

22 ноября. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 ноября. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»

23-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 9 ноября по ст. ст

В этот день совершается память: 

Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Преподобной Матроны (ок. 492). Преподобной Феоктисты (881).

Преподобного Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мученика Александра Солунского (305–311). Мученика Антония (V). Преподобного Иоанна Колова (V). Преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (625). Святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, чудотворца (1920).

Священномучеников Парфения, епископа Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и преподобномученика Алексия Задворнова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» была написана на Святой Горе Афон в X–XI веках и хранится в греческом монастыре Дохиар. В 1908 году из Русского Пантелеимонова монастыря в Троице-Сергиеву Лавру был привезен список этой иконы. Святыня была доставлена иеросхимонахом Аристоклием (1846–1918), ныне прославленным в лике Преподобных святых (день памяти — 6 сентября по н. ст.). Старец обладал даром исцеления и прозорливости и необычайной благодарностью за малейшее участие со стороны другого. Вместе с иконой «Скоропослушница» была также написана и привезена вторая икона — «Достойно есть». Эти иконы Божией Матери стали почитаться верующими как чудотворные, так как многие получили помощь и исцеление после молитв перед ними. В годы гонений на Церковь обе иконы сохранялись духовными чадами старца Аристоклия. Икону Божией Матери «Скоропослушница» сохранила проживавшая в Сергиевом Посаде монахиня Капитолина. После ее кончины икона была передана в Никольский храм города Пушкино, где она и находится по сей день. В настоящее время в Никоновской церкви Троице-Сергиевой Лавры находится почитаемый список иконы «Скоропослушница», привезенный со Святой Горы Афон.

Святитель Нектарий Эгинский

Святой чудотворец Нектарий жил на рубеже XIX–XX веков. В молодости он работал школьным учителем, но часто посещал Афон и, наконец, принял постриг. Видя духовные дары святого, его приблизил к себе Александрийский Патриарх Софроний и вскоре посвятил в епископа Пентапольского. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения», — писал Нектарий, оставаясь образцом смирения. Быстрое продвижение в церковной иерархии породило много завистников, им удалось добиться отставки епископа. Однако любовь народа к святому росла, и даже королева Ольга пожелала стать его духовной дочерью. Остаток жизни Нектарий посвятил окормлению женской обители на острове Эгина. Сразу после кончины тело святителя стало мироточить — и с того часа началась нескончаемая череда чудесных исцелений от его мощей и по его молитвам.

Преподобный Иоанн Колов

Преподобный Иоанн Колов в юных летах оставил мир и ушёл со своим братом Даниилом в египетскую пустыню. Однажды он неожиданно сказал брату: «Не хочу я более ни о чём заботиться, но хочу жить в пустыне без печали, как Ангел». Затем снял с себя одежду и вышел из келлии. Ночью случился сильный мороз. Иоанн, будучи не в силах переносить стужу, решился возвратиться обратно в келлию. «Я не могу более терпеть мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе», — сказал Иоанн своему брату, постучав в дверь. «Уйди, демон, — ответил Даниил, — и не соблазняй меня, Ангел о теле своём не заботится и пищи не требует». Тут понял преподобный Иоанн свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним дверь келлии и сказал: «Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти».

Священное Писание

1 Сол., 266 зач., II, 14-19

14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, 15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.

17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше.

18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?

Лк., 73 зач., XIII, 31-35

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; 33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35

«Се оставляется дом ваш пуст», сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, каждый человек в жизни проходил через испытания, которые казались случайными и ненужными, но по прошествии времени становилось очевидно, что эти испытания и эта часть жизненного пути были нам свыше определены — это наш жребий. И очень важно уметь принимать жребий Божий без ропота, тем более без озлобления, как это иногда бывает, особенно когда речь идет о нездоровье или других испытаниях. Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, молитвой и надеждой, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием, своим недомыслием, своим противлением, потому что Господь никогда не желает нам вреда и по прошествии времени мы сами убеждаемся, что именно то событие, которое мы воспринимали весьма критически и объяснить не могли, послужило к нашей несомненной пользе.

Притча о Таинствах Божиих

Один старец сказал:

— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 8

В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене, непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене, грешнаго, и принеси ю к Сыну Своему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О Преблагословенная Богородице: Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не призри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.

Тропарь мучеников Онисифора и Порфирия

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Онисифора и Порфирия

глас 2

Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобной Матроны Царьградской

глас 8

Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобной Матроны Царьградской

глас 2

За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси.

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти.

Теги:
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
святитель Нектарий Эгинский
преподобный Иоанн Колов
православный календарь

Все публикации