Неделя 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Иоанникия Великого (846). Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Никандра Городноезерского (XVI). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931); преподобномученицы Евгении Лысовой (1935); священномученика Александра Петропавловского пресвитера (1937); священномученика Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Преподобный Иоанникий Великий
Преподобного Иоанникия в миру звали Воила, он был из крестьянской семьи, жившей в Вифинии. Семья святого придерживалась иконоборчества, но сам он после беседы с неким старцем обратился к Православию. В юности он нёс воинскую службу в Константинополе в отряде дворцовой стражи. После того как Воила спас от гибели знатного вельможу, святой решил оставить мир. В 807 году он принял постриг. Кондак святому отмечает обильный дар чудотворения, который был дан ему Богом после многих лет подвига: «врач же крепчай ший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений , просящим тя подаждь исцеление». На некоторых иконах святого изображают с хартией в руках, на которой написана молитва, входившая в его ежедневное правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Трои це Святая, слава Тебе».
Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер
Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики святого апостола Тита, были рукоположены им в священный сан. За усердную проповедь они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые за исповедание Христа. Их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.
Блаженный Симон Юрьевецкий
Блаженный Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради. Зимой и летом ходил босой, в одной льняной рубахе. От строгого поста кожа его иссохла и почернела. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Поселившись в городе Юрьевец, он все дни проводил на церковной паперти, где возносил горячие молитвы ко Господу. Однажды Симон зашел в дом к воеводе, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Блаженный тяжело заболел и предал Богу душу. На его похороны собралось множество народа. Воевода раскаялся в своем согрешении и щедро раздавал бедным милостыню, но денег у него не убавлялось. Воевода понял, что такова милость к нему угодника Божия.
Евангелие дня
Наша жизнь представляет собой постоянное взаимодействие с материальным миром и людьми, которые нас окружают. Если же человек верит в Бога, он также стремится взаимодействовать с миром духовным. При этом у него может возникнуть резонный вопрос, чем взаимодействие с миром духовным отличается от взаимодействия с миром материальным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 8.
41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Пандемия, с которой недавно столкнулось человечество, спровоцировала ряд богословских споров, суть которых сводилась к тому, как взаимодействует духовное и материальное. Скажем, может ли материальное повредить духовное или, напротив, может ли духовное быть проявлено в материальном. При этом в большинстве дискуссий, связанных с подобными вопросами, многие совершали одну и ту же ошибку, воспринимая мир духовный через призму современного научного взгляда, зародившегося ещё в эпоху Просвещения. В такой перспективе духовный мир воспринимается практически так же, как материальный, только невидимый и более тонкий. Но он точно так же детерминирован и так же подчиняется своим обязательным законам. А что здесь не так, спросит кто-нибудь? Разве это неправильно? Однако ответ однозначный: неправильно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим две истории, одна из которой вписана в другую. Начальник синагоги Иаир просит Христа спасти его умирающую дочь. Согласившись, Иисус идёт по городу, жители которого живут своей жизнью. Они спешат туда-сюда по делам, толпятся у торговых лавочек или на перекрёстках. Проходя между ними, Спаситель их касался, как и они касались Его... Но только один человек получил в этот момент от Него исцеление. Это была женщина — больная кровотечением. Все остальные просто соприкасались со Христом, и это касание к Самому воплощённому Богу никак их не освящало... Они шли себе дальше по своим делам, потому что никак во Христа не верили и к Нему не стремились. Вера болеющей женщины могла быть несовершенной, потому что она побоялась довериться Христу и сначала скрывалась, но в любом случае вера была — и Господь, установив с ней личные отношения, раскрыл полноту её веры. В материальном мире предметы и вещества влияют друг на друга автоматически, просто в силу работы физических законов, но в духовном мире не так, ведь отношения с Богом всегда предполагают личную веру и устремлённость к Нему.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в Церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну-единственную цель — изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться. Но при всем том, если наша религиозная жизнь не сопровождается совершением добрых дел, если в сердце мы не чувствуем любви и расположения к людям, если мы проявляем черствость и к ближним, и к дальним, значит, мы повторяем грех фарисеев.
Что такое Божественное Откровение?
Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.
Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.
Естественное откровение — то, которое передается и воспринимается людьми естественным образом. Сверхъестественным Откровением Божьим называется то, которое преподаётся (а нередко и воспринимается) сверхъестественным способом.
Естественным образом Бог частично открыт и открывается в делах творения, как Создатель и как Промыслитель (некоторое подобие этому усматривается в том, как открываются в своём творчестве, в своих произведениях, писатель, поэт, музыкант, художник, скульптор, архитектор и т. п.).
Сверхъестественным образом Бог открывается людям в особых случаях. Формы передачи сверхъестественного откровения могут быть различными. В Св. Писании отмечены случаи, когда Бог открывался во сне, посредством голоса, через Ангелов и пр. Полнота откровения, направленного на спасение людей, была дана воплотившимся Богом.
Крайности в подходе к духовничеству
1. Поиск духовника высоких дарований. Иногда говорят: я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти. Нередко такого рода оправдание имеет в основе чрезмерную надежду грешника на личные возможности духовника, при недостаточном уповании на Бога. В противовес этой позиции стоит то догматическое положение, что от греха нас очищает не человек, но Господь. Неужели наш духовно-нравственный уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь «обычного» духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, независимого от наших страстей.
2. Поиск душевного, а не духовного духовника, того, кто обаятелен и снисходителен, приятен в общении. Главный же критерий духовничества — не удовольствие от общения, а духовное продвижение, борьба со страстями и обретение добродетелей.
3. И последняя крайность — попытка обойтись без духовника. Один мудрый человек сказал: «Я не могу поверить, что Бог нам дал разум, а потом запретил им пользоваться». Однако полезно и смирять свой падший ум, ставя высшим авторитетом учение Церкви, рекомендации духовника. Иначе дьявол может нас запутать. Он несколько тысяч лет специализируется в области соблазнения людей, у него значительно больше опыта, чем у нас.
Зачем мне исповедоваться в присутствии священника, если можно это сделать напрямую Богу?
Одно не исключает другого. Исповедание греха состоит из 3-х этапов:
1. как только осознал грех — напрямую Богу;
2. подводя итоги дня — напрямую Богу (на вечернем молитвенном правиле);
3. в Таинстве Исповеди — напрямую Богу при свидетельстве священника (получая разрешение от греха). Сам Бог (Ин.20:23) дал Своим апостолам, а далее, через апостольское преемство, епископам и священникам возможность разрешать христиан от грехов. Поэтому исповедоваться мы можем в любой форме и кому угодно, но получать разрешение от грехов установлено от священников и епископов.
P.S. Практика показывает, что тот, кто задаёт такой вопрос, в реальности Богу напрямую не исповедуется.
Нравственное доказательство бытия Божьего: почему мы обязаны?
Нравственное доказательство бытия Божьего опирается на наш моральный опыт. Мы все — верующие и атеисты — хвалим или порицаем других людей. Но это возможно только в том случае, если мы обращаемся к какому-то обязательному для всех людей нравственному закону. Все люди обязаны поступать определенным образом и заслуживают осуждения, если не поступают.
Но кто налагает эти обязательства? Природа? Природа не является волящим субъектом и поэтому не может налагать обязательств. Общество? Но мы легко можем привести примеры того, как нравственный долг требует выступать против общества (например, нацистского). Кроме того, существуют разные общества с разными требованиями. За кем именно мы должны признать право обязывать всех людей? На каком основании?
Всеобщий нравственный закон, обязательный для всех людей, требует надчеловеческого законодателя, и этот Законодатель — Бог.
Молитвословия
Тропарь преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.
Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 5
Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.
Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского
глас 8
Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.
Тропарь священномученика Никандра
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Тропарь блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого
глас 8
Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.
Кондак блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого
глас 4
Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.