Церковный календарь

17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого

Неделя 22-я по Пятидесятнице
Поста нет. 4 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанникия Великого (846). Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера (I).

Преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Никандра Городноезерского (XVI). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).

Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931); преподобномученицы Евгении Лысовой (1935); священномученика Александра Петропавловского пресвитера (1937); священномученика Исмаила Базилевского пресвитера (1941).

Преподобный Иоанникий Великий

Преподобного Иоанникия в миру звали Воила, он был из крестьянской семьи, жившей в Вифинии. Семья святого придерживалась иконоборчества, но сам он после беседы с неким старцем обратился к Православию. В юности он нёс воинскую службу в Константинополе в отряде дворцовой стражи. После того как Воила спас от гибели знатного вельможу, святой решил оставить мир. В 807 году он принял постриг. Кондак святому отмечает обильный дар чудотворения, который был дан ему Богом после многих лет подвига: «врач же крепчай ший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений , просящим тя подаждь исцеление». На некоторых иконах святого изображают с хартией в руках, на которой написана молитва, входившая в его ежедневное правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Трои це Святая, слава Тебе».

Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер

Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики святого апостола Тита, были рукоположены им в священный сан. За усердную проповедь они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые за исповедание Христа. Их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.

Блаженный Симон Юрьевецкий

Блаженный Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради. Зимой и летом ходил босой, в одной льняной рубахе. От строгого поста кожа его иссохла и почернела. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Поселившись в городе Юрьевец, он все дни проводил на церковной паперти, где возносил горячие молитвы ко Господу. Однажды Симон зашел в дом к воеводе, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Блаженный тяжело заболел и предал Богу душу. На его похороны собралось множество народа. Воевода раскаялся в своем согрешении и щедро раздавал бедным милостыню, но денег у него не убавлялось. Воевода понял, что такова милость к нему угодника Божия.

Священное Писание

Гал., 215 зач., VI, 11-18

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Лк., 39 зач., VIII, 41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,— и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 2, 14-22; Лк. 8, 41-56

Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Между сердцем физическим и сердцем, о котором говорит Слово Божие (см. Мф. 5, 8), есть тесная связь. Если останавливается сердце физическое, то организм умирает, а если останавливается сердце духовное, то человек погибает для жизни и в этом мире, и в вечности. Нередко под сердцем в духовном смысле понимают совокупность человеческих чувств, и это правильно. Чувства, которыми Господь нас наделил, многое отображают: любовь и ненависть, милосердие и жестокость, правду и ложь, — этот перечень противоположностей можно продолжать. Но если в понимании того, что есть сердце в библейском смысле слова, мы ограничимся областью человеческих чувств и эмоций, то впадем в опасную ошибку. Что же собой представляет таинственное сердце, которым человек может узреть Бога? Об этом учит преподобный Макарий Великий. <…> Он сказал, что нужно положить многие труды и бдение, чтобы чистыми стали наша совесть и наше сердце. Преподобный Макарий связывает понятие сердца с той областью человеческих чувств, которая именуется совестью, то есть нравственной природой человека.

Что такое Божественное Откровение?

Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественное откровение — то, которое передается и воспринимается людьми естественным образом. Сверхъестественным Откровением Божьим называется то, которое преподаётся (а нередко и воспринимается) сверхъестественным способом.

Естественным образом Бог частично открыт и открывается в делах творения, как Создатель и как Промыслитель (некоторое подобие этому усматривается в том, как открываются в своём творчестве, в своих произведениях, писатель, поэт, музыкант, художник, скульптор, архитектор и т. п.).

Сверхъестественным образом Бог открывается людям в особых случаях. Формы передачи сверхъестественного откровения могут быть различными. В Св. Писании отмечены случаи, когда Бог открывался во сне, посредством голоса, через Ангелов и пр. Полнота откровения, направленного на спасение людей, была дана воплотившимся Богом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.

Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.

Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского

глас 8

Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.

Тропарь священномученика Никандра

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Тропарь блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 8

Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.

Кондак блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 4

Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.

Теги:
Преподобный Иоанникий Великий
Блаженный Симон Юрьевецкий
православный календарь

Все публикации