Седмица 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341—345).
Преподобного Маркиана Киринейского (388).
Священномучеников Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918).
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654—1655).
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист
Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были тайными христианами. Когда царь Сапор II начал гонение на Церковь, мученики исповедали веру в Святую Троицу. Ослепленный яростью царь начал хулить имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», — и царь онемел. Святой Акиндин пожалел его и именем Господа разрешил от немоты. Видя стойкость христиан и совершенные ими чудеса, воины, вельможи и даже мать царя также уверовали в Господа. К месту казни мучеников сопровождали около 7000 человек, и вся процессия была уничтожена по приказу царя. Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане нашли тела святых и с честью погребли их.
Преподобный Маркиан Киринейский
Сведения о жизни и трудах преподобного Маркиана (Марка) Кирского содержит «История боголюбцев» преподобного Феодорита Кирского. Святой происходил из благородной семьи и отличался могучим телосложением. Хотя воспитан он был в роскоши, святой оставил всё и ушёл в «самое сердце пустыни», поселившись в пещере, где не мог выпрямиться во весь рост или лечь, вытянув ноги. Питался раз в день, считая истинным постом постоянный недостаток чего-то. По ночам читал Псалтирь, при этом вместо свечей келлия освещалась, по свидетельству его ученика Евсевия, неким нерукотворным сиянием над головой подвижника. Когда к святому пришли для духовной беседы местные епископы, он отказался встречаться с ними, сказав, что слова простого отшельника — ничто по сравнению со Словом Божием, всегда доступным в Священном Писании.
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери
Осенняя память Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери связана с историей обретения этого образа и чудесным спасением города Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. Согласно сказанию, когда началась эпидемия, прихожане Воскресенского храма предложили написать новый образ Смоленской Одигитрии «во избавление от постигших их бед и несчастий». Икона была написана Герасимом Иконниковым и помещена в местный (нижний) ряд иконостаса этого храма. Иконография Шуйской-Смоленской иконы отличается от иконописного подлинника, но произошло это вопреки воле иконописца, который заметил, что положение рук и ног Младенца меняется. Герасим, не понимая в начале, что происходит, пытался «исправить» икону и писать её так, как положено, но после нескольких безуспешных попыток увидел в этом чуде волю Божию, о чём и сообщил всем. В скором времени распространение чумы прекратилось и были явлены чудеса исцеления. В июле 1667 года направленные из Москвы духовные лица описали все совершённые чудеса и признали икону чудотворной.
Евангелие дня
Страх — это совершенно естественная человеческая эмоция. Из Евангелия мы знаем, что апостолы Христовы не были людьми, не знакомыми со страхом, и, даже находясь рядом со Спасителем, они иной раз боялись, к примеру, им было страшно во время бури тогда, когда Господь спал в одной с ними лодке. Боялись они и людей, здесь можно вспомнить последние часы земной жизни Христа и реакцию апостолов на взятие Спасителя под стражу. Господь связывал страх с маловерием, именно так Он сказал апостолам во время бури: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). О том же самом — о вере как пути преодоления страха — Христос говорил и в зафиксированной 12-й главой Евангелия от Луки речи к народу. Отрывок этой речи звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 12.
02Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
03Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
04Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
05но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
06Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
07А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
08Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
09а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
Одно из существенных отличий Нового Завета от Ветхого состоит в том, что Новый Завет ничего не говорит о благополучии человека в земной жизни. Более того, в Евангелии от Луки мы можем найти слова, которые заставляют глубоко задуматься ищущего земного комфорта человека: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:26). С одной стороны, Христос исцелял, кормил и воскрешал людей, с другой — Он призывал не сосредотачивать своё внимание на земном, и всем естеством устремляться в Царство Небесное.
Ветхий Завет, как мы помним, устроен иначе: книги Моисея почти ничего не говорят о жизни будущего века, зато они дают исчерпывающие инструкции для жизни земной так, будто бы и вовсе нет никакой жизни после смерти тела. Конечно же, любой христианин понимает, чем вызвано столь очевидное отличие двух Заветов: Ветхий Завет должен был научить человека чтить Бога и не забывать о Нём, проще же всего это сделать через благополучное устроение земной жизни чтущего Бога человека. Здесь всё довольно просто: исполняешь заповеди — Бог устраивает твою земную жизнь.
Христос Свою проповедь адресовал в первую очередь тем людям, которые за века привыкли к логике Ветхого Завета, которые научились чтить Бога и исполнять Его заповеди. Спаситель предлагает этим людям перейти на следующую ступень и сделать веру в Бога и доверие к Нему не связанными ни с чем земным, даже с самой физической жизнью. Господь в только что услышанном нами евангельском отрывке использует то обращение, которое мы не встретим на страницах Ветхого Завета, Он называет Своих слушателей друзьями, не детьми, не рабами, не народом, а именно друзьями, теми, с кем можно говорить искренне и без использования метафор, кто готов понимать и принимать истину. True же такова: Бог всегда рядом с человеком, и изменить это может лишь сам человек, сознательно вычеркнув Бога из своей жизни, если же мы стремимся к исполнению заповедей, то нам абсолютно нечего бояться, Бог нас не оставит, и Он сохранит наши души в вечности.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда читаешь древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.
Что есть настоящая вера?
Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.
Третье опровержение материализма: интенциональность
Сам этот термин — «интенциональность» — принадлежит австрийскому философу Францу Брентано. Перевести его можно приблизительно как «направленность» или «о-чём-тость».
Вот как пишет об этом сам Брентано: «Любое явление сознания включает в себя что-то как свой объект. В представлении что-то представляется, в суждении — утверждается или отрицается, в любви — любится, в ненависти — ненавидится, в желании — желается и так далее. Это особенность исключительно явлений сознания; ни с одним физическим явлением не происходит ничего подобного. Таким образом, мы можем определить явления сознания, указав, что они содержат свой объект внутри самих себя».
Всякий психический акт направлен на нечто: мы думаем о чём-то, любим что-то, ненавидим что-то. Эта направленность предполагает желательность, избирательность, заинтересованность в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Иными словами, у нас возникает то или иное субъективное отношение к объекту. В направленности на объект присутствует субъективная компонента. Но ни один материальный объект или процесс, насколько мы можем судить, не обладает подобным свойством направленности. Следовательно, сознание невозможно свести к материи.
Молитвословия
Тропарь мучеников
глас 2
Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша,/ в тризнищи бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте:/ Того яко блага молите// спастися, молимся, душам нашим.
Кондак мучеников
глас 2
Благочестивыя и богоносныя мученики,/ яко на земли оставльшия вся,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/ Акиндина, Пигасия, Анемподиста,/ с нимиже Аффония и Елпидифора же,// Едине сый Преблагий.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская
глас 4
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская
глас 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.