Церковный календарь

15 ноября. Память преподобного Маркиана Киринейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 ноября. Память преподобного Маркиана Киринейского

22-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 2 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345).

Преподобного Маркиана Киринейского (388).

Священномучеников Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).

Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист 

Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были тайными христианами. Когда царь Сапор II начал гонение на Церковь, мученики исповедали веру в Святую Троицу. Ослепленный яростью царь начал хулить имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», — и царь онемел. Святой Акиндин пожалел его и именем Господа разрешил от немоты. Видя стойкость христиан и совершенные ими чудеса, воины, вельможи и даже мать царя также уверовали в Господа. К месту казни мучеников сопровождали около 7000 человек, и вся процессия была уничтожена по приказу царя. Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане нашли тела святых и с честью погребли их.

Преподобный Маркиан Киринейский

Сведения о жизни и трудах преподобного Маркиана (Марка) Кирского содержит «История боголюбцев» преподобного Феодорита Кирского. Святой происходил из благородной семьи и отличался могучим телосложением. Хотя воспитан он был в роскоши, святой оставил всё и ушёл в «самое сердце пустыни», поселившись в пещере, где не мог выпрямиться во весь рост или лечь, вытянув ноги. Питался раз в день, считая истинным постом постоянный недостаток чего-то. По ночам читал Псалтирь, при этом вместо свечей келлия освещалась, по свидетельству его ученика Евсевия, неким нерукотворным сиянием над головой подвижника. Когда к святому пришли для духовной беседы местные епископы, он отказался встречаться с ними, сказав, что слова простого отшельника — ничто по сравнению со Словом Божием, всегда доступным в Священном Писании.

Священное Писание

Кол., 261 зач., IV, 10-18

10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), 11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.

14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.

15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.

16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.

18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

Лк., 63 зач., XII, 2-12

2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3 Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 5, 9-13, 24-28; Лк. 12, 2-12

«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Самый большой у нас страх — смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия — лучше умри, но не иди против страха Божия; потому что если пойдешь против страха Божия, то по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее имелось всегда в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшнейшей смерти прогонит опасение смерти слабейшей, и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «помни последняя твоя, и во веки не согрешишь».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Феномен веры — это совершенно особый феномен, присущий человеку. Но мы знаем, что сегодня вера подвергается большим испытаниям и о некоторых обществах говорят, что в них религиозная вера вообще угасла. Те, кто путешествует по миру, знают, что в некоторых государствах действительно пустеют храмы, в этих зданиях появляются увеселительные заведения, рестораны или их просто сдают как коммерческую недвижимость. Что же это такое? Те, кто отрицает Божественное начало в церковной истории, утверждают, что это кризис веры: не может современный человек верить в Бога! Он так много знает, он столь многое может объяснить с научной точки зрения, что места для Бога больше не существует. Нет ничего более ложного, чем это утверждение. Действительно, кризис веры сегодня есть, но он связан с другим кризисом — с кризисом человека, с кризисом его нравственной природы. Подверженный многим соблазнам, современный просвещенный человек устремляет свое жизненное целеполагание на достижение того, что очень далеко от веры в Бога, от Божественных истин и от нравственного закона, провозглашенного Богом через Его слово. Поэтому нужно говорить не о кризисе веры, а о кризисе человека, о нравственном кризисе многих людей.

Что есть настоящая вера?

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е.  жить в соответствии с Его заповедями и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша,/ в тризнищи бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте:/ Того яко блага молите// спастися, молимся, душам нашим.

Кондак мучеников

глас 2

Благочестивыя и богоносныя мученики,/ яко на земли оставльшия вся,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/ Акиндина, Пигасия, Анемподиста,/ с нимиже Аффония и Елпидифора же,// Едине сый Преблагий.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 4

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 3

Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Теги:
Преподобный Маркиан Киринейский
православный календарь

Все публикации