Церковный календарь

15 ноября. Память преподобного Маркиана Киринейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 ноября. Память преподобного Маркиана Киринейского

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 2 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345).

Преподобного Маркиана Киринейского (388).

Священномучеников Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).

Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист 

Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были тайными христианами. Когда царь Сапор II начал гонение на Церковь, мученики исповедали веру в Святую Троицу. Ослепленный яростью царь начал хулить имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», — и царь онемел. Святой Акиндин пожалел его и именем Господа разрешил от немоты. Видя стойкость христиан и совершенные ими чудеса, воины, вельможи и даже мать царя также уверовали в Господа. К месту казни мучеников сопровождали около 7000 человек, и вся процессия была уничтожена по приказу царя. Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане нашли тела святых и с честью погребли их.

Преподобный Маркиан Киринейский

Сведения о жизни и трудах преподобного Маркиана (Марка) Кирского содержит «История боголюбцев» преподобного Феодорита Кирского. Святой происходил из благородной семьи и отличался могучим телосложением. Хотя воспитан он был в роскоши, святой оставил всё и ушёл в «самое сердце пустыни», поселившись в пещере, где не мог выпрямиться во весь рост или лечь, вытянув ноги. Питался раз в день, считая истинным постом постоянный недостаток чего-то. По ночам читал Псалтирь, при этом вместо свечей келлия освещалась, по свидетельству его ученика Евсевия, неким нерукотворным сиянием над головой подвижника. Когда к святому пришли для духовной беседы местные епископы, он отказался встречаться с ними, сказав, что слова простого отшельника — ничто по сравнению со Словом Божием, всегда доступным в Священном Писании.

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери

Осенняя память Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери связана с историей обретения этого образа и чудесным спасением города Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. Согласно сказанию, когда началась эпидемия, прихожане Воскресенского храма предложили написать новый образ Смоленской Одигитрии «во избавление от постигших их бед и несчастий». Икона была написана Герасимом Иконниковым и помещена в местный (нижний) ряд иконостаса этого храма. Иконография Шуйской-Смоленской иконы отличается от иконописного подлинника, но произошло это вопреки воле иконописца, который заметил, что положение рук и ног Младенца меняется. Герасим, не понимая в начале, что происходит, пытался «исправить» икону и писать её так, как положено, но после нескольких безуспешных попыток увидел в этом чуде волю Божию, о чём и сообщил всем. В скором времени распространение чумы прекратилось и были явлены чудеса исцеления. В июле 1667 года направленные из Москвы духовные лица описали все совершённые чудеса и признали икону чудотворной.

Священное Писание

Кол., 255 зач., II, 13-20

13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

Лк., 59 зач., XI, 29-33

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 30 ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.

31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 11, 29-33

«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их», За что? За равнодушие к делу совершаемому Господом перед их глазами. Та царица, услышав о мудрости Соломоновой, издалека пришла послушать его, а эти мужи, имея перед лицом Самого Господа, не внимают Ему, хоть очевидно было, что Он выше Соломона, как небо выше земли. И всех равнодушных к делам Божиим, осуждает южная царица, потому что Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда. Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Между тем, кто-кто внимает Господу так печатлеющемуся в душах наших. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Но это не извинение, а причина невнимания, столько же преступная, сколько преступно и самое дело, происходящее от него. Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. К тому, что от Господа, мы должны внимать и без отношения к нам, не тем ли более когда оно все обращено на нас, на устроение нашего сушественного дела, значение которого простирается на всю вечность? Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.

Что есть настоящая вера?

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е.  жить в соответствии с Его заповедями и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Третье опровержение материализма: интенциональность

Сам этот термин — «интенциональность» — принадлежит австрийскому философу Францу Брентано. Перевести его можно приблизительно как «направленность» или «о-чём-тость».

Вот как пишет об этом сам Брентано: «Любое явление сознания включает в себя что-то как свой объект. В представлении что-то представляется, в суждении — утверждается или отрицается, в любви — любится, в ненависти — ненавидится, в желании — желается и так далее. Это особенность исключительно явлений сознания; ни с одним физическим явлением не происходит ничего подобного. Таким образом, мы можем определить явления сознания, указав, что они содержат свой объект внутри самих себя».

Всякий психический акт направлен на нечто: мы думаем о чём-то, любим что-то, ненавидим что-то. Эта направленность предполагает желательность, избирательность, заинтересованность в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Иными словами, у нас возникает то или иное субъективное отношение к объекту. В направленности на объект присутствует субъективная компонента. Но ни один материальный объект или процесс, насколько мы можем судить, не обладает подобным свойством направленности. Следовательно, сознание невозможно свести к материи.

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша,/ в тризнищи бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте:/ Того яко блага молите// спастися, молимся, душам нашим.

Кондак мучеников

глас 2

Благочестивыя и богоносныя мученики,/ яко на земли оставльшия вся,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/ Акиндина, Пигасия, Анемподиста,/ с нимиже Аффония и Елпидифора же,// Едине сый Преблагий.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 4

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 3

Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Теги:
Преподобный Маркиан Киринейский
православный календарь

Все публикации