13 ноября. Память священномученика протоиерея Иоанна Кочурова — первомученика Церкви Русской после Революции

5309
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мученика Епимаха (ок. 250).

Преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Преподобной Мавры (V).

Священномученика протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Преподобномученика Леонида Молчанова (1918); священномучеников Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, преподобномучеников Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мученика Иакова Блатова (1937); преподобномученика Иннокентия Мазурина (1938).

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров

31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница и истории русской церковной святости — святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова. Отец Иоанн был убит революционными матросами в Царском Селе на глазах у сына-гимназиста. Накануне царскосельское духовенство совершило крестный ход и молебен о прекращении междоусобной брани. Но когда 31 октября (по старому стилю) в Царское Село вошли красногвардейцы, они арестовали священников Екатерининского собора, решив, что они молились за оставивших город казаков генерала Краснова. Отец Иоанн пытался дать объяснения, но был расстрелян. После этого число жертв красного террора против духовенства, монашествующих и активных мирян быстро пошло сначала на десятки, затем на сотни, а к концу Гражданской войны — уже на тысячи.

Апостол от 70-ти Аристовул

Об апостоле Аристовуле осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из язычников, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. По одним сведениям, он почил мирно, по другим — принял мученическую смерть от язычников. Также было известно, что дочь Аристовула Мария была супругой первоверховного апостола Петра.

Преподобный Спиридон, просфорник Печерский

О преподобном Спиридоне известно, что он был родом из села и пришёл в Киево-Печерскую обитель в немолодых летах. Игумен поручил ему печь просфоры. Преподобный Спиридон, выучив наизусть Псалтирь, непрестанно читал псалмы во время своего послушания. Однажды от огня из печи загорелась кровля его келлии. Святой, взяв свою мантию, закрыл ею печь, а затем, завязав рукава своей власяницы, побежал к колодцу и налил в неё воды, призывая на помощь братию обители. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл печь, была не тронута огнём, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесённой водой горящее здание и радостно прославили Бога. Преподобный Спиридон почил, налагая на себя крестное знамение, его нетленная рука до сих пор сложена троеперстно.

Священное Писание

Современные люди, сомневаясь в вере, обычно ссылаются на отсутствие объективных доказательств того, во что предполагается верить. Но почему же верили люди прошлого? Неужели они были глупее или у них были объективные доказательства? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 11.

29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Первое, что приходит на ум современному человеку, который рассуждает о том, почему в прежние времена верующих было больше, это недостаточная образованность наших предков. Внутренней логики многих процессов они не знали и во всём видели чудо, автором которого считали Бога. Вывод из этого делается простой: раз мы теперь знаем, как устроен человек, как растут растения, как рождаются и умирают звёзды, и многое, многое другое — видеть за всем этим Бога уже не нужно, а значит Его нет. Рассуждение это по уровню схоже с тем, чтобы отрицать инженера, разобравшись в том, как устроен автомобиль, или водителя, разобравшись в том, как он едет. Но дело даже не в этом. Тот невероятный акцент, который мы сегодня сделали на знаниях о мире — веществах и процессах, которые его наполняют, настолько нас вдохновил и увлёк, что мы ошибочно решили, что эта информация поможет решить нам все проблемы. А ведь на самом деле это очень наивно.

Мы узнали, как устроен человек. Как он зарождается и развивается в утробе матери, как постепенно растёт. Но помогает ли нам это знание воспитать его ответственным, добрым, трудолюбивым? Мы знаем, какие вещества помогают нам испытывать счастье, но сделало ли это нашу жизнь счастливее? Иными словами, приблизило ли нас большое количество новооткрытой информации к решению вопросов, которые нас на самом деле беспокоят? И почему у людей, которые не знали многого из того, что знаем мы, не хуже получалось воспитывать детей? И как это они умели быть счастливыми?

Если мы задумаемся над этим всерьёз, мы поймём, что древние были не глупее, они просто делали акцент на другом. Они стремились не столько к знанию, сколько к смыслу и поэтому верили в Бога, потому что смысл вещи в первую очередь известен тому, кто её сотворил.

Но, скажет кто-нибудь, если предки не были глупее, может быть, у них были какие-то доказательства? Отчасти это так. Когда ученики увидели живым Того, Кто в муках умер на кресте и был пронзён копьём, Того, Чья смерть не вызывала никаких сомнений, они получили объективные доказательства воскресения, но уже те, кому они рассказывали об этом, — именно верили, потому что сами не видели. Чудеса случаются и сегодня, но они теряются в большом числе того, что ими не является, и в первую очередь достоверны для тех, с кем произошли, так что дело не в доказательствах.

Но в чём же? В сегодняшнем Евангелии Спаситель тоже указывает на тех, кто ищет знамений, то есть доказательств и говорит, что знамений не будет, потому что искать надо не столько доказательств, сколько мудрости, как это делала царица Савская, приходившая к Соломону. Потому что в жизни человека важна не только информация, но готовность меняться и правильно жить, как это сделали жители Ниневии. Говоря о Своём учении, Христос неслучайно сравнивает его со светом, который освещает всё, потому что встреча с Ним и есть путь от тьмы к духовному свету.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

От Суда Божиего никуда не уйти ни православным, ни мусульманам, ни неверующим людям. И никаких ссылок не может быть в первом случае на то, что, мол, я ведь православный человек, Господи, я вроде и в храм ходил, и постился, и какие-то деньги давал на благоукрашение храма. Ссылка эта не будет приниматься, если жизнь не соответствовала закону. Как и неверующий человек не может сказать: ну не был же я научен, ну правда, не знал, что Ты существуешь, Господи. Всякие там ученые говорили, что Тебя нет. Откуда же мне было знать? И он также будет осужден — не в соответствии с православным законом, а в соответствии с законом совести. И если он посягнул на закон совести внутри себя и разрушил его, то подлежит осуждению.

Преподобный Паисий Святогорец о любви к работе

Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне — и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость — вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает. Я знаком с одним генералом, который берется даже за солдатскую работу. Этот человек исполняет свой долг и радуется. Однажды в полночь он выехал, чтобы успеть в город Лариса на память святого Ахиллия и на Божественную Литургию, хотя ему можно было бы приехать и позже, только на молебен. Однако он решил поехать раньше, для того чтобы почтить святого. Все, что делает этот человек, он делает от сердца. Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, — это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог для того, чтобы не уставало Его создание. Это — восстановление сил через усталость.

О христианской вере

1. Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения. Рассмотрим их в разрезе 3-х сил души человека — ума, чувств и воли.

а. Вера лишь как рассудочная уверенность, согласие ума, голая теория: Бог воспринимается как один из объектов вселенной. Такая вера не приближает к Богу. Предположим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того?

б. Вера как доверие, уже не только теория (ум), но и чувствование присутствия Бога, доверие Ему в трудных, а чаще безвыходных ситуациях. Человек уже доверяет Богу, но сам ещё не верен Ему. Как дети — верят родителям, но не всегда слушаются.

в. Вера как преданность, верность, основана на уме, чувствах и воле. Это цельная вера. Воля — сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом; способность исполнять принятые решения. Христианин должен стремиться: умом — познавать Бога, чувствами — ощущать Его присутствие и волей — стремиться жить по Его заповедям. Таким образом христианская вера должна быть не просто в душе, а от всей души!

Слово «вера» — имеет один корень со словом «верность». В еврейском языке оно выражается словом «аман», «верность», от него же всем известное «Аминь!». Слово «верить» в христианском контексте означает «доверять, вверяться». Отсюда наименование людей по отношению у Церкви: верные и отпавшие. Итак, «вера» — это одновременно верность и доверие Богу. Именно такая вера является спасительной.

Ступени в молитве

Святые отцы различают три основных ступени в качестве молитвы — устную, умную и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений.

Первая ступень — молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.

Вторая ступень — умная молитва, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.

Третьей ступенью является молитва сердечная, когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем. Молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч.

Молитвословия

Тропарь священномученика Иоанна Царскосельского

глас 1

Любовию к Богу распаляем,/ жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/ сего ради венец правды от Него принял еси,/ моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне,/ Церковь святую сохранити в мире/ и спасти души наша.

Кондак священномученика Иоанна Царскосельского

глас 8

Ревностно пастырское служение свое исполняяй,/ ты яко жертву благоприятную/ душу свою Богу принесл еси,/ моли Христа Бога, отче Иоанне,/ мир миру даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва священномученику Иоанну, пресвитеру Царскосельскому

О священномучениче Иоанне, пастырю царскосельский! Предстояще пред иконою твоею, молимся ти, яко посреде нас сущему: помози нам, грешным, достойным быти твоего о нас к Богу ходатайства. Укрепи ны во благочестии и вере православной вся дни живота нашего во еже безпреткновенно ходити нам путем отцев наших и соблюдати уставы и обычаи святых, в земли нашей просиявших. Научи ны внутренняго человека нашего евангельскою добродетелию украшати и искати Царствия Божия паче земных и тленных мира сего; немощную волю нашу незыблемо утверди в законе Господнем; ревностию к делам богоугодным и спасительным воодушеви теплохладное сердце наше; избави ны от себялюбия, тщеславия и лукавства; порывы гнева и неразумия нашего укроти; нрав наш горделивый смиренномудрием украси; искорени небрежение и леность из сердец наших; уста наша, друг друга осуждающая, исполни чистаго хваления Божия; даруй нам умиление в молитве, ожесточенность нашу врачующее; посреде рода развращеннаго и прелюбодейнаго кротость, незлобие и целомудрие соблюсти помози. Паче же всего настави к покаянию во гресех прежней жизни нашея, да очистимся от всех нечистот и страстей, и, молитвою твоею поспешествуемы, достигнем града Божия, в негоже ничто скверно внити может, славяще Троицу Святую во веки веков. Аминь.

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 8

Яко священная сокровища Всесвятаго Духа/ и Солнца Славы сияния,/ по долгу воспоим мудрыя апостолы,/ Апеллия, Урвана же и Аристовула,/ Амплия, Наркисса и Стахия,// яже благодать собра Бога нашего.

Тропарь мученика Епимаха

глас 4

Мученик Твой, Господи, Епимах/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Епимаха

глас 4

Многообразныя раны претерпел еси/ и венец прием от Христа Бога,/ Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/ верно совершающих память твою,// да спасет души наша.

Тропарь преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Хлебы приносныя руками своими творя,/ псалмопение непрестанное усты своими/ яко жертву хвалы приношаше Господеви,/ со честным Никодимом, блаженне Спиридоне,/ с нимже молися Христу Богу о душах наших

Кондак преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

глас 3

Да явиши разжженную твою ко Господу любовь,/ чудне Спиридоне,/ разжегшуюся зело пещь/ мантиею своею заграждавши/ и да покажеши источник вод дарований духа в тебе живущ,/ одеждею своею, нося воду,/ угашаеши пламень огненный,/ тем, яко имея дерзновение ко Господу,/ со блаженным Никодимом/ молися присно о нас, поющих тя.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик протоиерей Иоанн Царскосельский, Петроградский (1917)
Жития святых 13 ноября 2016
Священномученик протоиерей Иоанн Царскосельский, Петроградский (1917)

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны.