Церковный календарь

13 ноября. Память священномученика протоиерея Иоанна Кочурова — первомученика Церкви Русской после Революции

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 ноября. Память священномученика протоиерея Иоанна Кочурова — первомученика Церкви Русской после Революции

Неделя 22-я по Пятидесятнице
Поста нет. 31 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мученика Епимаха (ок. 250).

Преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Преподобной Мавры (V).

Священномученика протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Преподобномученика Леонида Молчанова (1918); священномучеников Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, преподобномучеников Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мученика Иакова Блатова (1937); преподобномученика Иннокентия Мазурина (1938).

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров

31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница и истории русской церковной святости — святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова. Отец Иоанн был убит революционными матросами в Царском Селе на глазах у сына-гимназиста. Накануне царскосельское духовенство совершило крестный ход и молебен о прекращении междоусобной брани. Но когда 31 октября (по старому стилю) в Царское Село вошли красногвардейцы, они арестовали священников Екатерининского собора, решив, что они молились за оставивших город казаков генерала Краснова. Отец Иоанн пытался дать объяснения, но был расстрелян. После этого число жертв красного террора против духовенства, монашествующих и активных мирян быстро пошло сначала на десятки, затем на сотни, а к концу Гражданской войны — уже на тысячи.

Апостол от 70-ти Аристовул

Об апостоле Аристовуле осталось мало сведений, однако его роль в распространении христианства до самых дальних пределов Римской империи велика. Брат апостола Варнавы, он долгое время был спутником апостола Павла, который поставил его в епископы Британии и послал в те далекие края. Как и апостол Андрей Первозванный, Аристовул стал просветителем северных языческих племен Европы. Он претерпел немало мучений от жителей Британии, и многие из язычников, видя стойкое терпение и неизбывную доброту к ним апостола, обратились в Христову веру. Аристовул созидал в Британии церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров. По одним сведениям, он почил мирно, по другим — принял мученическую смерть от язычников. Также было известно, что дочь Аристовула Мария была супругой первоверховного апостола Петра.

Преподобный Спиридон, просфорник Печерский

О преподобном Спиридоне известно, что он был родом из села и пришёл в Киево-Печерскую обитель в немолодых летах. Игумен поручил ему печь просфоры. Преподобный Спиридон, выучив наизусть Псалтирь, непрестанно читал псалмы во время своего послушания. Однажды от огня из печи загорелась кровля его келлии. Святой, взяв свою мантию, закрыл ею печь, а затем, завязав рукава своей власяницы, побежал к колодцу и налил в неё воды, призывая на помощь братию обители. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл печь, была не тронута огнём, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесённой водой горящее здание и радостно прославили Бога. Преподобный Спиридон почил, налагая на себя крестное знамение, его нетленная рука до сих пор сложена троеперстно.

Священное Писание

Гал., 215 зач., VI, 11-18

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 Лк., 38 зач., VIII, 26-39

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 2, 4-10; Лк. 8, 26-39

Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

От Суда Божиего никуда не уйти ни православным, ни мусульманам, ни неверующим людям. И никаких ссылок не может быть в первом случае на то, что, мол, я ведь православный человек, Господи, я вроде и в храм ходил, и постился, и какие-то деньги давал на благоукрашение храма. Ссылка эта не будет приниматься, если жизнь не соответствовала закону. Как и неверующий человек не может сказать: ну не был же я научен, ну правда, не знал, что Ты существуешь, Господи. Всякие там ученые говорили, что Тебя нет. Откуда же мне было знать? И он также будет осужден – не в соответствии с православным законом, а в соответствии с законом совести. И если он посягнул на закон совести внутри себя и разрушил его, то подлежит осуждению.

Преподобный Паисий Святогорец о любви к работе

Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне — и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость — вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает. Я знаком с одним генералом, который берется даже за солдатскую работу. Этот человек исполняет свой долг и радуется. Однажды в полночь он выехал, чтобы успеть в город Лариса на память святого Ахиллия и на Божественную Литургию, хотя ему можно было бы приехать и позже, только на молебен. Однако он решил поехать раньше, для того чтобы почтить святого. Все, что делает этот человек, он делает от сердца. Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, — это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог для того, чтобы не уставало Его создание. Это — восстановление сил через усталость.

О христианской вере

1. Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения. Рассмотрим их в разрезе 3-х сил души человека — ума, чувств и воли. 

а. Вера лишь как рассудочная уверенность, согласие ума, голая теория: Бог воспринимается как один из объектов вселенной. Такая вера не приближает к Богу. Предположим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того?

б. Вера как доверие, уже не только теория (ум), но и чувствование присутствия Бога, доверие Ему в трудных, а чаще безвыходных ситуациях. Человек уже доверяет Богу, но сам ещё не верен Ему. Как дети — верят родителям, но не всегда слушаются.

в. Вера как преданность, верность, основана на уме, чувствах и воле.  Это цельная вера. Воля — сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом; способность исполнять принятые решения. Христианин должен стремиться: умом — познавать Бога, чувствами — ощущать Его присутствие и волей — стремиться жить по Его заповедям. Таким образом христианская вера должна быть не просто в душе, а от всей души!

Слово «вера» — имеет один корень со словом «верность». В еврейском языке оно выражается словом «аман», «верность», от него же всем известное «Аминь!». Слово «верить» в христианском контексте означает «доверять, вверяться». Отсюда наименование людей по отношению у Церкви: верные и отпавшие. Итак, «вера» — это одновременно верность и доверие Богу. Именно такая вера является спасительной.

Ступени в молитве

Святые отцы различают три основных ступени в качестве молитвы – устную, умную и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений.

Первая ступень – молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.

Вторая ступень – умная молитва, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.

Третьей ступенью является молитва сердечная, когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем. Молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч. 

Молитвословия

Тропарь священномученика Иоанна Царскосельского

глас 1

Любовию к Богу распаляем,/ жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/ сего ради венец правды от Него принял еси,/ моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне,/ Церковь святую сохранити в мире/ и спасти души наша.

Кондак священномученика Иоанна Царскосельского

глас 8

Ревностно пастырское служение свое исполняяй,/ ты яко жертву благоприятную/ душу свою Богу принесл еси,/ моли Христа Бога, отче Иоанне,/ мир миру даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва священномученику Иоанну, пресвитеру Царскосельскому

О священномучениче Иоанне, пастырю царскосельский! Предстояще пред иконою твоею, молимся ти, яко посреде нас сущему: помози нам, грешным, достойным быти твоего о нас к Богу ходатайства. Укрепи ны во благочестии и вере православной вся дни живота нашего во еже безпреткновенно ходити нам путем отцев наших и соблюдати уставы и обычаи святых, в земли нашей просиявших. Научи ны внутренняго человека нашего евангельскою добродетелию украшати и искати Царствия Божия паче земных и тленных мира сего; немощную волю нашу незыблемо утверди в законе Господнем; ревностию к делам богоугодным и спасительным воодушеви теплохладное сердце наше; избави ны от себялюбия, тщеславия и лукавства; порывы гнева и неразумия нашего укроти; нрав наш горделивый смиренномудрием украси; искорени небрежение и леность из сердец наших; уста наша, друг друга осуждающая, исполни чистаго хваления Божия; даруй нам умиление в молитве, ожесточенность нашу врачующее; посреде рода развращеннаго и прелюбодейнаго кротость, незлобие и целомудрие соблюсти помози. Паче же всего настави к покаянию во гресех прежней жизни нашея, да очистимся от всех нечистот и страстей, и, молитвою твоею поспешествуемы, достигнем града Божия, в негоже ничто скверно внити может, славяще Троицу Святую во веки веков. Аминь.

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 8

Яко священная сокровища Всесвятаго Духа/ и Солнца Славы сияния,/ по долгу воспоим мудрыя апостолы,/ Апеллия, Урвана же и Аристовула,/ Амплия, Наркисса и Стахия,// яже благодать собра Бога нашего.

Тропарь мученика Епимаха

глас 4

Мученик Твой, Господи, Епимах/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Епимаха

глас 4

Многообразныя раны претерпел еси/ и венец прием от Христа Бога,/ Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/ верно совершающих память твою,// да спасет души наша.

Тропарь преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Хлебы приносныя руками своими творя,/ псалмопение непрестанное усты своими/ яко жертву хвалы приношаше Господеви,/ со честным Никодимом, блаженне Спиридоне,/ с нимже молися Христу Богу о душах наших

Кондак преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

глас 3

Да явиши разжженную твою ко Господу любовь,/ чудне Спиридоне,/ разжегшуюся зело пещь/ мантиею своею заграждавши/ и да покажеши источник вод дарований духа в тебе живущ,/ одеждею своею, нося воду,/ угашаеши пламень огненный,/ тем, яко имея дерзновение ко Господу,/ со блаженным Никодимом/ молися присно о нас, поющих тя.

Теги:
Священномученик Иоанн Кочуров
православный календарь

Все публикации