Седмица 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии (285).
Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Священномученика Маркиана, епископа Сиракузского (II). Мученицы Евтропии (ок. 250). Мученицы Анастасии Солунской (III). Святых Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Священномученика Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Священномученик Зиновий и мученица Зиновия
Жившие в III веке Зиновий и его сестра-тезка Зиновия после смерти своих благочестивых родителей раздали наследство неимущим. Зиновий был избран епископом христианской общины в Киликии. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил его даром врачевания различных болезней. Во время гонений на христиан Зиновий был схвачен и доставлен на суд к правителю. В ответ на предложение выбора — либо остаться в живых, поклонившись идолам, либо умереть, — святой сказал: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду». Зиновия и его сестру, пожелавшую разделить мучения с братом, тяжко пытали, а затем обезглавили.
Священномученик Маркиан Сиракузский
Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик св. ап. Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Одною молитвою он разрушал идольские капища, многих людей привел ко Христу и соделал сынами света, совершая многие чудеса. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском г. Гаэте. Священномученик Маркиан — одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским.
Евангелие дня
Легко заметить, что ни Христос, ни Его апостолы никогда не давали людям пошаговые инструкции относительно повседневного поведения человека. К примеру, они не говорили, во что необходимо одеваться, какую причёску надо носить, сколько раз делать поклоны во время молитвы, ничего подобного мы не найдём в Новом Завете, и этот факт даёт повод для критики Церкви со стороны различного рода протестантских сообществ, ведь в Церкви есть и свой Устав, и своя традиция поведения, всем известно, что церковная жизнь довольно строго регламентирована. Каким образом церковный подход соотносится с евангельским? Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки и постараемся найти в нём ответ на этот вопрос.
Глава 11.
34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки содержит в себе два эпизода: в первом из них мы услышали слова Христа о чистоте человеческого ока, а во втором Господь во время обеда в доме фарисея указал на практическое проявление той чистоты ока, о которой шла речь в первом эпизоде.
Для понимания этого евангельского отрывка нам необходимо в первую очередь должным образом понять его центральный термин — «чистота ока». Из контекста очевидно, что это словосочетание нельзя понимать в физическом смысле, то есть как указание на гигиену или же здоровье глаз, потому как ни гигиена, ни здоровье не оказывают неизбежное влияние на всё тело. Но такое влияние оказывает ум, и именно об этом в своё время написал преподобный Симеон Новый Богослов, его слова звучат так: «Что Он через это называет оком, как не ум, конечно, который никогда не будет чист, если не будет созерцать чистый свет? А чистый свет — это Христос. Итак, о том, кто всегда имеет Его свет, сияющий в разуме, говорится, что он имеет ум Христов (1 Кор 2:16)». Получается, что есть только два возможных пути: созерцание чистого света, то есть Христа, и обретение через это чистоты ума, а также противоположный путь — созерцание чего и кого угодно, кроме Христа, и это будет означать помрачение ума.
Великие праведники прошлого — праотцы и пророки — были устремлены ко Христу задолго до Его Пришествия, так, как это выразил Валаам в библейской книге Чисел: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Числ. 24:17). Христом праотцы и пророки вдохновлялись, о Нём они думали, и Он — ещё не познанный — был пределом их желаний.
Увы, но у религиозных вождей Израиля времён земной жизни нашего Спасителя были совсем иные устремления, а потому-то их и обличал Христос. Они, увидев Христа, не смогли Его узнать. Все их многочисленные правила и предписания, которые должны были сохранять веру, оказались чем-то противоположным, ведь их источником был не чистый просвещённый Христом ум, а лишь человеческая мудрость, которую иудеи предпочли мудрости Христовой.
Наши христианские правила и традиции вдохновлены людьми, которые жили Христом, но если мы сами не уподобимся нашим предшественникам в вере, то и наши предписания рискуют стать мёртвой буквой, уводящей от Бога, а не приводящей к Нему. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы стремились к чистоте ума, даруемой нашим Спасителем и Богом Господом Иисусом Христом.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, является попытка разобраться в самом себе... Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними. Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно прийти к полному покаянию.
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, о любви в церковной общине
В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны, по наставлению апостола Иоанна, оставлять частной молитвы о согрешающих братиях. Благодать Господа да сохранит нас от всякого зла.
Кому доверять и кого опасаться?
Ученик однажды спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?
— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!
— Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил Старец со вздохом.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!
Виды молитвословий
Условно молитвы можно подразделить на:
1. Просительные (самые популярные). Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, Господь и так знает, в чём мы имеем нужду? Или такое: обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо. Это крайности. Бог — наш любящий Отец и обращение к Нему — свидетельство нашей веры, доверия Ему.
К сожалению, люди часто просят у Бога тогда, когда уже никаких вариантов не остаётся, разделяя свою жизнь на ту, где мы обращаемся к Богу, и ту, где мы пытаемся обойтись без Него. Молитва же должна быть не последней надеждой, а первой реакцией.
2. Покаянные. Самая краткая из них: «Господи, помилуй».
3. Благодарственные (Лк.17:11-19). Пример: Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Самое сложное — принимать трудности с благодарением, а мы даже за радости забываем благодарить Бога (принято за результат благодарить именно Бога). Какая самая «сильная» молитва? Благодарственная!
4. Славословные (ликование от встречи с Богом). Примеры: Алилуйя (евр. «Хвалите Господа»), славословие. На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. «Молясь, — поучает святитель Василий Великий, — не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего». Один святой говорил, что лишь раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».
Второе опровержение материализма: квалиа
Квалиа — это термин, обозначающий наши субъективные переживания. Представим себе ученого, который безвылазно живёт на экваторе и никогда не испытывал холода. Он знает о холоде всё: как он воздействует на организм, как защитить людей в холодных странах от обморожения, что следует делать, если вы мёрзнете, но он никогда не мёрз сам.
Теперь представим себе, что он приехал в Россию и как следует замерз. Узнал ли он нечто новое? Очевидно — да. И этот новый опыт субъективного, личного переживания холода, в принципе невыразим на языке науки, который описывает поведение материи.
Или другой пример. Допустим, ученый-оптик, страдающий дальтонизмом (он видит мир черно-белым из-за дефекта сетчатки) знает всё о красном цвете — длину волны, какие предметы являются красными и почему и т. д. Знает ли он, как выглядит красный цвет? Допустим, он чудесным образом исцелился от дальтонизма и увидел красный цвет, — узнал ли он что-то новое?
Таким образом, наш сознательный опыт в принципе не может быть сведён к движению материи и описан на языке материализма.
Молитвословия
Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии
глас 8
Истины свидетели и благочестия проповедники,/ двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех,/ Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею,/ купно жившия и отшедшия// и мучением приимшия венец нетленный.
Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 4
Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.
Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 7
Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.
Тропарь святого праведного Стефана Милютина
глас 3
Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.
Кондак святого праведного Стефана Милютина
глас 4
Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Озерянской
глас 3
Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Озерянская нам, Владычице, показася;/ пред неюже души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Озерянской
глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози;/ елика бо хощеши, можеши.