Церковный календарь

12 ноября. Память священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 ноября. Память священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии

23-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 30 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии (285).

Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Священномученика Маркиана, епископа Сиракузского (II). Мученицы Евтропии (ок. 250). Мученицы Анастасии Солунской (III). Святых Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Священномученика Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Священномученик Зиновий и мученица Зиновия

Жившие в III веке Зиновий и его сестра-тезка Зиновия после смерти своих благочестивых родителей раздали наследство неимущим. Зиновий был избран епископом христианской общины в Киликии. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил его даром врачевания различных болезней. Во время гонений на христиан Зиновий был схвачен и доставлен на суд к правителю. В ответ на предложение выбора — либо остаться в живых, поклонившись идолам, либо умереть, — святой сказал: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду». Зиновия и его сестру, пожелавшую разделить мучения с братом, тяжко пытали, а затем обезглавили.

Священномученик Маркиан Сиракузский

Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик св. ап. Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Одною молитвою он разрушал идольские капища, многих людей привел ко Христу и соделал сынами света, совершая многие чудеса. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском г. Гаэте. Священномученик Маркиан — одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским.

Священное Писание

1 Сол., 265 зач., II, 9-14

9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, 11потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие,— каково оно есть по истине,— которое и действует в вас, верующих.

14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев...

Лк., 57 зач., XI, 14-23

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18 если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 2, 9-14; Лк. 11, 14-23

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него». Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Бог может уничтожить зло и сделать это в любой день. Но что же останется тогда от рода человеческого? Не будет человеческой жизни, ведь зло попускается именно потому, что оно истребляется добром, которое производит человек. Каждый вовлекается в космическую борьбу добра со злом. Когда мы в жизни своей зло разрушаем, когда мы сеем добро и правду вокруг себя, когда мы боремся за добро и правду, когда мы защищаем духовные ценности, когда мы стремимся уберечь от растления души наших молодых людей, поддержать людей зрелых и пожилых, — тогда мы соучаствуем в действительно вселенской борьбе человека со злом, и завершится эта борьба в конце мира, когда справедливость будет полностью явлена.

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, о любви в церковной общине

В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны, по наставлению апостола Иоанна, оставлять частной молитвы о согрешающих братиях. Благодать Господа да сохранит нас от всякого зла.

Кому доверять и кого опасаться?

Ученик однажды спросил Старца:

— Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?

— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!

— Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!

— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил Старец со вздохом.

— А кому же мне доверять? — спросил ученик.

— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!

Виды молитвословий

Условно молитвы можно подразделить на:

1. Просительные (самые популярные). Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, Господь и так знает, в чём мы имеем нужду? Или такое: обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо. Это крайности. Бог — наш любящий Отец и обращение к Нему — свидетельство нашей веры, доверия Ему.

К сожалению, люди часто просят у Бога тогда, когда уже никаких вариантов не остаётся, разделяя свою жизнь на ту, где мы обращаемся к Богу, и ту, где мы пытаемся обойтись без Него. Молитва же должна быть не последней надеждой, а первой реакцией.

2. Покаянные. Самая краткая из них: «Господи, помилуй».

3. Благодарственные (Лк.17:11-19). Пример: Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Самое сложное — принимать трудности с благодарением, а мы даже за радости забываем благодарить Бога (принято за результат благодарить именно Бога). Какая самая «сильная» молитва? Благодарственная!

4. Славословные (ликование от встречи с Богом). Примеры: Алилуйя (евр. «Хвалите Господа»), славословие. На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. «Молясь, — поучает святитель Василий Великий, – не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего». Один святой говорил, что лишь раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».

Молитвословия

Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии

глас 8

Истины свидетели и благочестия проповедники,/ двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех,/ Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею,/ купно жившия и отшедшия// и мучением приимшия венец нетленный.

Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского

глас 4

Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.

Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского

глас 7

Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.

Тропарь святого праведного Стефана Милютина

глас 3

Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.

Кондак святого праведного Стефана Милютина

глас 4

Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Озерянской

глас 3

Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Озерянская нам, Владычице, показася;/ пред неюже души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Озерянской

глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози;/ елика бо хощеши, можеши.

Теги:
Мученики Зиновий и Зиновия Киликийские
православный календарь

Все публикации