Седмица 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии (285).
Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Священномученика Маркиана, епископа Сиракузского (II). Мученицы Евтропии (ок. 250). Мученицы Анастасии Солунской (III). Святых Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Священномученика Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Священномученик Зиновий и мученица Зиновия
Жившие в III веке Зиновий и его сестра-тезка Зиновия после смерти своих благочестивых родителей раздали наследство неимущим. Зиновий был избран епископом христианской общины в Киликии. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил его даром врачевания различных болезней. Во время гонений на христиан Зиновий был схвачен и доставлен на суд к правителю. В ответ на предложение выбора — либо остаться в живых, поклонившись идолам, либо умереть, — святой сказал: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду». Зиновия и его сестру, пожелавшую разделить мучения с братом, тяжко пытали, а затем обезглавили.
Священномученик Маркиан Сиракузский
Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик св. ап. Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Одною молитвою он разрушал идольские капища, многих людей привел ко Христу и соделал сынами света, совершая многие чудеса. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском г. Гаэте. Священномученик Маркиан — одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским.
Евангелие дня
Современный человек хорошо знает, что есть болезни, которые довольно долго могут оставаться незаметными, отчего и представляют особенную опасность. Но есть ли такие болезни в духовной жизни? На этот вопрос Иисус Христос отвечает в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 11.
42Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Человеку свойственно надеяться на хорошее. И это вполне нормально. Конечно, встречаются люди, паталогически боящиеся будущего и всё время придумывающие себе всякие ужасы, но обычно внутренне даже они надеются, что эти ужасы не произойдут. Может быть, они даже для того их и придумывают, чтобы, проговорив их, меньше бояться. Однако, бывают ситуации, в которых человек понимает, что происходит нечто серьёзное, подводится некоторая черта, которая, как диагноз, заставляет не мечтать и надеяться, но действовать и принимать решения.
Слово «горе», которое в сегодняшнем чтении Спаситель обращает к фарисеям, а затем и к законникам и книжникам, кому-нибудь может показаться угрозой. В реальности же оно является возгласом сожаления и скорби и связано с судом. Это выражение случившейся беды, осознания диагноза, который ставит человека перед лицом совершенно реальной и, возможно, смертельной опасности. Людям, читающим Евангелие, может показаться, что Христос терпеть не может книжников и фарисеев. Более того, так казалось и некоторым из них, почему мы и слышим из уст одного из законников возглас: «Учитель, ты и нас этим обижаешь». То есть слова Христа звучали для них по-настоящему обидно. Но в реальности они были выражением не злобы и превозношения, но сострадания и любви. Ведь фарисеи были очень старательными, они действительно хотели быть хорошими и прилагали для этого немалые усилия... только направляли их не в то русло. И если мытарям и блудницам их проблемы были очевидны и обличать их было бессмысленно, потому что они и сами всё прекрасно знали, то фарисеев и книжников приходилось обличать, потому что болезнь их была для них совершенно не очевидна, и они упорно шли не в ту сторону.
Но в чём же была их проблема? В том, что они увлекались подробным исполнением религиозных, культовых правил, не исполняя при этом нравственных: справедливого суда и возвещения людям Божией любви. Сегодня в храмах так много говорят о любви, что многим это слово надоедает и воспринимается как что-то излишнее и само собой разумеющееся. Любовь к ближнему — основа христианской жизни, ну что может быть очевиднее! Думаю и для законников всё это было очевидно. Только одно дело знать заповедь, читать её, обдумывать, рассуждать о ней и совсем другое — исполнять. Как от слова «сахар» во рту не становится слаще, так от того, что для нас очевидна необходимость справедливого и милостивого отношения к людям, мы не становимся справедливее и милостивее. И сегодня исповеди многих верующих связаны в основном с вниманием к религиозным, культовым правилам, в то время как межчеловеческие отношения воспринимаются как дела обычные, житейские, которыми не стоит утруждать священника. Это же неизбывное и всеобщее, зачем об этом говорить. А ведь на самом деле говорить об этом-то в первую очередь и нужно. Потому что все религиозные предписания и жертвы только для того и были даны, чтобы размягчить человеческое сердце, сделать его менее себялюбивым и открыть его Богу и ближнему.
Священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, является попытка разобраться в самом себе... Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними. Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно прийти к полному покаянию.
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, о любви в церковной общине
В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны, по наставлению апостола Иоанна, оставлять частной молитвы о согрешающих братиях. Благодать Господа да сохранит нас от всякого зла.
Кому доверять и кого опасаться?
Ученик однажды спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?
— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!
— Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил Старец со вздохом.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!
Виды молитвословий
Условно молитвы можно подразделить на:
1. Просительные (самые популярные). Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, Господь и так знает, в чём мы имеем нужду? Или такое: обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо. Это крайности. Бог — наш любящий Отец и обращение к Нему — свидетельство нашей веры, доверия Ему.
К сожалению, люди часто просят у Бога тогда, когда уже никаких вариантов не остаётся, разделяя свою жизнь на ту, где мы обращаемся к Богу, и ту, где мы пытаемся обойтись без Него. Молитва же должна быть не последней надеждой, а первой реакцией.
2. Покаянные. Самая краткая из них: «Господи, помилуй».
3. Благодарственные (Лк.17:11-19). Пример: Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Самое сложное — принимать трудности с благодарением, а мы даже за радости забываем благодарить Бога (принято за результат благодарить именно Бога). Какая самая «сильная» молитва? Благодарственная!
4. Славословные (ликование от встречи с Богом). Примеры: Алилуйя (евр. «Хвалите Господа»), славословие. На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. «Молясь, — поучает святитель Василий Великий, — не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего». Один святой говорил, что лишь раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».
Второе опровержение материализма: квалиа
Квалиа — это термин, обозначающий наши субъективные переживания. Представим себе ученого, который безвылазно живёт на экваторе и никогда не испытывал холода. Он знает о холоде всё: как он воздействует на организм, как защитить людей в холодных странах от обморожения, что следует делать, если вы мёрзнете, но он никогда не мёрз сам.
Теперь представим себе, что он приехал в Россию и как следует замерз. Узнал ли он нечто новое? Очевидно — да. И этот новый опыт субъективного, личного переживания холода, в принципе невыразим на языке науки, который описывает поведение материи.
Или другой пример. Допустим, ученый-оптик, страдающий дальтонизмом (он видит мир черно-белым из-за дефекта сетчатки) знает всё о красном цвете — длину волны, какие предметы являются красными и почему и т. д. Знает ли он, как выглядит красный цвет? Допустим, он чудесным образом исцелился от дальтонизма и увидел красный цвет, — узнал ли он что-то новое?
Таким образом, наш сознательный опыт в принципе не может быть сведён к движению материи и описан на языке материализма.
Молитвословия
Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии
глас 8
Истины свидетели и благочестия проповедники,/ двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех,/ Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею,/ купно жившия и отшедшия// и мучением приимшия венец нетленный.
Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 4
Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.
Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 7
Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.
Тропарь святого праведного Стефана Милютина
глас 3
Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.
Кондак святого праведного Стефана Милютина
глас 4
Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Озерянской
глас 3
Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Озерянская нам, Владычице, показася;/ пред неюже души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Озерянской
глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози;/ елика бо хощеши, можеши.