10 ноября. Память великомученицы Параскевы, нареченной Пятница

8187
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (III). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249—250). Преподобного Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения I, архиепископа Сербского (1266). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисского (VII) (Груз.). Преподобного Арсения Каппадокийского (1924).

Священномученика Иоанна Виленского пресвитера (1918).

Великомученица Параскева, нареченная Пятница

На Руси Параскева издавна считается одной из наиболее почитаемых святых. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы), признавали покровительницей полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Родители святой назвали дочь Пятницей, по-гречески — Параскевой, поскольку особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Спаситель. Во время гонений на христиан Параскева отказалась принести жертву идолам и была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и сначала терзали тело железными гвоздями, а потом жгли огнем и, наконец, обезглавили. Христиане с благоговением похоронили тело святой Параскевы, и мощи великомученицы вскоре прославились многочисленными исцелениями болящих.

Преподобный Стефан Савваит

Святой Стефан Савваит, инок Лавры преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, жил в VIII веке и почитался в этой обители как песнописец и поэт. Преподобный Стефан составил каноны на праздник Обрéзания Господня, на память палестинского святого преподобного Кириака Отшельника, а также преподобных отцов, избиенных в обители святого Саввы в 788 (или 797) год. Преподобный Стефан сам был свидетелем этого события и оставил повествование об отцах-мучениках. Повествование святой начинает смиренным словом о своём недостоинстве: «Тем, которые не очистили ещё души своей от грехов, но ещё носят её запятнанной грехом, тем подлинно следует только молчать. Они должны всего более тайными воздыханиями умолять Испытующего сердца, да освободит их от рабства, тяготеющего над ними, а не заниматься писанием наставлений, которые следовало бы читать в Церкви». Перу преподобного Стефана Савваита принадлежат также не вошедшие в богослужение плачевные песни на Страдания Христа.

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский — один из величайших церковных деятелей. С детства он имел две склонности: к духовной жизни и к знаниям. Воплотилось это в великом труде всей его жизни — составлении многотомного свода житий святых. Он проделал огромную научную работу, изучая и сравнивая жития на славянском, греческом и латинском языках. Он не просто передавал их содержание, а старался постичь личность каждого святого, показать уникальность его подвига, преподать читателю нравственное назидание. Известны случаи особой благодатной помощи в написании, когда во сне ему являлись святые и рассказывали то, что нельзя было найти в книгах. Скончался Святитель Димитрий во время ночной молитвы 28 октября 1709 года.

Священное Писание

Приходилось ли вам видеть заброшенные дома, в которых поселились бродяги и пьяницы? Но пока в доме есть хотя бы один живой человек — они и близко не подойдут. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, какие «бродяги» могут захватить дом нашей души — и почему это происходит. Давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое звучит сегодня в наших храмах во время богослужения.

Глава 11.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25и, придя, находит его выметенным и убранным;

26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Несколько выше в Евангелии от Луки рассказывалось о том, как Христос изгонял демонов, и люди пробуждались от одержимости к нормальной, полноценной жизни. Но каждый из освобождённых — уже сам решал, с кем ему дальше быть: в отличие от демонов, Бог не ищет насильного установления Своей власти над человеческой душой — Ему нужны соработники, единомышленники, а не обречённые и унылые пленники.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что в духовной жизни невозможно находиться в своего рода «духовном нейтралитете»: ты или с Богом, на Его стороне — или неизбежно окажешься в стане врага — то есть с диаволом. Именно об этом слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Однако этот переход из одного лагеря в другой происходит не мгновенно: есть своего рода «зазор», пауза в жизни, которую очень важно суметь разглядеть. Поясню на примере.

Человек осознал грех, искренне раскаялся, принёс от души плоды покаяния и исповедался. Получив разрешения от греха в таинстве, причастившись, он ощущает себя внутренне освободившимся от уз, которыми диавол пытался установить свою власть над ним. В этом состоянии благодушия, когда ничего уже сильно не тревожит совесть, душа перестала болеть, можно легко попасть в ловушку, о которой нас и предупреждает сегодня Евангелие. Имя этой ловушки — духовная беззаботность, праздность. Её корень — религиозное самодовольство: явных грехов нет, покаяние принесено, в жизни всё более-менее ровно и благочестиво. Одним словом, «затишье». Большой ошибкой будет думать, что это «затишье» и есть устойчивое состояние примирения с Богом. Отнюдь: именно в этот момент кажущегося — да, да, именно кажущегося! — умиротворения вокруг всё плотнее начинают сгущаться тёмные силы, чтобы обрушиться с такой невероятной силой, перед которой едва ли человек сможет устоять. Смысл этой «паузы» предельно простой: не расслабляться мнимым благодушием, а заранее как следует подготовиться к тому, что атака вражеской силы неизбежно наступит!

Что же необходимо делать, чтобы не допустить в душу «семь злейших духов» после изгнания одного? Ответ прост: внутренний мир не должен быть пустым, в душе должна идти постоянная работа, что-то должно болеть, что-то должно гореть, что-то должно расти и развиваться. Также, как жилой дом отличается от нежилого наличием в нем живущих, так и освободившаяся от греха или демона душа не может оставаться в праздности. У святых отцов есть замечательный образ: пока горит костер — никакой дикий зверь не посмеет приблизиться. Костер в нашей душе — это устремлённость к нашему Небесному Отечеству, чистоте и святости Бога, Его любви и общению с Ним. Это необязательно должно проявляться в постоянной молитве: верующий знает, что любое дело, любая мысль, любое слово, которое мы совершаем с памятью и обращённостью ко Христу, становятся проявлением этой устремлённости — и сами же её подпитывают. Пока в доме нашей души ярко горит очаг — находящимся снаружи супостатам видны отблески, и они побоятся атаковать нас. Но стоит огню погаснуть — тотчас с разных сторон потянутся струйки вражеских помыслов, чтобы заморочить, запугать, притупить духовное чутьё соблазнительным мороком комфорта и покоя.

Вот почему важно быть верными в наших обещаниях Богу, регулярно совершать молитвенное правило, ходить в храм не от случая к случаю, а в воскресные и праздничные дни — всё это помогает поддерживать горение души и не позволять погаснуть огню связи с Богом, только которая и может нас надёжно защитить от любых поползновений врага рода человеческого!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетье, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

Почему в начале церковной жизни молиться, посещать храм было легко и радостно, а теперь это требует усилий?

Потому, что Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Что такое благодать? Благодать — это не приятное чувство после бани, а Божественная сила, укрепляющая человека в духовной жизни и ведущая к спасению. Условно её разделяют на призывающую и содействующую. Первая действует во всем мире, вторая — только в Церкви. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует, т.е. она уже связана с человеческой волей. Нужно не опускать руки, когда обильная новоначальным призывающая благодать начинает отходить, когда Бог ждёт уже наших усилий. Ведь и люди так поступают с детьми: сначала ребёнка носят на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.

Духовная жизнь — процесс творческий, сотворчество человека и Бога

Жизнь христианина — есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку. Если люди внешние боятся потерять в Церкви свободу, то для части церковных людей её там слишком много — нет формального и гарантированного рецепта спасения. Бог и Его Церковь учат нас основным принципам духовной жизни, но каждый из нас применяет их исходя из конкретных условий и данных ему талантов и обстоятельств.

И каждая эпоха имеет свои особенности. Как можно охарактеризовать нашу эпоху для духовного развития христианина? С одной стороны, в обществе господствуют тленные ценности и псевдохристианское мировоззрение, с другой — у человека имеются все условия для духовного развития. Такой свободы вероисповедания и неограниченного всеобщего доступа к сокровищнице мировой духовной литературы в различных форматах не знала ни одна эпоха.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Параскевы Пятницы

глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.

Кондак великомученицы Параскевы Пятницы

глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.

Молитва великомученице Параскевы Пятницы

О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Димитрия Ростовского

глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия Ростовского

глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О, святителю Дмитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Дмитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Арсения, архиепископа Сербского

глас 8

Милости наставниче и благоутробия сокровище,/ еже всем отверзл еси,/ правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение,/ отче наш, иерарше Арсение,/ нищих был еси заступник:/ тем моли Христа Бога,/ просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Арсения, архиепископа Сербского

глас 2

В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/ разумно чада твоя питая,/ языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/ Христе, Ты еси Свет неизреченный.

Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их

глас 4

Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и подружии его,/ тепле убо стецемся,/ да приимем исцеление,/ сии бо благодать приемше от Духа Святаго// исцеляти недуги и болезни душ наших.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Тропарь преподобного Стефана Савваита, творца канонов

глас 5

Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души нагла.

Кондак преподобного Стефана Савваита

глас 4

Насадил еси добродетелей рай/ и напоил еси токами слез твоих,/ яко жизни, всеславне, древо получив,/ спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/ избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/ тя бо предстателя величайша, мудре,/ вси верою и любовию стяжахом.

Новости по теме

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Пятницкой церкви Казани Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Пятницкой церкви Казани

10 ноября, в день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пятницкой церкви города Казани.

Казанский храм великомученицы Параскевы Пятницы отметил престольный праздник Казанский храм великомученицы Параскевы Пятницы отметил престольный праздник

10 ноября, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, престольный праздник отметила Пятницкая церковь Казани.

Память великомученицы Параскевы — престольный праздник трёх храмов Татарстанской митрополии Память великомученицы Параскевы — престольный праздник трёх храмов Татарстанской митрополии

10 ноября — день память святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. В честь этой великой святой освящены престолы трех храмов Татарстанской митрополии — Пятницкой церкви города Казани, храма в селе Бима Лаишевского района, храма в селе Русской Ходяшево Пестречинского района.