10 ноября. Память великомученицы Параскевы, нареченной Пятница

10059
Фото

Неделя 20-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (III). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249—250). Преподобного Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения I, архиепископа Сербского (1266). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисского (VII) (Груз.). Преподобного Арсения Каппадокийского (1924).

Священномученика Иоанна Виленского пресвитера (1918).

Великомученица Параскева, нареченная Пятница

На Руси Параскева издавна считается одной из наиболее почитаемых святых. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы), признавали покровительницей полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Родители святой назвали дочь Пятницей, по-гречески — Параскевой, поскольку особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Спаситель. Во время гонений на христиан Параскева отказалась принести жертву идолам и была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и сначала терзали тело железными гвоздями, а потом жгли огнем и, наконец, обезглавили. Христиане с благоговением похоронили тело святой Параскевы, и мощи великомученицы вскоре прославились многочисленными исцелениями болящих.

Преподобный Стефан Савваит

Святой Стефан Савваит, инок Лавры преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, жил в VIII веке и почитался в этой обители как песнописец и поэт. Преподобный Стефан составил каноны на праздник Обрéзания Господня, на память палестинского святого преподобного Кириака Отшельника, а также преподобных отцов, избиенных в обители святого Саввы в 788 (или 797) год. Преподобный Стефан сам был свидетелем этого события и оставил повествование об отцах-мучениках. Повествование святой начинает смиренным словом о своём недостоинстве: «Тем, которые не очистили ещё души своей от грехов, но ещё носят её запятнанной грехом, тем подлинно следует только молчать. Они должны всего более тайными воздыханиями умолять Испытующего сердца, да освободит их от рабства, тяготеющего над ними, а не заниматься писанием наставлений, которые следовало бы читать в Церкви». Перу преподобного Стефана Савваита принадлежат также не вошедшие в богослужение плачевные песни на Страдания Христа.

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский — один из величайших церковных деятелей. С детства он имел две склонности: к духовной жизни и к знаниям. Воплотилось это в великом труде всей его жизни — составлении многотомного свода житий святых. Он проделал огромную научную работу, изучая и сравнивая жития на славянском, греческом и латинском языках. Он не просто передавал их содержание, а старался постичь личность каждого святого, показать уникальность его подвига, преподать читателю нравственное назидание. Известны случаи особой благодатной помощи в написании, когда во сне ему являлись святые и рассказывали то, что нельзя было найти в книгах. Скончался Святитель Димитрий во время ночной молитвы 28 октября 1709 года.

Священное Писание

Священное Писание постоянно подчёркивает, что есть лишь одна ни с какой иной не сопоставимая сила, и есть лишь один источник жизни — это Бог. Всё же прочее Им создано, и Им существует, как в своё время сказал апостол Павел: «Мы Им живём и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). Нет никого, кто имел бы иной источник бытия, а потому ни у кого нет возможности абсолютно отделиться от Бога, потому как невозможно отделиться от собственного бытия, а если говорить о человеке, то бытия мы не можем лишиться даже после физической смерти, об этом также свидетельствует Писание. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке мы услышим о том, что и бесовские силы находятся во власти Бога.

Глава 8.

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Только что услышанная нами евангельская история затрагивает сразу несколько чрезвычайно важных для нашего спасения тем: она говорит о том печальном состоянии, в которое может впасть человек в удалении от Бога, упоминает оно о непонимании и неприятии обществом вмешательства Бога в жизнь этого общества, здесь же мы услышали о божественной власти Христа, услышали и о слабости тех духовных сил, которые пытаются погубить человека.

Прозвучавший сегодня евангельский отрывок свидетельствует, во-первых, о том, что бесы отвечали Спасителю тогда, когда Он задал им вопрос. Во-вторых, они беспрекословно подчинились в ответ на Его повеление выйти из несчастного человека. В-третьих, само место их нового пребывания — стадо свиней — хоть и было выбрано ими, но вошли бесы в животных лишь после Христова на то повеления.

В итоге же получается очень любопытная картина: те существа, которые могут погубить человека, которые могут сделать любого из нас подобными тому несчастному, который стал главным героем этого евангельского отрывка, оказываются в абсолютном подчинении у Христа. Они не спрашивают у Него про Его власть и силу, они знают, что Он абсолютный Владыка всего мира, в том числе и мира падших духов.

Нам не дано знать, каким образом гадаринский бесноватый оказался в столь бедственном положении, но мы знаем, что освободил его Христос. Собственно, это то знание, которое нам существенно необходимо: Христос может всё, с Ним мы свободны, без Него же мы рискуем быть порабощёнными теми существами, смысл бытия которых состоит лишь в том, чтобы через различные пакости напоминать нам о величии, могуществе и славе Господа Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы именно так мы их с их кознями и воспринимали, чтобы все их пакости обращали в молитву к нашему Спасителю, и тогда они нам не будут страшны, ведь мы будем не одни, мы будем со Христом!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетье, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

Почему в начале церковной жизни молиться, посещать храм было легко и радостно, а теперь это требует усилий?

Потому, что Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Что такое благодать? Благодать — это не приятное чувство после бани, а Божественная сила, укрепляющая человека в духовной жизни и ведущая к спасению. Условно её разделяют на призывающую и содействующую. Первая действует во всем мире, вторая — только в Церкви. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует, т.е. она уже связана с человеческой волей. Нужно не опускать руки, когда обильная новоначальным призывающая благодать начинает отходить, когда Бог ждёт уже наших усилий. Ведь и люди так поступают с детьми: сначала ребёнка носят на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.

Духовная жизнь — процесс творческий, сотворчество человека и Бога

Жизнь христианина — есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку. Если люди внешние боятся потерять в Церкви свободу, то для части церковных людей её там слишком много — нет формального и гарантированного рецепта спасения. Бог и Его Церковь учат нас основным принципам духовной жизни, но каждый из нас применяет их исходя из конкретных условий и данных ему талантов и обстоятельств.

И каждая эпоха имеет свои особенности. Как можно охарактеризовать нашу эпоху для духовного развития христианина? С одной стороны, в обществе господствуют тленные ценности и псевдохристианское мировоззрение, с другой — у человека имеются все условия для духовного развития. Такой свободы вероисповедания и неограниченного всеобщего доступа к сокровищнице мировой духовной литературы в различных форматах не знала ни одна эпоха.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Параскевы Пятницы

глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.

Кондак великомученицы Параскевы Пятницы

глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.

Молитва великомученице Параскевы Пятницы

О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Димитрия Ростовского

глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия Ростовского

глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О, святителю Дмитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Дмитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Арсения, архиепископа Сербского

глас 8

Милости наставниче и благоутробия сокровище,/ еже всем отверзл еси,/ правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение,/ отче наш, иерарше Арсение,/ нищих был еси заступник:/ тем моли Христа Бога,/ просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Арсения, архиепископа Сербского

глас 2

В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/ разумно чада твоя питая,/ языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/ Христе, Ты еси Свет неизреченный.

Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их

глас 4

Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и подружии его,/ тепле убо стецемся,/ да приимем исцеление,/ сии бо благодать приемше от Духа Святаго// исцеляти недуги и болезни душ наших.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского

глас 4

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Тропарь преподобного Стефана Савваита, творца канонов

глас 5

Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души нагла.

Кондак преподобного Стефана Савваита

глас 4

Насадил еси добродетелей рай/ и напоил еси токами слез твоих,/ яко жизни, всеславне, древо получив,/ спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/ избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/ тя бо предстателя величайша, мудре,/ вси верою и любовию стяжахом.

Новости по теме

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Пятницкой церкви Казани
Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Пятницкой церкви Казани

10 ноября, в день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пятницкой церкви города Казани.

Казанский храм великомученицы Параскевы Пятницы отметил престольный праздник
Казанский храм великомученицы Параскевы Пятницы отметил престольный праздник

10 ноября, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, престольный праздник отметила Пятницкая церковь Казани.

Память великомученицы Параскевы — престольный праздник трёх храмов Татарстанской митрополии Память великомученицы Параскевы — престольный праздник трёх храмов Татарстанской митрополии

10 ноября — день память святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. В честь этой великой святой освящены престолы трех храмов Татарстанской митрополии — Пятницкой церкви города Казани, храма в селе Бима Лаишевского района, храма в селе Русской Ходяшево Пестречинского района.