Седмица 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Преподобного Зосимы Верховского (1833).
Преподобных Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII—XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженного Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553—555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Преподобного Георгия исповедника (1959).
Священномучеников Лаврентия, епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта (1918); преподобного Арефы Митренина исповедника (1932); священномучеников Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); священномученика Петра Богородского пресвитера (1938).
Память епископа Саратовского и Царицынского Авраамия (Летницкого). Выпускник Казанской духовной академии (1863). Скончался в Саратове 24 октября 1893 г.
Престольные праздники
Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (К)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского Макарьевского мужского монастыря (К)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Красный Баран Алексеевского района (Ч)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» пос. Подгорный Бугульминского района (А)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Егидерево Верхнеуслонского района (К)
Придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора г. Елабуги (Н)
Храм Рождества Христова (приставной престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») г. Нижнекамска (Ч)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Антоновка Спасского района (Ч)
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в 1688 г. Сестра Патриарха Иоакима Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, во время молитвы услышала голос, велевший помолиться перед этим образом Пресвятой Богородицы в храме Преображения Господня на Ордынке. Евфимия исполнила сказанное, и после водосвятного молебна получила исцеление. В XVIII в. на месте этого храма выстроили церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворный образ.
Преподобный Зосима Верховский
Преподобный Зосима проходил службу в Преображенском полку, когда Господь сподобил его посетить старца Адриана Блинского. Жизнь отшельника настолько поразила Зосиму, что он решил уйти в Коневский монастырь. Подвизаясь вместе со старцем Василиском, стяжавшим дар Иисусовой молитвы, Зосима записывал все его наставления, тем самым передал этот ценнейший аскетический опыт потомкам. Вскоре старец Адриан благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но они задумали уйти на Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую Гору, но каждый раз у них не получалось. После 20 лет отшельничества преподобный Зосима стал основателем двух женских общин, написав устав для этих обителей.
Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников
Однажды население целого города приняло мученическую кончину, отказавшись отречься от веры в Спасителя. Это случилось в VI веке в Аравии, когда ее правитель, иудей Дунаан, издал указ об убиении последователей Христа. Жители города Неграна во главе с городским правителем Арефой остались верны Господу. Дунаан с войском осадил город и, не в силах взять его, пошел на обман, возвестив, что обойдется данью. Жители города, поверив лжецу, не послушались совета святого Арефы и открыли ворота. Дунаан велел разжечь огромный костер и сжечь всех клириков города, дабы запугать остальных. Он вновь предложил горожанам отречься от веры во Христа — те мужественно отказались и приняли смерть. Позднее наказание настигло Дунаана: он был побежден и убит эфиопским царем Елевзоем, который поддерживал христиан Аравии.
Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский
Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский, был родом из Адрианополя. Пройдя монашеский искус на Афонской горе и отшельническую жизнь, он в 1289 году был единодушно избран на кафедру Вселенской Церкви. Из-за периодически возникавшего недовольства свт. Афанасий несколько раз оставлял кафедру, но был укорен Господом за это, что не до конца исполнил свой пастырский долг. Покаявшийся в своем малодушии, святой получил от Господа прощение. Преставился он в возрасте 100 лет.
Евангелие дня
Христос, как известно, исцелял, воскрешал, изгонял из людей бесов и делал много иного, того, что не под силу обычному человеку. Рассказам о чудесах Христовых посвящена довольно большая часть Евангелия. Однако мы знаем, что Его чудеса убеждали далеко не всех. Впечатляли, изумляли и удивляли — всех, а вот убеждали совсем немногих. Спаситель это прекрасно знал, Он знал, что чудо мало кого может привести к Богу, ведь человек с большей вероятностью предпочтёт найти какое-то рациональное объяснение чуду, чем, впечатлившись чудом, поверить словам Христовым. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке содержится рассказ об одном из чудес Спасителя и о реакции на него свидетелей произошедшего.
Глава 11.
14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийсясам в себе, падет;
18если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
В только что нами услышанном отрывке из Евангелия от Луки было описано чудо Христово, но не было сказано, что благодаря этому чуду кто-то уверовал во Христа и стал Господним учеником. Этого не сказано даже про того человека, который был освобождён Спасителем от беса и обрёл дар речи. Но сказано другое: чудо вместо признания чрезвычайной силы Господней и соответствующих выводов стало причиной обвинения Христа в связях с «князем бесовским», то есть с сатаной.
Это, конечно, очень странная логика, и её с лёгкостью обличил Спаситель. Он указал на иудейских экзорцистов, то есть заклинателей злых духов, к которым в обществе относились с почтением, и которых никто не обвинял в соработничестве с бесовскими силами. Господь, по сути дела, задал довольно простой вопрос: а в чём разница? Почему действие иудейских экзорцистов его оппоненты готовы принимать как действие силы Божией, а Христово исцеление — нет? В чём состоит существенное отличие между этими двумя изгнаниями злых сил?
Как мы понимаем, у оппонентов Христовых не нашлось ответа на этот вопрос.
Понимаем мы и то, почему враждебно настроенные по отношению ко Христу иудеи реагировали на совершённые Им исцеления таким нарочито негативным образом: Христос был Им неудобен, ведь Он учил не так, как учили они, и Своими словами Он обличал жизнь многих иудеев. Никто не любит обличения, никому не бывают приятны те, кто, указывая на недостатки нашей жизни, призывает нас к исправлению, и если такое случается, то, конечно, мы найдём, в чём обвинить дерзнувшего нас обличать человека. Опыт евангельских иудеев показал, что можно найти обвинения и в адрес Воплощённого Бога, пусть со стороны эти обвинения и выглядят совершенной нелепицей.
Христос же, как мы понимаем, изгонял бесов вовсе не «силою веельзевула, князя бесовского», Он изгонял их «перстом Божиим». То есть силою Божией, или, иначе, Своей собственной силой. А это означает, что, как сказал Господь, «достигло до нас Царствие Божие» — Бог здесь, среди нас, Он действует, и любому разумному человеку должно быть очевидно, что лучше уметь видеть Его действия, признавать их и восходить умом к прославлению Бога за явленные Им человечеству милости.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Дева Мария является радостью для всех, кто проходит через скорбь. Поэтому обращение к Ней с особой молитвой отзывается в Ее материнском сердце любовью и вспомоществованием к тем, кто с верой просит Ее помощи. Я бы хотел всем нам пожелать обрести умение преодолевать скорбь. Скорбь не должна разрушать нашу веру, нашу жизнь, ведь тот, кто лишен веры, погибает от скорби, и мы знаем страшные примеры того, как человек, не находя выхода из сложившейся ситуации, под тяжестью скорби налагает на себя руки и навсегда лишается надежды на Царствие Божие. Почему я говорю о скорби? Потому что это часть нашей жизни, и Господь дает нам силу веры еще и для того, чтобы мы могли побеждать всякую скорбь и всякое тяжкое жизненное обстоятельство. Где Господь — там свет, там победа, там радость, но иногда для того, чтобы осознать Божие присутствие в жизни, надо пройти через трудности. Пусть трудные жизненные обстоятельства не ломают нашу волю, не подрывают нашу веру, но, напротив, помогают почувствовать Божие присутствие, Божию руку в нашей жизни.
О молитве Иисусовой
Иисусовой молитвой называется краткая покаянная молитва, обращённая к Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Нередко её читают в краткой форме: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или просто «Господи, помилуй». Традиция Иисусовой молитвы восходит к евангельским просьбам об исцелении или прощении (например, слепой Вартимей молился: «Иисус, сын Давидов! помилуй меня!» — Мк. 10:47). Новый Завет указывает на важность призывания Имени Христова; так, апостол Пётр сказал членам Синедриона, стремившимся остановить проповедь: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Чтение молитвы Иисусовой — средство стяжания непрестанной молитвы, к чему призывал апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). По слову святителя Диодоха Фотикийского (V век), христиане должны иметь непрестанную память о Господе. Практика Иисусовой молитвы достигла расцвета в XIII—XIV веках среди подвижников-исихастов — прежде всего, на Афоне.
Притча о тайне Святой Троицы
По преданию, когда блаженный Аврелий Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.
Духовная жизнь в Православии
Истину требуется не только найти, к истине требуется приобщиться: теория без практики не спасительна. Вера без дел мертва (Иак.2:26).
Что есть духовная жизнь? Духовная жизнь — процесс двуединый. Это и жизнь человеческого духа, и действие Святого Духа (т.е. Бога) в человеке. Можно сказать, что это оживление и преображение человеческого духа Духом Святым. Один из образов духовной жизни — огонь любви к Богу в сердце, который требуется поддерживать и усиливать.
Начало духовной жизни полагается в Таинстве Крещения, духовном рождении, усыновлении (удочерении) Богу, вступлении в Церковь, стремлении быть верным Богу, исполнять Его Заповеди, освобождении духа человека от преобладающей власти дьявола.
Можно выделить четыре составляющие духовной жизни: молитву, церковные таинства, духовное чтение, милосердие.
Духовная жизнь осуществляется в форме взаимодействия Бога и человека (греч. синергия). Бог даёт всё необходимое для нашего спасения. Он призывает нас, приумножает духовные силы Своею благодатью.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
глас 4
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
глас 1
Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.
Кондак мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
глас 4
Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.
Тропарь преподобного Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Богатство твое душевное погубити хотя враг,/ помрачил тя бяше богатством тленным исперва,/ но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти,/ душевное же невредно соблюд,/ Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо,/ тем тя чтим и ублажаем.
Кондак преподобного Арефы, затворника Печерского
глас 2
Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобне Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.
Тропарь святителя Афанасия, патриарха Цареградского
Чистоты жития светом страстное терние попалил еси/ и течением слез безплодную землю напоил еси,/ многоплодну ниву душевную соделав,/ Афанасие преблаженне,/ светило Царюграду, Патриархом удобрение,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Афанасия, патриарха Цареградского
глас 2
В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.
Тропарь блаженного Елезвоя
глас 4
Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.
Кондак блаженного Елезвоя
глас 4
Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.