Церковный календарь

3 ноября. Память преподобного Илариона Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 ноября. Память преподобного Илариона Великого

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 21 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского (1206).

Преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского. Преподобных Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303).

Священномучеников Павлина, архиепископа Могилевского, Аркадия, епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мученика Киприана Анникова (1937); священномученика Дамиана, архиепископа Курского (1937); священномучеников Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, преподобномучеников Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); преподобномученицы Пелагии Тестовой (1944).

Преподобный Иларион Великий

Преподобный Иларион Великий родился в селении Тавафа. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого, Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Когда он вернулся на родину, родители его уже умерли. Раздав имущество, преподобный поселился в пустыне. Он усиленно боролся с нечистыми помыслами, побеждая их трудом, постом и прилежной молитвой. Однажды на него напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Вскоре к нему стали приходить ученики, желающие спасать свою душу под его руководством. По благословению преподобного Илариона по всей Палестине начали возникать монастыри, в которых велась строгая подвижническая жизнь.

Перенесение мощей святителя Илариона Меглинского

Святитель Иларион Меглинский был поставлен в архиереи в 1134 году в городе Меглен (Македония, разрушен при османском завоевании). Поставлению его на кафедру предшествовало явление Божией Матери Охридскому архиепископу Евстафию: Пречистая велела ему «не откладывать возложения светильника на подсвечник, Илариона, наставника общежития, пастырем могленцам, ибо многих обратит от блуда к свету богопоз нания». Святителя Илариона отличала ревность в обращении еретиковбогомилов: после его назидания многие оставили лжеучение. Святитель мирно почил в 1164 году. Около 1206 года болгарский царь Калоян (†1207) перенёс раку с мощами святителя в свою столицу город Тырнов. При преемнике Калояна, царе Иоанне Асене II, был построен храм во имя Сорока Мучеников, в котором были положены мощи святого Илариона.

Священное Писание

Кол., 256 зач., II, 20 — III, 3

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Глава 3

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Лк., 44 зач., IX, 23-27

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Кол. 3, 17-4, 1; Лк. 9, 44-50

«Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня», сказал Господь: а Пославший Его — Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания — один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется очень многим невероятной слабостью. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, — утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.

Когда следует креститься?

Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях. Крестным знамением совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни. Важно совершать крестное знамение благоговейно и правильно.

Притча о несении жизненного креста

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый же человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Можно ли определять волю Божью, открывая наугад Библию?

Такого рода гадания на Священном Писании являются кощунством и вызывают зависимость, отучая христианина принимать сознательные и ответственные решения. Кроме того, есть риск превратно истолковать выпавший фрагмент.

«...Не ворожите и не гадайте», — говорит Господь (Лев.19:26). Есть ироничная притча об одном молодом человеке, который неразумным способом искал волю Божию, и решил последовать тому повелению, которое ему откроется наугад в Библии: первый отрывок, на который упал его взор, был из евангелиста Матфея: «… он вышел, пошел и удавился», второй отрывок из Луки:«...иди, и ты поступай так же» и третий из Иоанна «Что делаешь, делай скорее».

Библия является ориентиром для правильного разрешения сложных ситуаций. Кроме неё мы вопрошаем в молитве, ищем ответы у святых отцов и подвижников благочестия, современных духовных авторов, советуемся с духовником. В дополнение можно использовать и интернет, например, раздел нашего сайта «Вопросы священнику»: tatmitropolia.ru/talks/question_priest/.

Молитвословия

Тропарь преподобного Илариона Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Илариона Великого

глас 3

Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:// радуйся, отче, всех постников основание.

Тропарь на перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского

глас 3

Чудо явився извещения,/ делы возсиял еси добродетелей Божиих,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища изчистил еси,/ еретическаго же нападания не усумневся,/ церкви Христовы воздвигл еси,/ преподобне Иларионе,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недуг,/ и демоны прогоняет,/ сего ради молим тя:/ моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Илариона, епископа Меглинского

глас 3

Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.

Тропарь преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.

Кондак преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Теги:
Преподобный Иларион Великий
святитель Иларион Меглинский
православный календарь

Все публикации