Церковный календарь

3 ноября. Память преподобного Илариона Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 ноября. Память преподобного Илариона Великого

Неделя 20-я по Пятидесятнице
Поста нет. 21 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского (1206).

Преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского. Преподобных Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303).

Священномучеников Павлина, архиепископа Могилевского, Аркадия, епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мученика Киприана Анникова (1937); священномученика Дамиана, архиепископа Курского (1937); священномучеников Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, преподобномучеников Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); преподобномученицы Пелагии Тестовой (1944).

Преподобный Иларион Великий

Преподобный Иларион Великий родился в селении Тавафа. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого, Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Когда он вернулся на родину, родители его уже умерли. Раздав имущество, преподобный поселился в пустыне. Он усиленно боролся с нечистыми помыслами, побеждая их трудом, постом и прилежной молитвой. Однажды на него напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Вскоре к нему стали приходить ученики, желающие спасать свою душу под его руководством. По благословению преподобного Илариона по всей Палестине начали возникать монастыри, в которых велась строгая подвижническая жизнь.

Перенесение мощей святителя Илариона Меглинского

Святитель Иларион Меглинский был поставлен в архиереи в 1134 году в городе Меглен (Македония, разрушен при османском завоевании). Поставлению его на кафедру предшествовало явление Божией Матери Охридскому архиепископу Евстафию: Пречистая велела ему «не откладывать возложения светильника на подсвечник, Илариона, наставника общежития, пастырем могленцам, ибо многих обратит от блуда к свету богопоз нания». Святителя Илариона отличала ревность в обращении еретиковбогомилов: после его назидания многие оставили лжеучение. Святитель мирно почил в 1164 году. Около 1206 года болгарский царь Калоян (†1207) перенёс раку с мощами святителя в свою столицу город Тырнов. При преемнике Калояна, царе Иоанне Асене II, был построен храм во имя Сорока Мучеников, в котором были положены мощи святого Илариона.

Священное Писание

Гал., 200 зач., I, 11-19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Лк., 83 зач., XVI, 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 6, 11-15; Лк. 16, 19-31

Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни - Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В Послании к Галатам (см. Гал. 1, 11–19) святой апостол Павел говорит: Я проповедую то, что не от человек принял, а от Самого Господа Иисуса Христа. Эти слова мы можем отнести и к Церкви. Если бы она проповедовала от человеческой мудрости, от человеческой фантазии, от человеческих заблуждений, в чем некоторые хотят нас обличить, то давно ничего бы не осталось от христианского свидетельства, которое прошло за две тысячи лет через разные культуры, через Восток и Запад, которое охватило весь мир. Если чисто практически рассмотреть феномен христианства в человеческой истории – разве это можно объяснить человеческими заблуждениями или человеческой мудростью? Нет, потому что проповедь наша – не от человеческой мудрости, а от Господа Иисуса Христа…

Когда следует креститься?

Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях. Крестным знамением совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни. Важно совершать крестное знамение благоговейно и правильно.

Притча о несении жизненного креста

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый же человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Молитвословия

Тропарь преподобного Илариона Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Илариона Великого

глас 3

Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:// радуйся, отче, всех постников основание.

Тропарь на перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского

глас 3

Чудо явився извещения,/ делы возсиял еси добродетелей Божиих,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища изчистил еси,/ еретическаго же нападания не усумневся,/ церкви Христовы воздвигл еси,/ преподобне Иларионе,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недуг,/ и демоны прогоняет,/ сего ради молим тя:/ моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Илариона, епископа Меглинского

глас 3

Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.

Тропарь преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.

Кондак преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Теги:
Преподобный Иларион Великий
святитель Иларион Меглинский
православный календарь

Все публикации