Церковный календарь

2 ноября. Память великомученика Артемия Антиохийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 ноября. Память великомученика Артемия Антиохийского

20-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 20 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Димитриевская родительская суббота. Великомученика Артемия (362).

Праведного отрока Артемия Веркольского (1545). Преподобного Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.).

Священномученика Николая Любомудрова пресвитера (1918); священномучеников Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мученика Павла Бочарова (1937).

Димитриевская родительская суббота

Суббота накануне памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя святого князя Димитрия Донского, именуется Димитриевской родительской субботой. Богослужебный устав не предписывает поминовения усопших в этот день, но в Русской Церкви сложилась такая традиция. Её происхождение связывают с Куликовской битвой (1380) и поминовением погибших в ней воинов. Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что во время сражения он, пребывая в обители, видел погибавших в этой битве воинов и молился о их упокоении. Это стало началом общего поминовения. День же поминовения определился или при жизни, или по кончине благоверного князя Димитрия Донского — ближайшая суббота перед днём его именин. Поминовение приурочено к субботе, по обычаю других родительских суббот (двух вселенских и трёх великопостных) — в память о пребывании Господа в Великую Субботу во гробе. Если Димитриевская родительская суббота совпадает с праздничным днём, то поминовение переносят на предшествующую субботу.

Великомученик Артемий

Святой Артемий был наместником Египта, когда император Юлиан Отступник хотел восстановить в Римской империи язычество. Когда святой узнал, что император повелел истязать епископов Антиохии, он всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный император подверг святого Артемия жестоким пыткам, требуя от него отречения от христианства. Мученик переносил все испытания мужественно. Перед кончиной он возвестил Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причинённое им христианам. Вскоре пророчество исполнилось. Во время битвы с персами Юлиан был смертельно ранен невидимою рукою. Умирая, Юлиан произнёс, обращаясь к небесам: «Ты победил, Галилеянин!» После гибели императора Юлиана мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.

Праведный отрок Артемий Веркольский

Праведный Артемий родился в благочестивой крестьянской семье. В возрасте 12 лет во время работы в поле он был убит молнией. Односельчане сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим его за какие-то тайные грехи. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, оставили неотпетым и непогребенным и положили в лесу поверх земли, прикрыв берестой. Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. В 1577 году дьякон Агафоник, собирая в лесу грибы, заметил среди деревьев свет. Подойдя к этому месту, он увидел, что свет исходит от тела праведного Артемия, которое было «совершенно цело и невредимо». На месте обретения святых мощей отрока был основан Веркольский монастырь.

Священное Писание

2 Кор., 168 зач., I, 8-11

8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.

9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Лк., 29 зач., VII, 1-10

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры — тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь Иисус Христос искупил наши грехи, Он стал нашим Спасителем, но для этого Ему нужно было пройти через тяжелейшие страдания, через поругание, через страшную крестную казнь. И здесь возникает вопрос, который задавали многие мыслители и писатели, тот самый, что находился в центре внимания нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского: что такое человеческое страдание? Мы обычно воспринимаем страдание как некий кошмар, как нечто, чего следует избежать или что нужно немедленно забыть. Соприкасаясь с тяжелыми обстоятельствами жизни, мы порой даже Бога гневим своим ропотом. Но ведь верующий человек, который проходит через страдания, не теряя веры в Бога, действительно становится другим. Если бы в нашей жизни не было череды скорбей, то, наверное, и спасения души бы не было, потому что скорби отрезвляют ум, закаляют волю, укрепляют веру. И если человек воспринимает скорби так, как подобает христианину, то скорбь всегда бывает во спасение.

Почему в Библии сказано, что жена должна повиноваться мужу?

В семье, как и в любом обществе, существует иерархия — фундаментальное свойство нашего мира. Это свойство не могут преодолеть даже падшие духи, у них есть своя иерархия.

У жены одна заповедь об отношении к мужу: «Жена да убоится своего мужа» (Еф.5:33) и  «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…, как Церковь повинуется Христу» (Еф.5:22-23).  Словом «убоится» переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греческое слово, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит эти значения. Это не животный страх, а послушание любви, трепетное отношение, стремление всеми силами сохранить и умножить любовь, ничем её не нарушить.

У мужа три заповеди об отношении к жене. Муж должен возлюбить жену как «своё тело, самого себя, как Христос возлюбил Церковь предал Себя за неё» (Еф.5). Как Христос возлюбил Церковь? До Креста. Этот отрывок из Апостола читается во время Венчания. Также в (1Пет.3:7) сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни». Это значит относиться к своей жене бережно, как к хрупкому сосуду (раньше сосуды были чаще всего глиняными).

Молитвословия

Тропарь великомученика Артемия

глас 4

Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.

Кондак великомученика Артемия

глас 2

Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,// молится бо Господу о всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

глас 2

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

глас 8

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Молитва праведному Артемию Веркольскому

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Теги:
Великомученик Артемий Антиохийский
праведный Артемий Веркольский
православный календарь

Все публикации