2 ноября. Память великомученика Артемия Антиохийского

5535
Фото

Седмица 22-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученика Артемия (362).

Праведного отрока Артемия Веркольского (1545). Преподобного Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.).

Священномученика Николая Любомудрова пресвитера (1918); священномучеников Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мученика Павла Бочарова (1937).

Великомученик Артемий

Святой Артемий был наместником Египта, когда император Юлиан Отступник хотел восстановить в Римской империи язычество. Когда святой узнал, что император повелел истязать епископов Антиохии, он всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный император подверг святого Артемия жестоким пыткам, требуя от него отречения от христианства. Мученик переносил все испытания мужественно. Перед кончиной он возвестил Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причинённое им христианам. Вскоре пророчество исполнилось. Во время битвы с персами Юлиан был смертельно ранен невидимою рукою. Умирая, Юлиан произнёс, обращаясь к небесам: «Ты победил, Галилеянин!» После гибели императора Юлиана мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.

Праведный отрок Артемий Веркольский

Праведный Артемий родился в благочестивой крестьянской семье. В возрасте 12 лет во время работы в поле он был убит молнией. Односельчане сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим его за какие-то тайные грехи. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, оставили неотпетым и непогребенным и положили в лесу поверх земли, прикрыв берестой. Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. В 1577 году дьякон Агафоник, собирая в лесу грибы, заметил среди деревьев свет. Подойдя к этому месту, он увидел, что свет исходит от тела праведного Артемия, которое было «совершенно цело и невредимо». На месте обретения святых мощей отрока был основан Веркольский монастырь.

Евангелие дня

Как добиться в этой жизни правды и справедливости? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Согласно Священному Писанию, самаряне — ближайшие родственники иудеев. Это те самые десять еврейских племен, которые некогда были покорены Ассирийской империей и ассимилированы язычниками. Ко времени жизни Иисуса Христа вражда между иудеями и самарянами продолжалась не одно столетие. За этот период у обеих сторон накопился целый ворох обоснованных претензий друг ко другу. Каждая из сторон считала себя несправедливо обиженной и была уверена, что правда и Бог лишь на ее стороне. Никто не хотел уступать. В личных отношениях представители двух народностей общались друг с другом, как говорится, «через губу». Вот и Христа с учениками, которые проходят через их селение самаряне не принимают. Возможно, оскорбляют и просят убраться из городка поскорее. «Как это несправедливо, — возмущаются апостолы. — Мы же лично ничего плохого им не сделали. Да и вообще, как они смеют нарушать закон Божий, в котором прямо говорится о милосердии к путникам. Учитель, а давай-ка их сожжем. Нет, Господи, это не жестокость. Это справедливый гнев. Даже в Писании есть подобные случаи. Помнишь, как по молитве пророка Илии с неба сошел огонь и сжег язычников и безбожников». Аргументы от Писания довольно сильные. Однако Христос видит сердце человека. А потому Он говорит ученикам, что ищут они не Божию правду, а собственную. Они расстроились не потому, что нарушен священный закон, а потому что приняли поступок самарян на личный счет. Задета их больная самость. Страдает их самолюбие. Не о Боге они думают и не о Его справедливости, а о банальной мести. А для того, чтобы замаскировать это чувство, в первую очередь от самих себя, они находят похожие случаи в Писании. Однако это лишь внешнее сходство. Поэтому Господь и говорит: «не понимаете, какого вы духа». То есть, вы не осознаете, что мотивы вашего возмущения и мотивы возмущения древних святых совершенно разные. В их поступках не было личной неприязни. Бог через них исполнял Свою волю, наказывая грешников. В этом возмездии не было злорадства, не было мстительности, не было обиды и скрытой злобы. Это были крайние меры, чтобы предотвратить большее зло, и приготовить мир к приходу Спасителя, Который отдаст Свою жизнь за всякого человека и в первую очередь за каждого из этих самых грешников.

Каким справедливым гневом мы исполняемся, когда кто-то нарушает наши права и права наших близких! Как хочется в эти моменты, чтобы Бог пришел и наказал злодеев, навел порядок. Сегодня Евангелие предостерегает нас: не всегда это наше возмущение — желание правды Божией. Тот, кто наберется смелости и честно взглянет на себя, может увидеть, что эти благородные чувства просто прикрытие нашей злобы, зацикленности на себе, и неспособности прощать и отпускать обиды. Это прикрытие страха, что зло реальное или воображаемое разрушит наш уютный и комфортный мир. А потому и сражаемся мы постоянно с людьми и обстоятельствами, отстаивая лишь удобную для меня версию правду.

Всем тем, кто действительно ищет правду Божию, а не использует ее для того, чтобы прикрыть свои корыстные и эгоистические амбиции, Господь призывает для начала избавиться от своей больной самости. Для этого Он призывает нас идти путем практического исполнения Евангельских заповедей. Он обращает наше внимание на крест. На нем и висит Правда Божия и с любовью, смирением и надеждой молится Отцу за каждого обидчика: «Прости им, Отче, не ведают, что творят».

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину — то, что именно Крестом Бог возжелал спасти мир. Христианство есть великая сила, способная преобразить человеческое общество, род человеческий, потому что это не сила человеческая, а сила Божия, и мы должны, не мудрствуя, в юродстве, в простоте сердца принимать это послание, откликаться на него и мыслью своей, но, самое главное, сердцем своим, пытаясь осуществить то, к чему Господь нас призвал, и следовать тем путем, каким Он шел. И мы знаем, что это путь победы, что это путь воскресения.

Почему в Библии сказано, что жена должна повиноваться мужу?

В семье, как и в любом обществе, существует иерархия — фундаментальное свойство нашего мира. Это свойство не могут преодолеть даже падшие духи, у них есть своя иерархия.

У жены одна заповедь об отношении к мужу: «Жена да убоится своего мужа» (Еф.5:33) и «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…, как Церковь повинуется Христу» (Еф.5:22-23). Словом «убоится» переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греческое слово, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит эти значения. Это не животный страх, а послушание любви, трепетное отношение, стремление всеми силами сохранить и умножить любовь, ничем её не нарушить.

У мужа три заповеди об отношении к жене. Муж должен возлюбить жену как «своё тело, самого себя, как Христос возлюбил Церковь предал Себя за неё» (Еф.5). Как Христос возлюбил Церковь? До Креста. Этот отрывок из Апостола читается во время Венчания. Также в (1Пет.3:7) сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни». Это значит относиться к своей жене бережно, как к хрупкому сосуду (раньше сосуды были чаще всего глиняными).

О Псалтири

Самой большой книгой Библии является Псалтирь (или Псалтырь). Это целый молитвослов в середине Священного Писания, в Ветхом Завете.

Хотя Псалтирь относится к разряду учительных книг, в ней много пророчеств; в первую очередь она пророчествует о Христе (см. таблицу: Христос в псалмах).

Христос часто цитирует Псалтирь; даже во время крестных страданий: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил» (Пс.21:1), «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Пс.30:6).

Нет ни одной церковной службы, где не использовалась бы Псалтирь. Существует и особая традиция домашнего чтения Псалтири над усопшими.

Псалтирь подразделяется на кафизмы, славы (статии) и псалмы. Кафизма — богослужебный раздел книги Псалтирь. В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины (от 1 до 15 псалмов), всего 151 псалом. Каждая кафизма поделена на 3 части — славы.

Часть псалмов сложны для понимания современного человека и требуют толкований. Говорят, что не важно, понимает ли человек читаемое или не понимает, главное — что бесы понимают. Так вот бесы-то Псалтирь хорошо понимают и очень радуются, когда люди бездумно тараторят псалмы как мантры или заклинания, уподобляясь язычникам и получая лишь крупицы благодати от такого «чтения».

Молитвословия

Тропарь великомученика Артемия

глас 4

Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.

Кондак великомученика Артемия

глас 2

Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,// молится бо Господу о всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

глас 2

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

глас 8

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Молитва праведному Артемию Веркольскому

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Великомученик Артемий Антиохийский (362 г.)
Жития святых 2 ноября 2016
Великомученик Артемий Антиохийский (362 г.)

Родом из Египта, где при императоре Констанции был военачальником. Пострадал за Христа при нечестивом императоре Юлиане Отступнике в г. Антиохии.