Церковный календарь

1 ноября. Память мученика Уара

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 ноября. Память мученика Уара

20-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 19 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.

Блаженной Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополи.

Священномученика Сергия Покровского пресвитера (1937).

Пророк Иоиль

Пророк Иоиль, живший в IX веке до Рождества Христова, известен своим пророчеством о даровании Духа Святого («И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» и далее, Иоил. 2:28–29), которое читается на праздник Пятидесятницы. Но и следующий, 30-й стих книги пророка (который на церковнославянском звучит так: «и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма») имеет, согласно церковной традиции, важный мессианский смысл. Как толкуется в богослужебных текстах на попразднство Рождества Христова, этот стих указывает на Воплощение Спасителя от Девы Марии, где «кровь – воплощение, огнь – Божество, курение же дыма – Дух Святый, нашедый на Деву и мир облагоухавший». Гимнограф заканчивает это песнопение словами: «Велие таинство Твоего вочеловечения, Господи, слава Тебе».

Мученик Уар

Святой мученик Уар жил в Египте в период гонений на христиан в конце III — начале IV века. Он был военачальником и тайным христианином, оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями. А утром, когда их повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Это было в 307 году.

Преподобный Иоанн Рыльский

Небесный покровитель болгарского народа прославился подвигами в Рыльской пустыни. Иоанн долгие годы жил в горной пещере, потом — в дупле дерева. Слава об отшельнике разнеслась после того, как его нашли пастухи, и к подвижнику стали приводить больных и одержимых бесами, которых он исцелял. Избегая известности, святой поселился на высокой и труднодоступной скале, где семь лет провел под открытым небом. Позже пустынник стал принимать монахов, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил раньше. До конца своих дней святой мудро руководил ими. Даром чудотворения он обладал еще с отрочества, когда пас стадо богача. Однажды тот избил отрока за потерю коровы с теленком. Найдя их и переведя через реку корову, Иоанн помолился и перешел с теленком на руках по воде, как по суше. Богач, видевший чудо, ужаснулся и, щедро наградив отрока, отпустил его.

Священное Писание

Флп., 241 зач., II, 12-16

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Лк., 43 зач., IX, 18-22

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 9, 18-22

«За кого почитает Меня народ?» спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, — что Он Илия, кто, — что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на первом вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинство воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос — воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит — единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На Него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает: воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.

Притча

В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий Ангел решил спросить другого:

— Что же ты летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются «Помоги, Господи...»

А почему ты всегда отдыхаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Благодарю Тебя, Господи...»

Брак Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Богородица «Трех радостей»

День рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, в 1883 году ставшей невестой великого князя Сергея Александровича, — 1 ноября 1864 года. В честь этого фрейлина А. Ф. Аксакова, бывшая воспитательницей князя в его раннем детстве, подарила ему Богородичную икону, сопроводив подарок письмом: «Позвольте мне предложить Вам образ, который я дала Вашей матери по случаю её восшествия на престол. Это Богородица “Трёх радостей” — символ трёх радостей, которые я желаю для Вас. Первая: единение в истинной христианской любви с тою, которая будет подругой Вашей жизни; вторая: единение с нею в той же вере и в той же Церкви, чего Ваша мать так желала для Вас; в-третьих: взаимная радость в детях». Первые две радости исполнились в этом супружеском союзе в полной мере. В 1891 году великая княгиня через миропомазание была присоединена к Православию с сохранением имени Елизавета. Отчество «Феодоровна» было дано ей, по традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери — святыни дома Романовых с 1613 года.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Рыльского

глас 4

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, блаженне, наша моления, и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых, и от нашествия иноплеменник, от недуга, и глада и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, яже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ спасай молитвами твоими// чтущия тя от всех скорбей. 

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле:/ спасай молитвами твоими/ чтущия тя от всех скорбей.

Кондак пророка Иоиля

глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятилище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.

Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского

глас 4

Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садоче, молим тя, многострадальне, / моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садоче,/ иже за Христа кровь свою излиявый.

Тропарь мученика Уара

глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак мученика Уара

глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре,/ Того испив чашу,/ и мучения венцем увязеся,/ и со Ангелы ликовствуеши:// моли непрестанно за души наша. 

Молитва мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

📄 Вы можете подать поминальные записки на воскресную Литургию в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани: tatmitropolia.ru/trebaonline/

Теги:
Мученик Уар
преподобный Иоанн Рыльский
православный календарь

Все публикации