Церковный календарь

1 ноября. Память мученика Уара

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 ноября. Память мученика Уара

Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 19 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.

Блаженной Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополи.

Священномученика Сергия Покровского пресвитера (1937).

Пророк Иоиль

Пророк Иоиль, живший в IX веке до Рождества Христова, известен своим пророчеством о даровании Духа Святого («И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» и далее, Иоил. 2:28–29), которое читается на праздник Пятидесятницы. Но и следующий, 30-й стих книги пророка (который на церковнославянском звучит так: «и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма») имеет, согласно церковной традиции, важный мессианский смысл. Как толкуется в богослужебных текстах на попразднство Рождества Христова, этот стих указывает на Воплощение Спасителя от Девы Марии, где «кровь – воплощение, огнь – Божество, курение же дыма – Дух Святый, нашедый на Деву и мир облагоухавший». Гимнограф заканчивает это песнопение словами: «Велие таинство Твоего вочеловечения, Господи, слава Тебе».

Мученик Уар

Святой мученик Уар жил в Египте в период гонений на христиан в конце III — начале IV века. Он был военачальником и тайным христианином, оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями. А утром, когда их повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Это было в 307 году.

Преподобный Иоанн Рыльский

Небесный покровитель болгарского народа прославился подвигами в Рыльской пустыни. Иоанн долгие годы жил в горной пещере, потом — в дупле дерева. Слава об отшельнике разнеслась после того, как его нашли пастухи, и к подвижнику стали приводить больных и одержимых бесами, которых он исцелял. Избегая известности, святой поселился на высокой и труднодоступной скале, где семь лет провел под открытым небом. Позже пустынник стал принимать монахов, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил раньше. До конца своих дней святой мудро руководил ими. Даром чудотворения он обладал еще с отрочества, когда пас стадо богача. Однажды тот избил отрока за потерю коровы с теленком. Найдя их и переведя через реку корову, Иоанн помолился и перешел с теленком на руках по воде, как по суше. Богач, видевший чудо, ужаснулся и, щедро наградив отрока, отпустил его.

Священное Писание

Гал., 203 зач., II, 16-20

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Лк., 35 зач., VIII, 5-15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 2, 16-20; Лк. 8, 5-15

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Христианин может жить по-христиански, когда он точно знает, во что он верит, когда он знает, какие Божественные истины открыты ему в Слове Божием. Вот почему христианину нужно всегда работать над собой, читать Священное Писание, вдумываться в его слова. Особенно нужно это делать священникам. Каждый день читайте Слово Божие, подвергайте прочитанное вопрошанию, примеряйте к себе эти слова. Не ограничивайтесь простым чтением комментариев, которые были написаны на Евангелие или на апостольские послания сто или двести лет назад, — все проносите через свое сердце, примеряйте к своей собственной жизни, и тогда ваша жизнь изменится, а ваше слово будет сильно и убедительно.

Притча

В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий Ангел решил спросить другого:

— Что же ты летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются «Помоги, Господи...»

А почему ты всегда отдыхаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Благодарю Тебя, Господи...»

Брак Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Богородица «Трех радостей»

День рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, в 1883 году ставшей невестой великого князя Сергея Александровича, — 1 ноября 1864 года. В честь этого фрейлина А. Ф. Аксакова, бывшая воспитательницей князя в его раннем детстве, подарила ему Богородичную икону, сопроводив подарок письмом: «Позвольте мне предложить Вам образ, который я дала Вашей матери по случаю её восшествия на престол. Это Богородица “Трёх радостей” — символ трёх радостей, которые я желаю для Вас. Первая: единение в истинной христианской любви с тою, которая будет подругой Вашей жизни; вторая: единение с нею в той же вере и в той же Церкви, чего Ваша мать так желала для Вас; в-третьих: взаимная радость в детях». Первые две радости исполнились в этом супружеском союзе в полной мере. В 1891 году великая княгиня через миропомазание была присоединена к Православию с сохранением имени Елизавета. Отчество «Феодоровна» было дано ей, по традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери — святыни дома Романовых с 1613 года.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Рыльского

глас 4

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, блаженне, наша моления, и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых, и от нашествия иноплеменник, от недуга, и глада и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, яже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ спасай молитвами твоими// чтущия тя от всех скорбей. 

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле:/ спасай молитвами твоими/ чтущия тя от всех скорбей.

Кондак пророка Иоиля

глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятилище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.

Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского

глас 4

Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садоче, молим тя, многострадальне, / моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садоче,/ иже за Христа кровь свою излиявый.

Тропарь мученика Уара

глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак мученика Уара

глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре,/ Того испив чашу,/ и мучения венцем увязеся,/ и со Ангелы ликовствуеши:// моли непрестанно за души наша. 

Молитва мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

📄 Вы можете подать поминальные записки на воскресную Литургию в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани: tatmitropolia.ru/trebaonline/

Теги:
Мученик Уар
преподобный Иоанн Рыльский
православный календарь

Все публикации