Седмица 19-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Пророка Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
Блаженной Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополи.
Священномученика Сергия Покровского пресвитера (1937).
Пророк Иоиль
Пророк Иоиль, живший в IX веке до Рождества Христова, известен своим пророчеством о даровании Духа Святого («И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» и далее, Иоил. 2:28—29), которое читается на праздник Пятидесятницы. Но и следующий, 30-й стих книги пророка (который на церковнославянском звучит так: «и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма») имеет, согласно церковной традиции, важный мессианский смысл. Как толкуется в богослужебных текстах на попразднство Рождества Христова, этот стих указывает на Воплощение Спасителя от Девы Марии, где «кровь — воплощение, огнь — Божество, курение же дыма — Дух Святый, нашедый на Деву и мир облагоухавший». Гимнограф заканчивает это песнопение словами: «Велие таинство Твоего вочеловечения, Господи, слава Тебе».
Мученик Уар
Святой мученик Уар жил в Египте в период гонений на христиан в конце III — начале IV века. Он был военачальником и тайным христианином, оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями. А утром, когда их повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Это было в 307 году.
Преподобный Иоанн Рыльский
Небесный покровитель болгарского народа прославился подвигами в Рыльской пустыни. Иоанн долгие годы жил в горной пещере, потом — в дупле дерева. Слава об отшельнике разнеслась после того, как его нашли пастухи, и к подвижнику стали приводить больных и одержимых бесами, которых он исцелял. Избегая известности, святой поселился на высокой и труднодоступной скале, где семь лет провел под открытым небом. Позже пустынник стал принимать монахов, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил раньше. До конца своих дней святой мудро руководил ими. Даром чудотворения он обладал еще с отрочества, когда пас стадо богача. Однажды тот избил отрока за потерю коровы с теленком. Найдя их и переведя через реку корову, Иоанн помолился и перешел с теленком на руках по воде, как по суше. Богач, видевший чудо, ужаснулся и, щедро наградив отрока, отпустил его.
Священное Писание
Знаете ли вы, дорогие друзья, что автор романа «Повелитель мух» Уильям Голдинг черпал вдохновение для сюжета — в Священном Писании? Сегодня в храмах читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, с которым напрямую перекликается сюжет книги «Повелитель мух».
Глава 10.
01После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
02и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
03Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
04Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
05В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
06и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
07В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
08И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
09и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Вопрос, который мне хочется сразу предельно заострить, вот какой: зачем агнцу оказываться среди волков? Не является ли это заведомо провальной затеей? Зачем отправлять проповедников туда, где им не будут рады? Где их будут ожидать одни неприятности, проблемы — вплоть до угрозы физической расправы? Не лучше ли вообще отказаться от этого мероприятия?
Найти ответ нам помогает вышеупомянутый роман «Повелитель мух». Главный герой, Саймон, единственный, кто знает всю правду, — но при этом не может её озвучить окружающим. Однако знание этой правды, впрочем, как и глубинная верность ей, резко отделяют Саймона от всех остальных детей: лишь только стало понятным, что на пустынном острове никого, кроме них нет и быть не может, — значит, да здравствует вседозволенность и безнаказанность! Единственный, кто смог не поддаться этому давлению греха внутри себя — и был Саймон.
Но в чём же тогда была его роль? Я бы назвал её так: индикация, или проявление, глубоко скрытого в человеке греха и порока. Можно до бесконечности притворяться безразличным к еде, пока поблизости нет источника насыщения — но как проявить воздержанность, когда аппетитный ягнёнок — вот он, совсем близко, осталось лишь зубами — щёлк! — и желудок утешен!..
Агнец среди волков выступает катализатором глубинных, потаённых процессов: и если в романе убийство Саймона становится окончательным приговором, запечатлевающим, запечатывающим необратимость зла в казалось бы ещё совсем юных душах — то отправление Христом апостолов на проповедь способствует отделению тех, кто ещё способен услышать голос правды, — от тех, кто для неё окончательно закрывает свой слух.
Иногда нам может показаться, что рядом появляется какой-то странный, может, даже неприятный для нас человек — разрушающий наш привычный образ жизни, вносящий сумятицу, будоражащий мысль — и нам всё сильнее хочется от него поскорее избавиться. Но христианин всегда будет задавать себе вопрос: а не посланный ли это Самим Господом Богом агнец — к нам, волкам, чтобы хотя бы малую часть нашей стаи побудит к покаянию?..
протоиерей Павел Великанов
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, — чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На Него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи — искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает: воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.
Притча
В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
— Что же ты летаешь туда-сюда?
— Я ношу Богу послания, которые начинаются «Помоги, Господи...»
А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Благодарю Тебя, Господи...»
Брак Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Богородица «Трех радостей»
День рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, в 1883 году ставшей невестой великого князя Сергея Александровича, — 1 ноября 1864 года. В честь этого фрейлина А. Ф. Аксакова, бывшая воспитательницей князя в его раннем детстве, подарила ему Богородичную икону, сопроводив подарок письмом: «Позвольте мне предложить Вам образ, который я дала Вашей матери по случаю её восшествия на престол. Это Богородица “Трёх радостей” — символ трёх радостей, которые я желаю для Вас. Первая: единение в истинной христианской любви с тою, которая будет подругой Вашей жизни; вторая: единение с нею в той же вере и в той же Церкви, чего Ваша мать так желала для Вас; в-третьих: взаимная радость в детях». Первые две радости исполнились в этом супружеском союзе в полной мере. В 1891 году великая княгиня через миропомазание была присоединена к Православию с сохранением имени Елизавета. Отчество «Феодоровна» было дано ей, по традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери — святыни дома Романовых с 1613 года.
Молитвословия
Тропарь преподобного Иоанна Рыльского
глас 4
Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.
Кондак преподобного Иоанна Рыльского
глас 8
Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.
Молитва преподобному Иоанну Рыльскому
Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, блаженне, наша моления, и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых, и от нашествия иноплеменник, от недуга, и глада и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, яже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь пророка Иоиля
глас 2
Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ спасай молитвами твоими// чтущия тя от всех скорбей.
Тропарь пророка Иоиля
глас 2
Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле:/ спасай молитвами твоими/ чтущия тя от всех скорбей.
Кондак пророка Иоиля
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятилище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.
Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского
глас 4
Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садоче, молим тя, многострадальне, / моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садоче,/ иже за Христа кровь свою излиявый.
Тропарь мученика Уара
глас 4
Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.
Кондак мученика Уара
глас 4
Христу последуя, мучениче Уаре,/ Того испив чашу,/ и мучения венцем увязеся,/ и со Ангелы ликовствуеши:// моли непрестанно за души наша.
Молитва мученику Уару
О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.
📄 Вы можете подать поминальные записки на воскресную Литургию в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани: tatmitropolia.ru/trebaonline/