Церковный календарь

26 октября. Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 октября. Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери

19-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 13 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мучеников Карпа, епископа Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мученицы Агафоники (ок. 251).

Преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Флорентия (I–II). Мученика Вениамина диакона (421–424). Преподобного Никиты исповедника (ок. 838). Святителя Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы) в Скопье (1912).

Священномучеников Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937). Обретение мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1993).

Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

Иверская икона Божией Матери

В разгар иконоборческой ереси (IX век) к благочестивой вдове, жившей близ Никеи, пришли ревнители-иконоборцы, и один воин ударил икону мечом. Из пораженного места потекла кровь. Желая сохранить святой образ, вдова дала воинам денег и ночью опустила икону на воду, и та в скором времени приплыла к Афону, где и хранится по сей день. В XVII веке от паломников стало известно об этом чудотворном образе, и будущий Патриарх Никон обратился к афонской братии с просьбой прислать список с нее. Через год, 13/26 октября 1648 года, список иконы прибыл в Москву. Святой образ торжественно встречали москвичи. В 1669 году список с этого образа установили в часовне у Воскресенских ворот Китай-города, где икона в последующие столетия прославилась многими чудесами, особенно исцелениями больных.

Великомученица Злата

Святая Злата жила во времена мусульманского владычества в болгарском селе Слатина и происходила из бедной христианской семьи. Красота девушки привлекла внимание турка, который похитил её и склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда Злата отказалась, турецкие женщины и близкие родственники убеждали её изменить веру. Но мольбы родителей не поколебали девушку, и тогда турки подвергли святую страшным истязаниям: три месяца ежедневно избивали палками, вырезали из её кожи ремни, развешивая их перед ней, прижигали лицо раскалённой кочергой. В селе находился духовный отец мученицы, протоигумен афонского монастыря Тимофей, которому Злата передала просьбу помолиться за неё, он и стал свидетелем её мученической смерти. После жестоких истязаний турки повесили Злату на дереве и изрубили саблями.

Преподобный Никита Исповедник

Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797–802 гг.) и ее сына Константина находился при их дворе. Отказавшись от всех званий и почестей, он решил постричься в иноки, но по просьбе императора не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, прп. Никита за обличение ереси был изгнан. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти святой совершил много чудес.

Седмиезерная икона Божией Матери 

В средине семнадцатого века в Казани начался мор, уничтоживший почти все население города. Люди обратились к Божией Матери: молились перед Ее образом, который хранился в Седмиезерной пустыни. Крестным ходом икону перенесли из монастыря в город, после чего эпидемия прекратилась. Целый год почитаемая святыня находилась в Казани, затем ее вернули в пустынь. Приблизительно через сто лет эпидемия повторилась. Тогда жители Казани снова обратились к Царице Небесной, Которая отвела от города беду. Ныне Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы является одной из главных святынь Казанской епархии и хранится в Петропавловском соборе столицы Татарстана.

Священное Писание

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3

58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Глава 16

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.

2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Лк., 22 зач., VI, 1-10

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 1-10

Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид - неразумная ревность, а в существе - дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды - оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Семнадцатое столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре.

Притча

Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел вовнутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть. Устроившись поудобней, священник так же стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали. Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось. Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела, и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова:
– Спасибо за визит, и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду.

Молитвословия

Тропарь преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Добр купец бысть, Богомудре Вениамине,/ богатство бо свое тленно раздав,/ купил еси оным нетленное в Царствии небеснем,/ в немже ныне тамошних благ наслаждаяся богатне,/ проси нам мира и велия милости.

Кондак преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Куплю житейскую яко тщетную оставль/ и шед, купил еси себе многоценен бисер Христа,/ Емуже во иночестем образе/ труды и подвиги, безменством же и послушанием, преподобне Вениамине, благоугождая,/ приял от Него велию и богатую милость.

Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской

глас 1

Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.

Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской

глас 1

От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Божией Матери пред иконой ее Иверской

глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Седмиезерной»

Пресвятая Владычице наша Богородице, Небесная Царице, наша преблагая Надеждо, преизящная Отроковице, ненадеющымся надеяние, грешным спасение, сирым прибежище, странным предстательнице, нагим одеяние, скорбящым утешение и радосте, обидимым покровительнице и всем сущым в бедах и напастех вспоможение и заступление! О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Зриши наша беды, скорби и напасти: помози нам немощным, печальным и унылым, скорбным же и отчаянным, и всяку печаль отыми от нас. Обиду нашу Ты веси: разреши ту, Всенепорочная, якоже волиши и можеши: не даждь нам во отчаяние власти. Не имамы бо иныя помощи, разве Сына Твоего, Христа Бога нашего, и Тебе, о Мати Божия, о Владычице наша! Темже на Твой пречистый образ со воздыханием и с сокрушением сердца взираем, и колена до земли преклоняем, взывающе: Призри благосердым оком, Всепетая Богородице, и услыши нас, Преблагая: не отрини, но благоволи помиловати: не омерзй нашего воздыхания. Никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения во веки веков. Аминь.

Теги:
Иверская икона Божией Матери
Седмиезерная икона Божией Матери
великомученица Злата
преподобный Никита Исповедник

Все публикации