Седмица 20-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Фомы (I).
Священномученика Иоанна Рыбина пресвитера (1937).
Апостол Фома
Апостол Фома, вошедший в число двенадцати ближайших учеников Спасителя, был рыбаком из галилейского города Пансады. Он не поверил рассказам апостолов о Воскресении Иисуса Христа. На восьмой же день после Воскресения Господь явился Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул апостол. По словам Иоанна Златоуста, «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю…» По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, был пронзен пятью копьями. Части его мощей есть и на Афоне.
Евангелие дня
Нередко верующие задумываются над тем, как передать другому человеку веру? Вопрос действительно очень сложный, но прикровенно ответ на него звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 7.
17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Пытаясь доказать что-либо другому человеку, мы можем обосновывать свою мысль, исходя из более общих и очевидных для него тезисов, можем апеллировать к тому, кто для него авторитетен... Но самый действенный способ — сделать так, чтобы человек пережил то, о чём мы говорим, на собственном опыте. Если ребёнок не верит в существование жирафа, можно долго ему что-то объяснять и просить родителей подтвердить его существование, но вернее всего просто взять его в зоопарк — и он сам во всём убедится. Доказательства можно подделать, свидетеля можно заставить солгать, но личный опыт, причём глубокий, а не сиюминутный — совсем другое дело.
Как-то ко мне подошла одна студентка и сказала, что она из атеистической семьи и сама не верит в Бога. «Что мне сделать, чтобы поверить»? — сказала она. Вопрос был настолько простым и ясным, что все ответы, которые кружились у меня в тот момент в голове, казались перед этой простотой плоскими и формальными. Нельзя же было просто ответить «поверь», потому что речь шла не о той вере, которая возникает от нашего решения, но о глубокой и личной убеждённости в бытии Божием, о встрече с Ним. Я подумал, посоветовался с близкими и понял, что раз Бог существо личное, для общения с Ним мы должны обратиться к своему опыту общения с другими личностями.
Что же мы делаем, если желаем с кем-то общаться? Мы ищем этого человека, говорим с теми, кто его знает, и, наконец, сами говорим с ним. Студентке надо было поступить так же. При всей парадоксальности ситуации, ей нужно было обратиться к Богу, начать говорить с Ним, просить, чтобы Он открылся сердцу. Она искала веры и значит уже верила. Но боялась себе в этом признаться, хотела, чтобы Бог был, но ещё не была уверена.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Иоанн, который видел свою роль в том, чтобы подготовить людей к принятию Мессии, посылает учеников на встречу со Христом. Можно было сколько угодно о Нём рассказывать, но лучше всего было прийти и вступить в общение. И пусть эта встреча началась с вопросов и сомнений, разве не так происходит для многих из нас встреча с Богом. Главное в другом: ученики становятся свидетелями силы Божией, которая исцеляет и преображает жизнь людей. Иоанн не передал им веру во Христа, выраженную в словах, но сделал так, чтобы ученики могли получить опыт встречи со Спасителем и Господом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы — думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке.
Порфирий Кавсокаливит об антихристе
Однажды старца спросили о явлении антихриста, которое приближается. Старец ответил: «Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Точно вот что скажу: я знаю, что придет антихрист, что будет второе пришествие Христово, но когда — не знаю… Завтра? Через тысячу лет? — Этого я не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит второе пришествие Господне. И этот час для каждого уже очень близок». Если в наши дни явится антихрист, даст ли нам Бог силы выдержать страдания? — был новый вопрос. «Если мы исповедуемся, Христос даст нам эти силы… — сказал старец. — Пусть вас не тревожат вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях, знайте: если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла, ни даже самого незначительного вреда».
Три главные идеи Библии
1. В Библии представлена история спасения падшего человечества милосердным Богом. В богословской терминологии этот Божий план называется «домостроительством спасения».
2. Библия отражает постепенное само-откровение Бога людям. В ней видно, как постепенно, шаг за шагом, на протяжении веков, Бог открывает Себя людям и воспитывает человечество, постепенно «поднимая духовно-нравственную планку». Бог открывался человеку по мере того как тот мог это откровение «вместить», сообразуясь с его духовным уровнем. Бог говорил с кочевниками времен странствования по пустыни совсем иначе, чем с иудеями в синагоге.
И воздаяние было приспособлено к сознанию людей: если кочевникам во времена патриархов за благочестие даруется обильное потомство и приращение скота, земледельцам эпохи царей — обильная жатва, уведенным в вавилонский плен — возвращение на родину и восстановление Иерусалимского храма, то христианам — воскресение и причастие Божественной Жизни.
3. Библия свидетельствует о воплотившемся Боге, Иисусе Христе, призывает уверовать в Него и обличает тех, кто Его не принимает. Ветхий Завет подводит ко Христу, Евангелие повествует о Его жизни и учении, а Апостольские Послания толкуют Его учение.
Каппадокийская школа
Средоточие нашей веры — догмат Святой Троицы. Мы верим, что, как нас учит Библия, Бог един по существу и троичен в лицах. Писание говорит о том, что существует только один Бог; при этом Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, так же является Богом, как Богом является и Отец, и Святой Дух (различие между Ними усматривается лишь в ипостасных свойствах, а не по сущности). Есть и библейские стихи, где все три Лица упоминаются вместе, например, Господь Иисус посылает учеников крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).
Но эти библейские данные нуждались в объяснении: как Отец, Сын и Святой Дух соотносятся друг с другом? Как и Отец, и Сын, и Святой Дух являются Богом, но при этом существует только один Бог, а ни в коем случае не три? Это было особенно важно, чтобы избежать ересей — заведомо ошибочных попыток рассказать о тайне Бога.
Эту задачу взяли на себя отцы Каппадокийской Школы: святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. (Каппадокия — местность, где они служили). Будучи блестяще образованными людьми, они использовали язык античной философии, наполнив заимствованные из него термины православным содержанием, для передачи христианской истины. Церковь до сих пор живет их наследием.
Молитвословия
Тропарь апостола Фомы
глас 2
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.
Кондак апостола Фомы
глас 4
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.
Молитва апостолу Фоме
О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.