Церковный календарь

19 октября. Память апостола Фомы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 октября. Память апостола Фомы

Седмица 19-я по Пятидесятнице
День постный. 6 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Фомы (I).

Священномученика Иоанна Рыбина пресвитера (1937).

Апостол Фома

Апостол Фома, вошедший в число двенадцати ближайших учеников Спасителя, был рыбаком из галилейского города Пансады. Он не поверил рассказам апостолов о Воскресении Иисуса Христа. На восьмой же день после Воскресения Господь явился Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул апостол. По словам Иоанна Златоуста, «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю…» По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, был пронзен пятью копьями. Части его мощей есть и на Афоне.

Священное Писание

Флп., 237 зач., I, 12-20

12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, 13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, 14 и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.

15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; 17 а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, 19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, 20 при уверенности и надежде моей, || что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1

46 Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что́ Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

ГЛАВА 7.

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 46-7, 1

"Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы — думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке.

Порфирий Кавсокаливит об антихристе

Однажды старца спросили о явлении антихриста, которое приближается. Старец ответил: «Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Точно вот что скажу: я знаю, что придет антихрист, что будет второе пришествие Христово, но когда — не знаю… Завтра? Через тысячу лет? — Этого я не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит второе пришествие Господне. И этот час для каждого уже очень близок». Если в наши дни явится антихрист, даст ли нам Бог силы выдержать страдания? — был новый вопрос. «Если мы исповедуемся, Христос даст нам эти силы… — сказал старец. — Пусть вас не тревожат вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях, знайте: если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла, ни даже самого незначительного вреда».

Три главные идеи Библии

1. В Библии представлена история спасения падшего человечества милосердным Богом. В богословской терминологии этот Божий план называется «домостроительством спасения».

2. Библия отражает постепенное само-откровение Бога людям. В ней видно, как постепенно, шаг за шагом, на протяжении веков, Бог открывает Себя людям и воспитывает человечество, постепенно «поднимая духовно-нравственную планку». Бог открывался человеку по мере того как тот мог это откровение «вместить», сообразуясь с его духовным уровнем. Бог говорил с кочевниками времен странствования по пустыни совсем иначе, чем с иудеями в синагоге.

И воздаяние было приспособлено к сознанию людей: если кочевникам во времена патриархов за благочестие даруется обильное потомство и приращение скота, земледельцам эпохи царей — обильная жатва, уведенным в вавилонский плен — возвращение на родину и восстановление Иерусалимского храма, то христианам — воскресение и причастие Божественной Жизни.

3. Библия свидетельствует о воплотившемся Боге, Иисусе Христе, призывает уверовать в Него и обличает тех, кто Его не принимает. Ветхий Завет подводит ко Христу, Евангелие повествует о Его жизни и учении, а Апостольские Послания толкуют Его учение.

Каппадокийская школа

Средоточие нашей веры — догмат Святой Троицы. Мы верим, что, как нас учит Библия, Бог един по существу и троичен в лицах. Писание говорит о том, что существует только один Бог; при этом Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, так же является Богом, как Богом является и Отец, и Святой Дух (различие между Ними усматривается лишь в ипостасных свойствах, а не по сущности). Есть и библейские стихи, где все три Лица упоминаются вместе, например, Господь Иисус посылает учеников крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

Но эти библейские данные нуждались в объяснении: как Отец, Сын и Святой Дух соотносятся друг с другом? Как и Отец, и Сын, и Святой Дух являются Богом, но при этом существует только один Бог, а ни в коем случае не три? Это было особенно важно, чтобы избежать ересей — заведомо ошибочных попыток рассказать о тайне Бога.

Эту задачу взяли на себя отцы Каппадокийской Школы: святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. (Каппадокия — местность, где они служили). Будучи блестяще образованными людьми, они использовали язык античной философии, наполнив заимствованные из него термины православным содержанием, для передачи христианской истины. Церковь до сих пор живет их наследием.

Молитвословия

Тропарь апостола Фомы

глас 2

Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак апостола Фомы

глас 4

Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.

Молитва апостолу Фоме

О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Фома

Все публикации