Сегодня верующие отмечают особый день — Антипасху. Человек, впервые услышавший это название, возможно, придет в замешательство, ведь приставка «анти» в нашей жизни означает нечто противоположное понятию. Однако в случае церковного торжества, празднуемого сегодня, «анти» обозначает «вместо», можно сказать — «Вместо Пасхи» или «Вторая Пасха». А традиция этого празднества сложилась благодаря апостолу Фоме. День Антипасхи, как и всю последующую седмицу, также называют именем этого ученика Христова — Фоминой неделей.
В тот день, когда воскресший Иисус Христос явился ученикам Своим, святой Фома по каким-то причинам отсутствовал. Позже, когда он присоединился к ним, воодушевленные и обрадованные апостолы рассказывали ему о чудесном явлении Спасителя, но Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И в восьмой день по Своем Воскресении Христос явился вновь ученикам, среди которых был и Фома. Спаситель обратился к нему и сказал: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20, 26-27). Фома, увидев и осязав любимого Учителя, воскликнул с чувством: «Господь мой и Бог мой!».
В народе из-за этого евангельского события сложилось даже ироничное выражение «Фома неверующий». Однако, насколько справедливо это высказывание? Между прочим, именно Фома первым объявил свое решение следовать за Христом даже на смерть. Это случилось в тот день, когда Христос сказал ученикам, что нужно идти в Вифанию к умершему Лазарю. Ученики стали отговаривать Его, ведь всем было известно, что фарисеи хотели убить Господа. Один Фома, рассеивая боязливость и нерешительность других последователей Христовых, уверенно и мужественно заявил: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Это было твердое решение следовать за Господом и, если понадобится, даже отдать за Него свою жизнь.
После страшного Распятия Господа все ученики растерялись. И апостол Фома, конечно же, тоже был разочарован и смертельно напуган. Но в его неверии, как это ни парадоксально, нет отрицания, а есть страстное желание веры, какое только может иметь чистая святая душа. Его «сомневание» — это поиск истины и поиск Бога, Которому он уже открыто высказал готовность отдать всю свою жизнь. Неверие Фомы указывает, прежде всего, на его неутолимую жажду истины, в которой он хочет утвердиться, чтобы послужить ей до конца. Имеем ли мы такую жажду, называя порой довольно небрежно Фому «неверующим»?
Иногда всех нас охватывает неверие или сомнения, связанные с духовной жизнью или духовным ростом. Бывает, душа жаждет какого-то уверения, некоей «весточки» от Бога, и мы всматриваемся в последовательность жизненных событий, стараясь уловить Его Промысл, слышим о чудесах, таких как, например, мироточение икон или нетленность святых мощей. Но это лишь отчасти утешает сердце. По-настоящему греет душу ВЕРА, которой Бог «награждает» людей искренне ищущих Его.
«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29), — говорит Господь апостолу Фоме. Сказано же это про всех нас — людей, будущих времен, поколений, столетий. И как заметил святитель Игнатий Брянчанинов: «Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами!». Счастлив тот, кто нашел Бога в своих ближних, которых можно обнять; кто доверился Господу, лишь услышав Его призывающий голос посредством Священного Писания; кто, глазами не видя Спасителя, встречается с Ним по вкушении Святых Пречистых Тела и Крови Христовых. «Блаженны невидевшие», но с верой живущие на этой земле.