16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

6128
Фото

Седмица 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Евангелие дня

Какие конкретно усилия необходимо совершить человеку, чтобы сохранить себя в праведности и чистоте перед Богом? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 7.

17Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

23и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

30а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Евангелие от Луки говорит о том, что Иоанн Креститель знал, Кто такой Иисус ещё до своего рождения. Когда Пресвятая Богородица пришла к Елисавете, которая была беременна Иоанном, младенец почувствовал это. Как пишет евангелист: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её». Это была первая встреча Иоанна со Христом. Также Евангелие говорит нам, что Предтеча опознал в Иисусе Мессию во время крещения Спасителя на Иордане. Поэтому он и говорит: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Кроме того, Иоанна видел Духа Святого, который сходит на Иисуса и слышал голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Откуда же теперь сомнения? Почему он теперь спрашивает: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?»

Христианские экзегеты объясняют это заботой Иоанна о своих учениках. Он специально посылает своих последователей ко Христу, чтобы они сами удостоверились в том, что это и есть обещанный Мессия. Чтобы стали Его учениками.

Но можно это понимать и в другом смысле. У апостола Павла есть замечательный призыв, адресованный всякому из нас. «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Всё испытывайте, хорошего держитесь», — пишет он в послании к христианам города Фессалоники. Именно эту духовную работу и совершает пророк Иоанн. Он знает, как лукавый вводит в заблуждение даже великих подвижников. Знает, как изменчивы наши мысли и чувства. А потому словно не спешит доверять самому себе. Он постоянно задаёт себе вопрос: а не обманывается ли он? Нет ли в его вере в Иисуса как Сына Божия нечестности и лукавства? Может быть, он сам себе придумал, что этот плотник из Назарета — Мессия, чтобы потешить своё самолюбие? Ведь нет ничего почётнее, чем быть Предтечей и Крестителем обещанного Спасителя.

И Господь одобряет эту духовную работу. Поэтому он говорит людям: «из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Иначе говоря: Иоанн велик, потому что очень внимательно, больше, чем другие, следит за своим сердцем и его чистотой. Но даже эти великие усилия не дадут ему то, что может дать человеку только благодать Духа Святого. Когда Святой Дух приходит в душу, там открывается Небесное Царство. Это состояние, когда пропадают все вопросы и все сомнения. Когда человек встречает Бога лицом к лицу. И ему не нужны никакие дополнительные свидетельства. Он узнает всё, что ему необходимо знать. Именно в таком состоянии был Иоанн, когда пророчествовал о Спасителе во чреве матери и во время Крещения Христа. Такое состояние может получить и каждый из нас в свою меру. Всё, что для этого необходимо, — хранить своё сердце в чистоте, стоять на его страже так, как стоял Иоанн Креститель. То есть непрестанно быть готовым, что в любой момент Дух Божий может посетить нас и наставить на всякую истину.

Священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. И даже если, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех никакими обстоятельствами. Даже если он не может порвать с грехом, если не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает — мистически разрушает душу и тело человека.

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

О богодухновенности Священного Писания

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.

Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Священное Писание — не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.

Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.

Полезный совет

Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить. Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В день памяти святителя Агафангела Ярославского митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме В день памяти святителя Агафангела Ярославского митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме

12 ноября, в праздник обретения мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Рождества Пресвятой Богородицы Казанского собора Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.