Церковный календарь

16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

19-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 3 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Священное Писание

Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 2 8и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, 29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Глава 2

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Лк., 24 зач., VI, 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У нашей страны не было легких времен. Некоторые наблюдатели спрашивают, в том числе меня как Патриарха, чем объяснить такой высокий уровень религиозности нашего народа, несмотря на революцию, атеистическое прошлое. Как могло случиться, что народ пережил религиозное возрождение? Обычно я отвечаю так: народ наш был свидетелем слишком многих чудес и знамений, чтобы потерять веру. А Заступницей пред Богом о стране нашей, о народе нашем является Пречистая Преблагословенная Дева Мария. И мы поклоняемся образу Богородицы с Покровом на руках как символу заступничества за всех нас, за Отечество наше, за народ наш и за Церковь нашу. 

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

О богодухновенности Священного Писания

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.

Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Священное Писание — не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.

Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.

Полезный совет

Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить. Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Дионисий Ареопагит
блаженный Исихий Хоривит
святитель Агафангел Ярославский
православный календарь

Все публикации