Седмица 17-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I).
Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (320). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Преподобного Петра в Атрое (IX). Великомученицы Кетевани (Кетеван), царицы Кахетинской (1624) (Груз.).
Священномучеников Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме установлен Церковью в память освящения в 335 году воздвигнутого императором Константином Великим на месте Голгофы и Гроба Господня храма Воскресения Христова. Храм был освящён отцами Тирского собора, постановившими ежегодно обновлять в памяти христиан это событие празднованием. Храм был заложен сразу после обретения святой равноапостольной Еленой Креста Господня, и поэтому праздник соединился с празднованием Крестовоздвижения. Связь праздников получила отражение и в их богослужении: в службе Обновлению храма есть ряд песнопений, посвящённых Кресту Господню, а в службе Воздвижению упоминается храм Воскресения. Этим праздником Церковь напоминает нам о необходимости обновления наших душ и предлагает в помощь Крест Господень.
В этот день свой престольный праздник отмечает Воскресенское Новоиерусалимское архиерейское подворье города Казани.
Священномученик Корнилий сотник
После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.
Евангелие дня
Сегодня верующие черпают истины о Боге из Священного Писания. Но как появилось само Писание и откуда люди, его написавшие, знали, что писать? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения..
Глава 16.
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Иисус Христос, наверное, самая известная личность в истории человечества. Не все разбираются в тонкостях христианского богословия, но даже неверующие слышали Его имя и знают, что Он был известным проповедником, в честь которого и называется мировая религия — христианство. Однако внимательный читатель Нового Завета довольно быстро заметит, что сам Христос Евангелистами, да и другими авторами не воспринимался как простой проповедник, пусть даже и совершенно гениальный. Кроме того, если обратить внимание не на то, что говорят о Нём окружающие, а на то, что говорит Он сам, окажется, что Его в меньшей степени занимало то, как люди воспринимали Его проповеди и в большей степени то, как люди воспринимали Его самого. Для проповедника это совершенно необычно, хотя не невероятно, конечно. Мало ли, человек очень заинтересован не только в том, как воспринимаются истины, которые он произносит, но и в том, кем считают: пророком, революционером, претендующим на царский трон... каким-то особенным человеком. Но вот тут-то Иисус Христос радикальным образом отличается от любых проповедников, потому что обычные ответы Его совершенно не устроили...
Он не просто спрашивает: «За кого люди почитают Меня?», но добавляет титул «Сына Человеческого». Помогая апостолам правильно ответить на вопрос этим наименованием, он указывает на Своё Мессианское достоинство. Люди могут считать Его воскресшим Иоанном Крестителем, Иеремией или кем-то из других пророков древности, но Пётр, выступающий от лица апостолов, правильно расслышал намёк Спасителя, почему и отвечает Ему: «Ты Христос, то есть помазанник, Царь Израилев, для Которого упомянутый Иоанн был Предтечей, которого ждали пророки древности». Более того, Христос — это Тот, кто обещан ещё праматери Еве как освободитель человеческого рода от последствий грехопадения.
Такой ответ был бы правильным, потому что Христос действительно не просто проповедник, но Мессия... и в то же время такой ответ был бы неполным. Именно поэтому после слова «Христос» Пётр добавляет «Сын Бога живого». И это уже, конечно, не просто человеческий титул. Но важно не это. Важно, что Пётр не мог выдумать этого сам — это было откровение свыше. Неслучайно Учитель говорит Ему: «Блажен ты Симон, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Дух Отца Моего». Увидеть в человеке учителя, пророка и даже того, кто претендует на Мессианский, то есть царский титул вполне возможно, но увидеть в человеке Сына Божьего и Бога — исключено. Не героя, не мифического полубога, не призрака, но Творца мира. В том, что произошло с Петром, есть явный признак истинной религии, которая не выдумывается пытливым человеческим умом, но даётся в откровении, ниспосылается Богом в человеческое сердце.
В Священном Писании много такого, что могло бы быть написано обычными людьми. Истории народов, битв, жизнеописания отдельных людей и их сердечные переживания. Однако Священным оно называется не потому, что говорит о священных для человека вещах, ведь и для язычников их идолы были священными. Мы называем Библию Священным Писанием, потому что в ней нам открывается Святой Бог, Живой и Личный, способный к общению и любви.
«Воскресение словущие»
Праздник Обновления храма Воскресения Христова в народе называется «Воскресением словущим», то есть он «слывет» Воскресением, в отличие от праздника Христова Воскресения или воскресного дня. Святитель Филарет (Дроздов) так объясняет это название праздника: «Это название не церковное, а народное. Народ видит храм Воскресения Христова, ждёт храмового праздника и видит, что праздник сей совершается не в Светлое Воскресение и часто совсем не в день воскресный, а в понедельник или другой день недели, в какой приходится 13-й день месяца сентября. Встречая вид несообразности и не зная истории, чтобы объяснить её, народ искал выражения, чтобы отличить сей праздник от воскресных, и дал ему название словущего, то есть так называемого воскресения. Он хотел сказать, что это не Светлое Воскресение, не воскресный день седмицы, но особый праздник, который хотя случается и не в воскресный день, но слывёт, в народном употреблении именуется воскресением, потому что принадлежит храму Воскресения Христова».
О чине Воздвижения Креста Господня
Более полутора тысяч лет тому назад произошло поистине величайшее событие: благодаря воле Божией и стараниям благочестивой царицы Елены христиане вновь обрели утерянный Крест Христов — важнейшее орудие против темных сил. Верующие чтят эту святыню, символизирующую победу жизни над смертью, и страдания и крестную смерть Иисуса Христа.
В этот день на всенощном бдении совершается древний чин Воздвижения Креста Господня. Это великое действо происходит, как правило, в кафедральных соборах и крупных городских храмах.
Чин Воздвижения Креста — один из самых торжественных чинов Православной Церкви. Во время великого славословия совершается каждение святого престола, на котором находится Святой Крест. Затем Крест выносится на середину храма, что символизирует шествие Спасителя на страдание и вольную смерть. После этого духовенство во главе с настоятелем совершает воздвижение Креста Господня, украшенного живыми розами. Хор в это время исполняет «Господи, помилуй». По окончании чина верующие кланяются святыне, которая будет находиться в храме до отдания праздника Воздвижения.
Церковные писатели создали ряд прекрасных произведений для богослужений по случаю праздника Воздвижения Креста Господня — стихир и канонов.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Храмы Божии помогают нам не только сосредоточиться в молитве, не только почувствовать Божие присутствие, но и очень многое понять и прочувствовать. Именно поэтому храмы создавались как выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Они наполняются замечательными иконами, в храмах всегда раздается благозвучное пение. Все это связывает нас с величайшей национальной духовной культурой, из которой мы как народ и выросли. Вне зависимости от того, насколько человек сознает себя религиозным, он из того самого истока, ведь за ним стоят его деды, прадеды и пращуры. Всё это православные люди, и эта огромная сила, которая передается нам из поколения в поколение, хотя и ослабляется нашими грехами, разрушается нашими недугами, но до сих пор питает наш народ.
Молитвословия
Тропарь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
глас 4
Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.
Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
глас 4
Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.
Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
глас 2
Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.
Тропарь предпразднства Воздвижения
глас 4
Животворящий Крест Твоея благости,/ Егоже даровал еси нам недостойным Господи,/ Тебе приносим в молитву,/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,/ Едине Человеколюбче.
Тропарь предпразднства Воздвижения
глас 4
Животворящий Крест Твоея благости,/ егоже даровал еси нам недостойным, Господи,/ Тебе приносим в молитву:/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,// Единe Человеколюбче.
Тропарь священномученика Корнилия
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.