Церковный календарь

26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

15-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 13 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I).

Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (320). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Преподобного Петра в Атрое (IX). Великомученицы Кетевани (Кетеван), царицы Кахетинской (1624) (Груз.).

Священномучеников Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме установлен Церковью в память освящения в 335 году воздвигнутого императором Константином Великим на месте Голгофы и Гроба Господня храма Воскресения Христова. Храм был освящён отцами Тирского собора, постановившими ежегодно обновлять в памяти христиан это событие празднованием. Храм был заложен сразу после обретения святой равноапостольной Еленой Креста Господня, и поэтому праздник соединился с празднованием Крестовоздвижения. Связь праздников получила отражение и в их богослужении: в службе Обновлению храма есть ряд песнопений, посвящённых Кресту Господню, а в службе Воздвижению упоминается храм Воскресения. Этим праздником Церковь напоминает нам о необходимости обновления наших душ и предлагает в помощь Крест Господень.

В этот день свой престольный праздник отмечает Воскресенское Новоиерусалимское архиерейское подворье города Казани.

Священномученик Корнилий сотник

После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.

Священное Писание

Гал., 210 зач., IV, 8-21

8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Мк., 26 зач., VI, 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53

«Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

«Воскресение словущие»

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в народе называется «Воскресением словущим», то есть он «слывет» Воскресением, в отличие от праздника Христова Воскресения или воскресного дня. Святитель Филарет (Дроздов) так объясняет это название праздника: «Это название не церковное, а народное. Народ видит храм Воскресения Христова, ждёт храмового праздника и видит, что праздник сей совершается не в Светлое Воскресение и часто совсем не в день воскресный, а в понедельник или другой день недели, в какой приходится 13-й день месяца сентября. Встречая вид несообразности и не зная истории, чтобы объяснить её, народ искал выражения, чтобы отличить сей праздник от воскресных, и дал ему название словущего, то есть так называемого воскресения. Он хотел сказать, что это не Светлое Воскресение, не воскресный день седмицы, но особый праздник, который хотя случается и не в воскресный день, но слывёт, в народном употреблении именуется воскресением, потому что принадлежит храму Воскресения Христова».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны помнить, что христианская вера, христианская религия – это религия оптимизма. Почему? Да потому что Господь дал нам, людям земли, великий дар свободы, и чтобы мы его не использовали во зло, Он нас вразумил, Он дал нам Евангелие, Он дал нам руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути. И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и преобразить лик окружающего нас мира. Именно к такому шествию по жизненному пути я и призываю всех вас. Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами.

Молитвословия

Тропарь священномученика Корнилия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Тропарь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 2

Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ Егоже даровал еси нам недостойным Господи,/ Тебе приносим в молитву,/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,/ Едине Человеколюбче.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ егоже даровал еси нам недостойным, Господи,/ Тебе приносим в молитву:/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,// Единe Человеколюбче.

Теги:
Воскресение словущее
Священномученик Корнилий Сотник
православный календарь

Все публикации