Церковный календарь

23 сентября. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 сентября. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

16-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 10 сентября по ст. ст

В этот день совершается память: 

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).

Преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апостолов от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверной царицы Греческой Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.

Священномучеников Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, преподобномучеников Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мученика Симеона Туркина, мученицы Татианы Гримблит (1937); священномученика Уара, епископа Липецкого (1938).

Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами. С детских лет исповедуя христианство, они решили сохранить ради Господа свою невинность и уединиться в пустыне. Со временем слухи об их жизни дошли до правителя Вифинской области Фронтона, который приказал схватить христианок. После долгих уговоров принести жертву идолам правитель отдал святых дев на казнь. Приняв страшные муки, Минодора, Митродора и Нимфодора упокоились, до последнего вздоха вознося молитвы к Господу. Тела мучениц хотели сжечь, но сильный дождь погасил разожженный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Тела исповедниц были с почестями похоронены христианами у Теплых вод в Пифиях.

Преподобный Павел Послушливый

Преподобный Павел Послушливый был подвижником в Дальних Киевских пещерах (ХIII–ХIV). По принятии иноческого пострига в Печерском монастыре святой безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден и, когда был свободен от послушаний, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой. Храня непрестанную внутреннюю молитву, он «проводя живот свой, побожно скончася». Ему было около 35 лет.

Мученик Варипсав

Мученик Варипсав жил во II веке. По преданию, некий праведник Иаков во время крестных страданий Христа Спасителя принял в особый сосуд, сделанный из тыквы, истёкшую из Его прободённого ребра кровь и воду и хранил его с драгоценной святыней. Чтобы никто не знал, что в тыкве Кровь, он наливал поверх неё елей. Умирая, он передал святыню двум отшельникам, один из которых перед своей кончиной оставил её пустыннику Варипсаву. Святой Варипсав бережно и свято хранил священную реликвию, обходя грады и веси и совершая чрез неё множество чудес. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от святыни, решили похитить её, чтобы использовать в корыстных целях. Напав ночью на святого Варипсава, они убили его, завладели сосудом, в котором находилась Святая Кровь, но ничего в нём не нашли.

Благоверная царица Греческая Пульхерия

Пульхерия, дочь императора Аркадия (395–408), после его кончины, в 414–421 годах, была регентом при своём малолетнем брате Феодосии Младшем (408–450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием. После смерти брата она пожелала удалиться в монастырь, но сановники просили её не оставлять управления и стать супругой военачальника Маркиана. Святая была готова пожертвовать уединением, но при условии, что её девственная чистота не будет нарушена. Маркиан дал согласие на такой брак, так как и сам отличался благочестием. Таким образом, царственная чета несколько лет управляла империей и устраивала церковные дела, важнейшим из которых был созыв в 451 году IV Вселенского Собора. Память святой благоверной царицы Пульхерии с благоговением хранится Вселенской Церковью.

Священное Писание

Гал., 214 зач., VI, 2-10

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5 ибо каждый понесет свое бремя.

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Мк., 29 зач., VII, 14-24

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24

«Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а вот что надо сделать». Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, не случайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности.

IV Вселенский Собор

В 450 году скоропостижно скончался император Феодосий II, не оставив наследников, и на престол вступила его сестра Пульхерия. В силу необходимости она сочеталась браком с сенатором Маркианом, но продолжала пребывать в девстве. Святая Пульхерия сразу позаботилась об устроении церковных дел. Для формулировки догмата о соединении двух природ в единой ипостаси Господа Иисуса Христа она созвала IV Вселенский Собор. Собор был прекрасно организован и проходил в Халкидоне недалеко от императорской резиденции, вследствие чего в его работе принимало участие большое число сановников. Собор заседал в храме Великомученицы Евфимии с 8 по 31 октября 451 года. В соборе участвовало более 600 архиереев под председательством архиепископа Анатолия Константинопольского.

Догматическое определение IV Вселенского Собора имеет огромное значение для христологии. Отцы собора не только исповедали единство ипостаси Господа Иисуса Христа: «все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве», но определили и образ соединения в Нём двух природ: «исповедуем одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Первые два термина («неслитно», «неизменно») опровергают ересь монофизитства об одной, Божественной, природе Спасителя. Последующие два определения («нераздельно», «неразлучно») низвергают ересь единомышленников Нестория, разделявшего единое лицо Господа Иисуса Христа на две ипостаси: Божественную и человеческую. Две природы Господа Иисуса Христа, согласно Оросу Собора, являясь подлинным Божеством и человечеством, не сливаются в одно богочеловеческое естество и не составляют отдельных ипостасей.

Заповеди блаженства

Должен ли христианин любить себя? С одной стороны, самолюбие – корень всех страстей, с другой стороны, нам дана Богом заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Ответ кроется в правильном понимании любви к себе. В христианстве она понимается не как эгоизм, а как исполнение Заповедей Божьих (Рим.13:10): не краду – значит, люблю себя; не убиваю, не сплетничаю, не прелюбодействую – значит, люблю себя.

Тот, кто любит себя, стремится к счастью. Абсолютно, безусловно счастлив только Бог. Он создал нас для того, чтобы поделиться им и  является источником истинного счастья. В Нагорной проповеди Спаситель предлагает людям стать совершенными, даёт  девять Заповедей блаженства. В них Он  начертал образец жизни для христиан. Заповеди блаженства содержатся в Новом Завете: Мф.5:3-12 и Лк.6:20-23. (Евангелист Лука писал Евангелие для язычников и ограничил перечень заповедей четырьмя).

Невозможно заставить человека быть счастливым, поэтому Господь не говорит должны, а говорит блаженны. Блаженство – это не просто сумма земных благ, а состояние души человека. Блаженство – это внутренняя, духовная радость, неугасающая радость от чувства единства с Богом. Бог всеблажен, соответственно, блаженство – это приобщение к блаженству Бога.

При этом нам важно понять, что: блаженство – это результат; средство его достижения – исполнение заповедей, целью чего является единение с Богом. Т.е. блаженство само по себе не является целью. Например, если мы любим человека, то для нас важно общение с ним, он сам, а радость от общения – это следствие общения с любимым.

Христианские добродетели, к которым призывают Заповеди блаженства, – это не абстрактные правила хорошего поведения, а качества Христа. Он смирен, милостив, кроток, чист сердцем, даже гоним. Даже плач, как сопереживание, явил нам Спаситель (Ин.11:35).

Молитвословия

Тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 2

Яко древо насаждение при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/ сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./ Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/ моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая тех житием своим, всечестне,/ яко черпалом златым от кладезя неископаннаго,/ чудес почерпл еси от источника неистощимаго,/ на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе,/ ныне всем даеши грехом прощение.

Тропарь преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Послушанию Христову подражавый,/ и Имени Его ради во всяком послушании, терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/ мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,/ к Нему всегда молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Послушника истинна и преподобным равночестна,/ всеблаженнаго отца нашего Павла,/ приидите, любимицы, усердие ублажим,/ яко молящася непрестанно о всех нас.

Кондак мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

глас 4

За Троицу терпеливно страдальчествовавшия,/ многокозненнаго врага победисте,/ братски облекшеся Духом,/ темже водвористеся с пятьми девами/ в Hебесном, страстотерпицы, чертозе,/ и со Ангелы Всецарю// в веселии непрестанно предстоите.

Теги:
Преподобный Павел Послушливый
мученик Варипсав
мученица Минодора Вифинская
благоверная царица Пульхерия
православный календарь

Все публикации