23 сентября. Память мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

3774
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305—311).

Преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апостолов от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверной царицы Греческой Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.

Священномучеников Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, преподобномучеников Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мученика Симеона Туркина, мученицы Татианы Гримблит (1937); священномученика Уара, епископа Липецкого (1938).

Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами. С детских лет исповедуя христианство, они решили сохранить ради Господа свою невинность и уединиться в пустыне. Со временем слухи об их жизни дошли до правителя Вифинской области Фронтона, который приказал схватить христианок. После долгих уговоров принести жертву идолам правитель отдал святых дев на казнь. Приняв страшные муки, Минодора, Митродора и Нимфодора упокоились, до последнего вздоха вознося молитвы к Господу. Тела мучениц хотели сжечь, но сильный дождь погасил разожженный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Тела исповедниц были с почестями похоронены христианами у Теплых вод в Пифиях.

Преподобный Павел Послушливый

Преподобный Павел Послушливый был подвижником в Дальних Киевских пещерах (ХIII—ХIV). По принятии иноческого пострига в Печерском монастыре святой безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден и, когда был свободен от послушаний, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой. Храня непрестанную внутреннюю молитву, он «проводя живот свой, побожно скончася». Ему было около 35 лет.

Мученик Варипсав

Мученик Варипсав жил во II веке. По преданию, некий праведник Иаков во время крестных страданий Христа Спасителя принял в особый сосуд, сделанный из тыквы, истёкшую из Его прободённого ребра кровь и воду и хранил его с драгоценной святыней. Чтобы никто не знал, что в тыкве Кровь, он наливал поверх неё елей. Умирая, он передал святыню двум отшельникам, один из которых перед своей кончиной оставил её пустыннику Варипсаву. Святой Варипсав бережно и свято хранил священную реликвию, обходя грады и веси и совершая чрез неё множество чудес. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от святыни, решили похитить её, чтобы использовать в корыстных целях. Напав ночью на святого Варипсава, они убили его, завладели сосудом, в котором находилась Святая Кровь, но ничего в нём не нашли.

Благоверная царица Греческая Пульхерия

Пульхерия, дочь императора Аркадия (395—408), после его кончины, в 414—421 годах, была регентом при своём малолетнем брате Феодосии Младшем (408—450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием. После смерти брата она пожелала удалиться в монастырь, но сановники просили её не оставлять управления и стать супругой военачальника Маркиана. Святая была готова пожертвовать уединением, но при условии, что её девственная чистота не будет нарушена. Маркиан дал согласие на такой брак, так как и сам отличался благочестием. Таким образом, царственная чета несколько лет управляла империей и устраивала церковные дела, важнейшим из которых был созыв в 451 году IV Вселенского Собора. Память святой благоверной царицы Пульхерии с благоговением хранится Вселенской Церковью.

Евангелие дня

Когда мы — христиане — говорим о Втором Пришествии Христовом и о кончине привычного нам физического мира, то на нас смотрят как на сумасшедших фанатиков. Какая такая кончина мира? Какое такое Второе Пришествие? И какие такие, показанные в видении апостолу Иоанну Богослову, новое небо и новая земля? Да и вообще почему практически любая религиозная система предвосхищает окончание существования жизни в известных нам формах? Откуда всё это? Наш ответ прост, предсказуем и незатейлив: обо всём этом сказал Сам Господь наш Иисус Христос, а не верить Ему мы не можем, так как Его слова неизбежно сбываются. Давайте послушаем Христовы слова относительно кончины видимого мира и попытаемся понять, какие выводы можно сделать из этих слов. Они звучат сегодня в православных храмах во время литургии и взяты из 24-й главы Евангелия от Матфея.

Глава 24.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого;

40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Пророческие речи Христа содержат в себе два основных направления: первое касается судьбы Иерусалима, второе — конечных судеб всего мира. То, что сказал Господь об Иерусалиме, уже давно исполнилось, ну а второе не может не исполниться не только потому, что так сказал Христос, но и потому, что физическая жизнь исполнена страданий, грехов, страха и оканчивается неизбежной смертью. Такое положение дел не может продолжаться бесконечно долго, потому как Бог не создавал человека для страданий, человек создан для блаженства пребывания с Богом, но сама наша природа после грехопадения прародителей препятствует таковому пребыванию, следовательно, рано или поздно она будет изменена, и всё вернётся к первоначальному замыслу Бога.

Конечно, мы можем в это всё не верить. Имеем полное право. У нас свободная воля, у нас разум, и мы можем пользоваться ими по своему усмотрению.

Именно так — по своему усмотрению — пользовались и волей, и разумом современники Ноя, которого Христос упомянул, говоря о кончине мира. Упомянул Он его, конечно же, не случайно. Ной в контексте этой речи — идеальный пример человека, который нашёл в себе силу поверить Богу. Именно силу, ведь для того, чтобы проявить свою веру, Ною понадобилось строить ковчег и готовиться, причём, Священное Писание свидетельствует, что строительство ковчега заняло у Ноя порядка ста лет, а это означает, что Ною пришлось изо дня в день жить по вере в течение века. Всё это время он не мог не подвергаться нападкам со стороны своих современников, потому как сложно представить нечто более странное, чем строительство громадной лодки вдали от каких бы то ни было подходящих для плавания на большом судне водоёмов. Однако Ной строил и не обращал внимание на доводы человеческого разума. Он верил Богу, несмотря ни на что. Можно только догадываться чего стоила Ною такая вера, и с какими проблемами ему пришлось столкнуться. В конечном же итоге, как мы знаем, оказался прав он, а не те, кто пытался приводить разумные, как им казалось, доводы.

Христос, говоря о кончине мира, призывал помнить о Ное и уподобляться ему в вере. Конечно, это в высшей степени непросто, а потому никогда люди, подобные Ною, не будут в большинстве, их всегда будут единицы. Дай же Бог, чтобы хотя бы кому-то из нас удалось оказаться в их числе!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вспомним святых мучеников, древних и новых, которые не отрекались от Христа даже под страхом мучений и смерти. Это что, интеллектуальный фанатизм? Конечно нет! Всякие интеллектуальные аргументы рушатся под натиском физической боли, и человек силен в этот момент не разумом своим — он силен духом. Святые мученики не отказывались от Христа, даже тогда, когда их распинали, возводили на костры, четвертовали, и тогда, когда их томили в подземельях, говоря, что «никто в мире не узнает, что ты за Христа умираешь, ты войдешь в историю как государственный преступник». Они не опасались ни боли, ни смерти, ни исторического небытия, потому что опыт общения с Богом, соприкосновение с реальным счастьем — это соприкосновение с Царствием Божиим, которое обогащает человека таким опытом и такой силой, что он никогда не откажется от этого состояния даже под угрозой смерти.

IV Вселенский Собор

В 450 году скоропостижно скончался император Феодосий II, не оставив наследников, и на престол вступила его сестра Пульхерия. В силу необходимости она сочеталась браком с сенатором Маркианом, но продолжала пребывать в девстве. Святая Пульхерия сразу позаботилась об устроении церковных дел. Для формулировки догмата о соединении двух природ в единой ипостаси Господа Иисуса Христа она созвала IV Вселенский Собор. Собор был прекрасно организован и проходил в Халкидоне недалеко от императорской резиденции, вследствие чего в его работе принимало участие большое число сановников. Собор заседал в храме Великомученицы Евфимии с 8 по 31 октября 451 года. В соборе участвовало более 600 архиереев под председательством архиепископа Анатолия Константинопольского.

Догматическое определение IV Вселенского Собора имеет огромное значение для христологии. Отцы собора не только исповедали единство ипостаси Господа Иисуса Христа: «все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве», но определили и образ соединения в Нём двух природ: «исповедуем одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Первые два термина («неслитно», «неизменно») опровергают ересь монофизитства об одной, Божественной, природе Спасителя. Последующие два определения («нераздельно», «неразлучно») низвергают ересь единомышленников Нестория, разделявшего единое лицо Господа Иисуса Христа на две ипостаси: Божественную и человеческую. Две природы Господа Иисуса Христа, согласно Оросу Собора, являясь подлинным Божеством и человечеством, не сливаются в одно богочеловеческое естество и не составляют отдельных ипостасей.

Заповеди блаженства

Должен ли христианин любить себя? С одной стороны, самолюбие — корень всех страстей, с другой стороны, нам дана Богом заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Ответ кроется в правильном понимании любви к себе. В христианстве она понимается не как эгоизм, а как исполнение Заповедей Божьих (Рим.13:10): не краду — значит, люблю себя; не убиваю, не сплетничаю, не прелюбодействую — значит, люблю себя.

Тот, кто любит себя, стремится к счастью. Абсолютно, безусловно счастлив только Бог. Он создал нас для того, чтобы поделиться им и является источником истинного счастья. В Нагорной проповеди Спаситель предлагает людям стать совершенными, даёт девять Заповедей блаженства. В них Он начертал образец жизни для христиан. Заповеди блаженства содержатся в Новом Завете: Мф.5:3-12 и Лк.6:20-23. (Евангелист Лука писал Евангелие для язычников и ограничил перечень заповедей четырьмя).

Невозможно заставить человека быть счастливым, поэтому Господь не говорит должны, а говорит блаженны. Блаженство — это не просто сумма земных благ, а состояние души человека. Блаженство — это внутренняя, духовная радость, неугасающая радость от чувства единства с Богом. Бог всеблажен, соответственно, блаженство — это приобщение к блаженству Бога.

При этом нам важно понять, что: блаженство — это результат; средство его достижения — исполнение заповедей, целью чего является единение с Богом. Т.е. блаженство само по себе не является целью. Например, если мы любим человека, то для нас важно общение с ним, он сам, а радость от общения — это следствие общения с любимым.

Христианские добродетели, к которым призывают Заповеди блаженства, — это не абстрактные правила хорошего поведения, а качества Христа. Он смирен, милостив, кроток, чист сердцем, даже гоним. Даже плач, как сопереживание, явил нам Спаситель (Ин.11:35).

Слышат ли нас святые?

В благочестии Православной Церкви большое место занимает почитание святых, которые предстоят за нас перед Богом с молитвой. Однако говорит ли об этом Священное Писание? Некоторые вероисповедания полагают, что все усопшие просто прекратили или, вернее, прервали свое существование в момент смерти — до того момента, когда Бог воскресит всех из мертвых. Поэтому призывать их бессмысленно.

Что же мы находим в Библии? После смерти (и до общего воскресения) люди продолжают осознавать себя, способны к общению и пребывают в утешении или в муке, как мы узнаём из притчи о богаче и Лазаре. После смерти благочестивые люди водворяются в непосредственном присутствии Христа, как говорит Апостол Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил.1:23). Прямое указание на мучеников, которые молят Бога о происходящих на земле событиях, мы видим в книге Откровения: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11).

Таким образом, не только Предание Церкви, но и Писание говорит нам о том, что люди продолжают свое личное существование между физической смертью и воскресением и осознают происходящее на земле, а святые и молятся о Божьем вмешательстве.

Молитвословия

Тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 2

Яко древо насаждение при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/ сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./ Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/ моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая тех житием своим, всечестне,/ яко черпалом златым от кладезя неископаннаго,/ чудес почерпл еси от источника неистощимаго,/ на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе,/ ныне всем даеши грехом прощение.

Тропарь преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Послушанию Христову подражавый,/ и Имени Его ради во всяком послушании, терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/ мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,/ к Нему всегда молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Послушника истинна и преподобным равночестна,/ всеблаженнаго отца нашего Павла,/ приидите, любимицы, усердие ублажим,/ яко молящася непрестанно о всех нас.

Кондак мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

глас 4

За Троицу терпеливно страдальчествовавшия,/ многокозненнаго врага победисте,/ братски облекшеся Духом,/ темже водвористеся с пятьми девами/ в Hебесном, страстотерпицы, чертозе,/ и со Ангелы Всецарю// в веселии непрестанно предстоите.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305-311 гг.)
Жития святых 23 сентября 2016
Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305-311 гг.)

Родом из Вифинии, родная сестра св. мучениц Митродоры и Нимфодоры. Желая посвятить себя на служение Богу и в непорочности сохранить девство сестры удалились на пустынную гору, где стали проводить время в посте и неустанных молитвах.