Церковный календарь

23 сентября. Память благоверной царицы Греческой Пульхерии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 сентября. Память благоверной царицы Греческой Пульхерии

15-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 10 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).

Преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апостолов от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверной царицы Греческой Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.

Священномучеников Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, преподобномучеников Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мученика Симеона Туркина, мученицы Татианы Гримблит (1937); священномученика Уара, епископа Липецкого (1938).

Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами. С детских лет исповедуя христианство, они решили сохранить ради Господа свою невинность и уединиться в пустыне. Со временем слухи об их жизни дошли до правителя Вифинской области Фронтона, который приказал схватить христианок. После долгих уговоров принести жертву идолам правитель отдал святых дев на казнь. Приняв страшные муки, Минодора, Митродора и Нимфодора упокоились, до последнего вздоха вознося молитвы к Господу. Тела мучениц хотели сжечь, но сильный дождь погасил разожженный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Тела исповедниц были с почестями похоронены христианами у Теплых вод в Пифиях.

Преподобный Павел Послушливый

Преподобный Павел Послушливый был подвижником в Дальних Киевских пещерах (ХIII–ХIV). По принятии иноческого пострига в Печерском монастыре святой безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден и, когда был свободен от послушаний, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой. Храня непрестанную внутреннюю молитву, он «проводя живот свой, побожно скончася». Ему было около 35 лет.

Мученик Варипсав

Мученик Варипсав жил во II веке. По преданию, некий праведник Иаков во время крестных страданий Христа Спасителя принял в особый сосуд, сделанный из тыквы, истёкшую из Его прободённого ребра кровь и воду и хранил его с драгоценной святыней. Чтобы никто не знал, что в тыкве Кровь, он наливал поверх неё елей. Умирая, он передал святыню двум отшельникам, один из которых перед своей кончиной оставил её пустыннику Варипсаву. Святой Варипсав бережно и свято хранил священную реликвию, обходя грады и веси и совершая чрез неё множество чудес. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от святыни, решили похитить её, чтобы использовать в корыстных целях. Напав ночью на святого Варипсава, они убили его, завладели сосудом, в котором находилась Святая Кровь, но ничего в нём не нашли.

Благоверная царица Греческая Пульхерия

Пульхерия, дочь императора Аркадия (395–408), после его кончины, в 414–421 годах, была регентом при своём малолетнем брате Феодосии Младшем (408–450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием. После смерти брата она пожелала удалиться в монастырь, но сановники просили её не оставлять управления и стать супругой военачальника Маркиана. Святая была готова пожертвовать уединением, но при условии, что её девственная чистота не будет нарушена. Маркиан дал согласие на такой брак, так как и сам отличался благочестием. Таким образом, царственная чета несколько лет управляла империей и устраивала церковные дела, важнейшим из которых был созыв в 451 году IV Вселенского Собора. Память святой благоверной царицы Пульхерии с благоговением хранится Вселенской Церковью.

Священное Писание

Гал., 202 зач., II, 11-16

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Мк., 21 зач., V, 24-34

24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, - 27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 2, 11-16; Мк. 5, 24-34

У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, «тотчас иссяк у ней источник крови». Кровотечение — образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том, и ищут врачевания себе. Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда, говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, «что исцелена от болезни». Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением…

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, не случайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности.

IV Вселенский Собор

В 450 году скоропостижно скончался император Феодосий II, не оставив наследников, и на престол вступила его сестра Пульхерия. В силу необходимости она сочеталась браком с сенатором Маркианом, но продолжала пребывать в девстве. Святая Пульхерия сразу позаботилась об устроении церковных дел. Для формулировки догмата о соединении двух природ в единой ипостаси Господа Иисуса Христа она созвала IV Вселенский Собор. Собор был прекрасно организован и проходил в Халкидоне недалеко от императорской резиденции, вследствие чего в его работе принимало участие большое число сановников. Собор заседал в храме Великомученицы Евфимии с 8 по 31 октября 451 года. В соборе участвовало более 600 архиереев под председательством архиепископа Анатолия Константинопольского.

Догматическое определение IV Вселенского Собора имеет огромное значение для христологии. Отцы собора не только исповедали единство ипостаси Господа Иисуса Христа: «все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве», но определили и образ соединения в Нём двух природ: «исповедуем одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Первые два термина («неслитно», «неизменно») опровергают ересь монофизитства об одной, Божественной, природе Спасителя. Последующие два определения («нераздельно», «неразлучно») низвергают ересь единомышленников Нестория, разделявшего единое лицо Господа Иисуса Христа на две ипостаси: Божественную и человеческую. Две природы Господа Иисуса Христа, согласно Оросу Собора, являясь подлинным Божеством и человечеством, не сливаются в одно богочеловеческое естество и не составляют отдельных ипостасей.

Молитвословия

Тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 2

Яко древо насаждение при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/ сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./ Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/ моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского)

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая тех житием своим, всечестне,/ яко черпалом златым от кладезя неископаннаго,/ чудес почерпл еси от источника неистощимаго,/ на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе,/ ныне всем даеши грехом прощение.

Тропарь преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Послушанию Христову подражавый,/ и Имени Его ради во всяком послушании, терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/ мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,/ к Нему всегда молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Послушника истинна и преподобным равночестна,/ всеблаженнаго отца нашего Павла,/ приидите, любимицы, усердие ублажим,/ яко молящася непрестанно о всех нас.

Кондак мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

глас 4

За Троицу терпеливно страдальчествовавшия,/ многокозненнаго врага победисте,/ братски облекшеся Духом,/ темже водвористеся с пятьми девами/ в Hебесном, страстотерпицы, чертозе,/ и со Ангелы Всецарю// в веселии непрестанно предстоите.

Теги:
Преподобный Павел Послушливый
мученик Варипсав
мученица Минодора Вифинская
благоверная царица Пульхерия
православный календарь

Все публикации