Церковный календарь

22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

Неделя 14-я по Пятидесятнице
Поста нет. 9 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Рождества Пресвятой БогородицыПраведных Богоотец Иоакима и АнныМученика Севериана (320). Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: преподобных Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобного Феофана исповедника. (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника). Блаженного Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.). Собор Алтайских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 7 сентября). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 3 сентября).

Священномучеников Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); священномучеников Захарии, архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мученика Василия Шикалова (1937); преподобномученика Андроника Сурикова (1938); священномученика Александра Виноградова пресвитера (1942).

Праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и до преклонного возраста не имели детей. Они горевали по этому поводу, так как бездетность у евреев считалась наказанием Божиим. После того как священник Иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании им чада. Господь сподобил их стать родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна берегли подрастающую дочь как зеницу ока, поскольку из особого откровения Божиего знали, что Она будет светом всему миру и началом обновления естества человеческого. Церковь называет святых праведных Иоакима и Анну Богоотцами, ведь они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв об исходящих из храма верующих.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Еще отроком Иосиф проявил незаурядные способности к наукам: за два года он выучил Псалтирь и Священное Писание, так что мог совершать молитвенное правило без книг. Принял постриг в Боровском монастыре, где 18 лет провел в послушании у преподобного Пафнутия. По смерти наставника Иосиф был назначен игуменом и хотел ввести общежительный устав, однако братия этому воспротивилась. Тогда Иосиф покинул обитель и основал свой монастырь вблизи Волоколамска. Здесь он ввел самое строгое общежитие и составил устав, основой которого было полное отсечение своей воли и беспрестанный труд. Важную роль сыграл Иосиф в осуждении ереси жидовствующих, подрывающей основы православной веры, и в признании права монастырей иметь обширные земельные владения и имущество на благо Церкви и бедным.

Священное Писание

 2 Кор., 170 зач., I, 21 — II, 4

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Мф., 89 зач., XXII, 1-14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 1, 21-2, 4; Мф. 22, 1-14

Царь устраивает брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный — Царство Небесное; приглашение — проповедь Евангелия; отказавшиеся — совсем не уверовавшие; не одетый по брачному — уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, — разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, — одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «имей мя отреченна». Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубища грехов и страстей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Учреждение в XIX веке епископской кафедры в городе Верном стало закономерным итогом многовекового существования Православия на Казахстанской земле, дало новые возможности для свидетельства о Христе и способствовало развитию различных направлений церковной жизни. Спустя некоторое время после Октябрьской революции 1917 года для молодой Туркестанской епархии наступила година огненного искушения (1 Пет. 4, 12). Казахстан стал местом страданий и мученической кончины множества архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. Сонм новомучеников и исповедников, засвидетельствовавших здесь своей кровью верность Христу, — слава и украшение Церкви. Их предстательством пред Престолом Вседержителя зиждется ныне Православие в Республике.

Силуан Афонский о смирении

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Молитвословия

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Тропарь преподобного Иосифа

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Теги:
Праведные Иоаким и Анна
преподобный Иосиф Волоцкий
святитель Феодосий Черниговский
православный календарь

Все публикации