Церковный календарь

22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

16-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 9 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Рождества Пресвятой БогородицыПраведных Богоотец Иоакима и АнныМученика Севериана (320). Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: преподобных Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобного Феофана исповедника. (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника). Блаженного Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.). 

Священномучеников Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); священномучеников Захарии, архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мученика Василия Шикалова (1937); преподобномученика Андроника Сурикова (1938); священномученика Александра Виноградова пресвитера (1942).

Праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и до преклонного возраста не имели детей. Они горевали по этому поводу, так как бездетность у евреев считалась наказанием Божиим. После того как священник Иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании им чада. Господь сподобил их стать родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна берегли подрастающую дочь как зеницу ока, поскольку из особого откровения Божиего знали, что Она будет светом всему миру и началом обновления естества человеческого. Церковь называет святых праведных Иоакима и Анну Богоотцами, ведь они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв об исходящих из храма верующих.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Еще отроком Иосиф проявил незаурядные способности к наукам: за два года он выучил Псалтирь и Священное Писание, так что мог совершать молитвенное правило без книг. Принял постриг в Боровском монастыре, где 18 лет провел в послушании у преподобного Пафнутия. По смерти наставника Иосиф был назначен игуменом и хотел ввести общежительный устав, однако братия этому воспротивилась. Тогда Иосиф покинул обитель и основал свой монастырь вблизи Волоколамска. Здесь он ввел самое строгое общежитие и составил устав, основой которого было полное отсечение своей воли и беспрестанный труд. Важную роль сыграл Иосиф в осуждении ереси жидовствующих, подрывающей основы православной веры, и в признании права монастырей иметь обширные земельные владения и имущество на благо Церкви и бедным.

Возникновение Несторианской ереси

Константинопольскую кафедру в 428 году занял архиепископ Несторий, ученик Феодора Мопсуетского, осуждённого на V Вселенском Соборе. Как и его учитель, Несторий признавал в Господе Иисусе Христе две ипостаси: божественную и человеческую. Бог-Слово и человек Иисус Христос, по мнению Нестория, едины лишь в смысле общего достоинства и чести, а Дева Мария родила не Бога, а человека. Эта ересь явно обнаружилась, когда Несторий стал в проповедях называть Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей или Человекородицей. Паства архиепископа-еретика бурно отреагировала – одна из проповедей Нестория была прервана схоластиком Евсевием, который громко провозгласил: «Нет, Сам вечный Логос подверг Себя второму рождению, назвав слова Нестория ложью и богохульством!» Главным противником Нестория выступил святитель Кирилл Александрийский, который составил двенадцать анафематизмов против учения Нестория, принятых Александрийским собором 430 года. Тогда император Феодосий II по просьбе Нестория созвал III Вселенский Собор.

Деяния Третьего Вселенского собора

Третий Вселенский Собор был плохо организован, так как византийский император, созвав Собор, фактически устранился от его проведения. Собор не сформулировал вероучительного определения, ограничившись осуждением Нестория и утверждением анафематизмов святителя Кирилла, который представил на Соборе их пространное истолкование. Первый анафематизм утверждает православное учение о Божией Матери: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, а посему Святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотию: да будет анафема». Как пояснял святитель Кирилл: «Единородное Слово Отца родилось по плоти от Святой Девы и соделалось человеком, как и мы, не переставая быть Богом, – да не будет! – но оставаясь тем, чем было, и пребывая в божественном естестве и славе».

Священное Писание

Гал., 212 зач., V, 11-21

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Мк., 28 зач., VII, 5-16

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16)

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». Это место и подобные ему, напр. : «брашно не поставляет нас пред Богом» — выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон — нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад — хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь через Своих апостолов, через Свое слово учит нас величайшей мудрости. Печально, что для многих эти Божественные слова и сегодня остаются неизвестными, ведь невозможно, даже прочитав целиком Священное Писание Нового Завета, отметить и запомнить все самое важное. Поэтому каждый христианин должен постоянно обращаться к слову Божиему. Читать каждый день Евангелие, апостольские послания — это замечательная традиция и замечательный опыт. Но следует читать, размышляя над словом Божиим, с тем чтобы каждое слово становилось для нас понятным, чтобы мы могли, опираясь на эти слова, избежать ошибок, заблуждений, а тем самым усиления зла в нашей жизни и в жизни окружающего нас мира. Да поможет нам Господь принимать умом и сердцем Его великие слова о спасении, которые содержатся в Евангелиях и в апостольских посланиях, дабы эти слова становились нашими собственными убеждениями, на основании которых мы бы строили свои отношения с окружающими нас людьми, с окружающим нас миром.

Силуан Афонский о смирении

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Десятая заповедь Ветхого Завета: Не пожелай ничего чужого

Зависть — скорбь об успехах ближнего. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Эта заповедь разительно отличается от запрещающих грех на уровне телесных проявлений (не убей, не укради, не прелюбодействуй). Она призывает «не пожелай», проникая во внутренний мир человека, распространяясь на его намерения.

Зависть может проявляться не только в отношении материальных благ, но и в отношении статуса, звания, должности, признания, славы и даже духовных даров ближнего. 

Зависть стала причиной первого в истории человекоубийства Каином Авеля. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.

Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним. Зависть — абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий ни малейшего удовольствия. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке — я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

Причастными к этому греху мы становимся не только завидуя, но и провоцируя других на зависть. Если мы знаем, что человек не может позволить себе того, что мы приобрели, то иногда лучше промолчать о какой-то покупке. И о нашей духовной борьбе не принято рассказывать, например, сколько и когда мы молились или постились…

Молитвословия

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

***

Тропарь преподобного Иосифа

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Теги:
Праведные Иоаким и Анна
преподобный Иосиф Волоцкий
святитель Феодосий Черниговский
православный календарь

Все публикации