22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

6686
Фото

Неделя 13-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мученика Севериана (320). Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: преподобных Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобного Феофана исповедника. (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника). Блаженного Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Священномучеников Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); священномучеников Захарии, архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мученика Василия Шикалова (1937); преподобномученика Андроника Сурикова (1938); священномученика Александра Виноградова пресвитера (1942).

Праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и до преклонного возраста не имели детей. Они горевали по этому поводу, так как бездетность у евреев считалась наказанием Божиим. После того как священник Иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании им чада. Господь сподобил их стать родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна берегли подрастающую дочь как зеницу ока, поскольку из особого откровения Божиего знали, что Она будет светом всему миру и началом обновления естества человеческого. Церковь называет святых праведных Иоакима и Анну Богоотцами, ведь они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв об исходящих из храма верующих.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Еще отроком Иосиф проявил незаурядные способности к наукам: за два года он выучил Псалтирь и Священное Писание, так что мог совершать молитвенное правило без книг. Принял постриг в Боровском монастыре, где 18 лет провел в послушании у преподобного Пафнутия. По смерти наставника Иосиф был назначен игуменом и хотел ввести общежительный устав, однако братия этому воспротивилась. Тогда Иосиф покинул обитель и основал свой монастырь вблизи Волоколамска. Здесь он ввел самое строгое общежитие и составил устав, основой которого было полное отсечение своей воли и беспрестанный труд. Важную роль сыграл Иосиф в осуждении ереси жидовствующих, подрывающей основы православной веры, и в признании права монастырей иметь обширные земельные владения и имущество на благо Церкви и бедным.

Возникновение Несторианской ереси

Константинопольскую кафедру в 428 году занял архиепископ Несторий, ученик Феодора Мопсуетского, осуждённого на V Вселенском Соборе. Как и его учитель, Несторий признавал в Господе Иисусе Христе две ипостаси: божественную и человеческую. Бог-Слово и человек Иисус Христос, по мнению Нестория, едины лишь в смысле общего достоинства и чести, а Дева Мария родила не Бога, а человека. Эта ересь явно обнаружилась, когда Несторий стал в проповедях называть Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей или Человекородицей. Паства архиепископа-еретика бурно отреагировала — одна из проповедей Нестория была прервана схоластиком Евсевием, который громко провозгласил: «Нет, Сам вечный Логос подверг Себя второму рождению, назвав слова Нестория ложью и богохульством!» Главным противником Нестория выступил святитель Кирилл Александрийский, который составил двенадцать анафематизмов против учения Нестория, принятых Александрийским собором 430 года. Тогда император Феодосий II по просьбе Нестория созвал III Вселенский Собор.

Деяния Третьего Вселенского собора

Третий Вселенский Собор был плохо организован, так как византийский император, созвав Собор, фактически устранился от его проведения. Собор не сформулировал вероучительного определения, ограничившись осуждением Нестория и утверждением анафематизмов святителя Кирилла, который представил на Соборе их пространное истолкование. Первый анафематизм утверждает православное учение о Божией Матери: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, а посему Святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотию: да будет анафема». Как пояснял святитель Кирилл: «Единородное Слово Отца родилось по плоти от Святой Девы и соделалось человеком, как и мы, не переставая быть Богом, — да не будет! — но оставаясь тем, чем было, и пребывая в божественном естестве и славе».

Евангелие дня

Некоторые животные вызывают у людей отвращение и даже ужас. Змеи, безусловно, принадлежат к данной группе существ. И, как кажется, проблема состоит не столько в том, что змеи могут ужалить и отравить человека ядом, сколько в вещах более глубоких и даже таинственных. Об этом нам, в частности, говорит отрывок из третьей главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 3.

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Почему же змеи вызывают у человека отвращение? В чём состоит причина такого влияния этих рептилий на сознание человека? Некоторые ученые-антропологи утверждают, что причина скрыта в глубинах исторического и культурного наследия человечества. Поразительно, но в совершенно разных древних цивилизациях — египетской, вавилонской, ацтекской — змеи становились символами одновременно лукавой мудрости, опасности и коварства. Библейская книга Бытия, первая книга Библии, отчасти проливает свет на причину возникновения такого отношения к пресмыкающимся рептилиям.

Созданные Богом первые люди, Адам и Ева, были настоящими правителями мира. Их не страшили стихии, все животные подчинялись прародителям, видя в них незамутнённый грехом образ Божий. Вели себя таким образом и змеи. Адам и Ева же не испытывали к пресмыкающимся никакого отвращения. И так получилось, что именно в физическом облике змея дьявол явился первой женщине.

Наивная Ева вступила в разговор со злым духом, поддалась его искушению и нарушила заповедь Божию — вкусила плодов древа познания добра и зла. Затем ровно так же поступил и Адам. Непослушание Творцу стало причиной того, почему грех оказался частью человеческой природы. Ничто противоположное святости не может находиться рядом с Богом. Потому Адам и Ева и были изгнаны из райского сада, ощутили разобщённость с Творцом и познали смерть. Змеи же были Богом прокляты — превратились в опасных, ядовитых и отвратительных существ.

В прозвучавшем отрывке из Евангелия от Иоанна Спаситель вспоминает, как во время путешествия по Синайской пустыне древние евреи чуть не погибли. Их атаковало множество ядовитых рептилий. Предводитель иудеев — пророк Моисей — по указанию Божию изготовил медного змея, прикрепив его к крестовидной подставке. Искусанные евреи, смотря с верой на медного змея, выздоравливали.

Христос вспоминает данный эпизод не случайно. Он, по сути, сравнивает Себя с тем самым медным змеем. Подчеркну — не с райским змеем-искусителем, а с медным змеем-исцелителем. Так Спаситель фактически пророчествует, что Ему, подателю здоровья, подобно древней медной святыни, придётся вознестись, то есть оказаться на кресте. Вот только для змея данная участь являлась актом почтения, а для Сына Божьего стала страшным мучением и позором. Но, глядя с верой на жестокую и отвратительную на вид кончину Христа, люди получат возможность исцелиться. И от физических, и от духовных болезней.

Сравнение Спасителя с медным змеем имеет ещё один содержательный аспект. Медный змей внешне ничем не отличался от своих живых сородичей. Господь Иисус — не только истинный Бог, но и истинный человек. Но в медном змее не было яда, а в Спасителе не было и нет никакого греха. В этом мы видим сходство. Но есть и отличие. В какой-то момент медный змей превратился для евреев из инструмента, через который действует Бог, в идола, который действует сам по себе. Потому древняя святыня и была уничтожена Моисеем.

Изображение распятия Спасителя — Крест Христов — не идол. Иконное изображение казни Господа Иисуса присутствует в наших домах и храмах, носится нами на шее не как амулет или оберег. Он служит одновременно напоминанием о великой жертве Христа и молитвенным образом, обращая взгляд к которому в трудную минуту, мы получаем от Бога благодатную поддержку в борьбе с духовным ядом греха и страстей, а также с искушениями, приходящими от древнего искусителя змея-дьявола.

/ Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Силуан Афонский о смирении

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Десятая заповедь Ветхого Завета: Не пожелай ничего чужого

Зависть — скорбь об успехах ближнего. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Эта заповедь разительно отличается от запрещающих грех на уровне телесных проявлений (не убей, не укради, не прелюбодействуй). Она призывает «не пожелай», проникая во внутренний мир человека, распространяясь на его намерения.

Зависть может проявляться не только в отношении материальных благ, но и в отношении статуса, звания, должности, признания, славы и даже духовных даров ближнего.

Зависть стала причиной первого в истории человекоубийства Каином Авеля. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.

Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним. Зависть — абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий ни малейшего удовольствия. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке — я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

Причастными к этому греху мы становимся не только завидуя, но и провоцируя других на зависть. Если мы знаем, что человек не может позволить себе того, что мы приобрели, то иногда лучше промолчать о какой-то покупке. И о нашей духовной борьбе не принято рассказывать, например, сколько и когда мы молились или постились…

Существовало ли когда-нибудь «русское язычество»?

Некоторые верят, что язычество — это некая исконно русская вера. Но был ли русский народ когда-нибудь языческим народом? Определенно нет.

В языческие времена существовали предки русских — различные славянские, а также финно-угорские и отчасти скандинавские племена, но в это время мы ещё не можем говорить о существовании русских как народа.

Мы тут не составляем исключения — «языческих англичан», например, тоже никогда не существовало. То есть, конечно, существовали языческие германские племена: саксы, англы, фризы и другие, которые, поглотив остатки кельтов, впоследствии сложились в английский народ. Но англичане как таковые, как нация, сложились уже в христианскую эпоху.

Превращение различных германских племен в англичан, как и превращение различных славянских и финно-угорских племен в русских, не было чем-то моментальным. Это был длительный процесс, как впрочем, и христианизация обеих нарождавшихся народов. Но на входе и на выходе из этого процесса — разные этнические общности. Англичане — это не саксы. Русские — это не дреговичи.

Русская идентичность и русская культура сложилась именно как христианская, православная культура. Не существует «русской языческой культуры»; более того, само понятие «русские» закрепилось за восточнославянской общностью уже в христианскую эпоху.

Молитвословия

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

***

Тропарь преподобного Иосифа

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Новости по теме

Великий праздник материнства
Публикации 20 сентября 2024
Великий праздник материнства

21 сентября православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — величайшая тайна Божия, которой предопределено было открыться ко времени пришествия Христа.

«Наше почтение к родителям должно выражаться в искренней молитве и в заботе о них»
Публикации 23 сентября 2021
«Наше почтение к родителям должно выражаться в искренней молитве и в заботе о них»

Мы продолжаем праздновать Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Пресвятая Дева родилась в семье праведных Иоакима и Анны, когда они находились уже в зрелом возрасте. Она стала для престарелых супругов долгожданным, вымоленным чадом.

Иеромонах Кирилл (Корытко): «Пример родителей Пресвятой Богородицы учит каждого из нас не отчаиваться в молитве»
Публикации 21 сентября 2021
Иеромонах Кирилл (Корытко): «Пример родителей Пресвятой Богородицы учит каждого из нас не отчаиваться в молитве»

В величании праздника Рождества Пресвятой Богородицы поется «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». Рождение нового человека — это праздник не только для рожденного, но и для его родителей.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной...»
Публикации 20 сентября 2021
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной...»

Сегодня Святая Церковь собрала нас в храмы, чтобы почтить знаменательный день в истории человечества. Тысячелетиями, со времени падения Адама и Евы, их изгнания из рая, через отступление от Бога, через наказания и милость, через скорби и испытания шло человечество к этому великому дню.