20 сентября. Память преподобного Макария Оптинского

5241
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мученика Созонта (ок. 304). Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (1186). Преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского (1678). Преподобного Макария Оптинского (1860).

Преподобных Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Преподобного Серапиона Псковского (1480). Апостолов от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мученика Евпсихия (117—138). Преподобного Луки (после 975).

Священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); священномучеников Евгения, митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и преподобномучеников Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, реподобномученика Льва Егорова (1937).

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский

Родом из Новгорода, Иоанн основал там Благовещенский монастырь, принял постриг и впоследствии был поставлен архиепископом города. Во время осады Новгорода суздальцами святитель взял икону Божией Матери «Знамение» и установил ее в остроге, после чего нападавшие отступили. Иоанн получил от Бога власть над нечистыми духами: однажды он велел бесу в ночь довезти его до Иерусалима. Бес подчинился с условием, что Иоанн никому не расскажет об этом. Но святой упомянул в проповеди о своем путешествии, и за это бес настроил против него горожан, которые, желая избавиться от пастыря, посадили его на плот и пустили вниз по реке. Однако плот поплыл вверх, против течения. Тогда новгородцы раскаялись и умолили Иоанна вернуться на кафедру. Вскоре после этого святитель принял схиму и отошел ко Господу.

Преподобный Макарий Оптинский

«Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». Так говорила мать будущего оптинского старца преподобного Макария (Иванова) о сыне. Свой монашеский путь подвижник начал в Площанской пустыни. Там, благодаря старцу Афанасию, он был привлечен к изучению духовного наследия. А позже, уже в Оптиной пустыни, под влиянием преподобного Макария сформировалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия 19-го века. На исповедь и за благословением к преподобному Макарию приезжали Алексей Толстой, Николай Гоголь, Алексей Хомяков. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского. Благоверный князь Московский Димитрий испросил у Преподобного Сергия благословение на Куликовскую битву и просил дать ему в подкрепление двух монахов-схимников — Пересвета и Ослябю. Пересвет перед основным сражением сразил в единоборстве татарского богатыря Челубея, сам же при этом погиб. Воодушевленные подвигом инока, русские дружины устремились вперед и одержали победу в жестокой битве. После Куликовской битвы тела погибших Пересвета и Осляби были погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сейчас на месте их захоронения установлено деревянное надгробие.

Евангелие дня

Опыт показывает, что самый волнующий наших воцерковлённых собеседников вопрос во время многодневных постов заключается в том, каким образом сделать пост приятным, таким, чтобы в нём было как можно меньше пищевых ограничений, таким, чтобы ограничения как можно меньше чувствовались. Нам повезло, мы живём в эпоху, в которую технологии позволяют создавать совершенно замечательные суррогаты, к примеру, соевые заменители мяса, растительные протеины и многое тому подобное. Если позволяет финансовое положение, то можно любой пост провести так, чтобы он с гастрономической точки зрения почти не ощущался. Но этого ли ждёт от нас Бог? Ответ мы можем попытаться найти в 7-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит во время Божественной литургии в православных храмах.

Глава 7.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,

23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Речь Христа к народу совершенно недвусмысленно свидетельствует об отношении Спасителя к каким бы то ни было пищевым ограничениям: Он призывал Своих последователей обращать внимание не на то, что входит в человека в качестве пищи, а на то, что исходит из нас, то есть на конечный продукт нашей интеллектуальной и духовной деятельности. Вполне очевидно, что между первым и вторым есть связь, но эта связь не является жёстко обусловленной, а потому строгий постник может оказаться не менее строгим ригористом по отношению к другим людям, ну а тот, кто не соблюдает никаких постов, может быть очень добрым и понимающим человеком, свободным от зависти и осуждения. С такой же степенью вероятности можно встретить и противоположную картину.

Но несмотря на это, Церковь настаивает на том, что в жизни христианина должны присутствовать ограничения, в том числе и в пище. Чаще всего мы склонны рассматривать такие ограничения исключительно как дисциплинарные: через повиновение церковному уставу мы учимся повиноваться Самому Богу. Такая точка зрения вполне справедлива, но она не является полным и совершенным ответом на вопрос о необходимости воздержания.

Дело здесь в том, что воздержание от пищи или же от её определенных видов на страницах Священного Писания никогда не описывается как самоценный процесс, более того, о воздержании Писание никогда не говорит без его связи с молитвой, причём молитва всегда поставляется на первое место: не просто «пост», и не «пост и молитва», а «молитва и пост». Получается, что пост — это вспомогательное средство для молитвы, ну а молитва необходима для того, чтобы научиться чувствовать и понимать волю Божию, а также иметь решимость ей следовать. При этом воля Божия имеет два основных выражения: она относится ко всему человечеству, и она же имеет отношение к конкретному человеку, и зависит от обстоятельств его жизни. Христос в Своей речи через отрицательный пример упомянул ту волю Божию, которая распространяется на всех без исключения: из наших сердец не должны исходить «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Для того, чтобы суметь всего этого избежать, нужно научиться подчинить свою волю воле Божией, а это невозможно без молитвы, подкреплённой постом, и без постоянной проверки своей совести Словом Божиим.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В истории нашего Отечества Куликовская битва — это великое свершение. Но вот на что хочу обратить внимание, дорогие братья и сестры, великие свершения немыслимы без единства. Русь того периода была порабощена татаро-монгольским игом и разобщена, но русский народ под предводительством Димитрия Донского нашел в себе силы объединиться против врага и победить, — это главный исторический урок той битвы. Ныне мы вновь видим проявления нашей разобщенности. С этим можно еще смириться во времена благополучия и мира. Но важно не утерять силы и способности к сплоченности, когда речь идет о безопасности страны, ее независимости, об угрозе потери ее национального духа и самобытности. Тогда рознь — погибель для страны и ее народа. И Церковь сознаёт свою великую ответственность перед Богом за мир, единство, согласие в нашем обществе. Церковь должна защищать интересы своего Отечества таким образом, чтобы способствовать объединению всех усилий народов нашей страны в минуты опасности, когда от единства, согласия зависит наше будущее.

Явление ангела праведным Иоакиму и Анне

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна достигли преклонных лет, но не имели детей. В один из праздников старец Иоаким принёс в Иерусалимский храм свою жертву, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия. «Не должно, — сказал он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи». Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребёнка, наложив на себя строгий пост. Святая Анна, пребывая дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, а её супруг удалился в пустыню, горько плакала. «Я несчастнее всех, — говорила она, — Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена». Однажды праведная Анна в глубокой печали пошла в свой сад, села под лавровым деревом, воздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слёз, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Это зрелище причинило ей ещё большую скорбь, и она с плачем стала взывать ко Господу: «Господь Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рождённое мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твоё милосердие». Когда святая Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: «Анна! Услышана твоя молитва, ты зачнёшь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Неё получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя Ей будет Мария». В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и возвестил ему радостную весть о Благословенной Дочери, рождение Которой будет неизреченной радостью для всего мира.

Урок смирения от старца Макария Оптинского

В 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину пустынь, пожелал беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой. Ему указали на молодого иеродиакона Алексея (Зерцалова), будущего старца Анатолия. После долгой беседы святитель сказал, что удивлён и рад встретить светски образованного и духовно опытного инока. После беседы с епископом отец Алексей встретил своего старца Макария, и, рассказывая ему о беседе с преосвященным, в простоте душевной, передал его отзыв о себе. Тогда старец стал бить его палкой, говоря: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный — аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Но как только отец Алексей ушёл, старец сказал бывшим с ним: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот — уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»

Ефрем Святогорец о чистоте сердечной

Человеческий ум легко загрязняется и легко очищается. Сердце же, напротив, тяжело очищается, но и тяжело загрязняется. Сердце все насквозь пронизано корнями страстей. Корни всех страстей сидят именно в сердце. Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несем в себе, — все это лекарства, все это посылается Божиим промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдет с нами в иной мир. Как мы постигаем, что страдаем от эгоизма? А так, что когда брат скажет нам обидное слово или когда старец, духовный отец — наставник, поставленный Богом на то, чтобы воспитывать в нас бесстрастие, — тоже сделает тебе замечание и ты почувствуешь смущение, возмущение, горечь, скорбь, то познай из этого масштабы живущего в тебе эгоизма. Если человек смиренный, то он принимает слово, принимает замечание и обличение.

Уфология как языческая религия

Инопланетяне — одни из самых популярных литературных, киношных и игровых персонажей, хотя настойчивые поиски инопланетной жизни ни к чему не привели. У нас нет никаких оснований предполагать их существование, тем не менее многие люди питают к ним самый живой интерес и верят в их реальность.

Они мечтают встретить прилетевших откуда-то из глубины небес премудрых, таинственных, могущественных и прекрасных существ, чтобы припасть к их мудрости и отдаться под их защиту, но прежде всего, чтобы увидеть их лицом к лицу.

Это переживание хорошо известно в истории человечества — это религиозное чувство. Пришельцы — это суррогат языческих богов для современного человека. И к ним относится та же первая заповедь, которая говорит о языческих богах вообще: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2,3).

Заблудившееся религиозное чувство, поиск чуда и тайны у богов собственного изобретения — это то, что увы, делает человека легкой добычей падших духов.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому

О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Серапиона Псковского

глас 8

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе,/ и вся красная мира сего возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси./ Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый,/ весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси,/ тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серапиона Псковского

глас 4

От высокоумия искус прийм смиренномудрия,/ благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе./ Желанием бо Божественный любве вжигаем,/ житейския молвы оставль,/ ревнитель учителю твоему Евфросину был еси,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу:/ бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим;/ ныне же молися Господеви, Богоблаженне,/ спастися душам нашим.

Тропарь мученика Созонта

глас 4

Мученик Твой, Господи, Созонт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси душы наша.

Кондак мученика Созонта

глас 2

Истиннаго и Богомудраго мученика,/ страдальца благочестия искуснаго,/ сошедшеся днесь, велегласно восхвалим Созонта таинника благодати,/ исцелений дателя богатейшаго:/ молит бо Христа Бога о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (1186 г.)
Жития святых 20 сентября 2016
Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (1186 г.)

Родом из Новгорода, с малого возраста посвятил себя на служение Богу. Принял иночество с именем Илия в основанной им самим обители.